Качество образовательных услуг
В КФ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
глазами студентов (анализ степени удовлетворённости студентов различными аспектами образовательного процесса на основе анкетирования).
Одним из показателей деятельности вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов является степень удовлетворенности студентов различными аспектами процесса обучения в вузе, которую мы постарались выявить на основе изучения мнений студентов в ходе опроса – это и являлось целью исследования.
Студентам предлагалось ответить на 43 вопроса анкеты, в которой они должны были отметить те варианты ответов, с которыми они согласны или в графе "Другое" написать свой вариант ответа. Анкетирование было анонимным. Данные опроса обрабатывались конфиденциально, результаты доведены до сведения преподавателей и студентов.
Анкетирование проводилось среди студентов первого курса 2015 и 2016 годов. Был проведен сравнительный анализ качества образовательных услуг в разные годы. Такой подход обеспечил возможность проследить динамику в оценках от момента, когда студент имеет некие ожидания относительно вузовского обучения (важно было отметить обманулся он в них или нет, обучаясь у нас), до момента, когда студент на пороге самостоятельной профессиональной деятельности и способен оценить качество образовательных услуг, которое обеспечило или не обеспечило уровень его конкурентоспособности на рынке труда. В общей сложности анкетирование прошли 199 студента экономического факультета.
Данные опроса свидетельствуют, что средний показатель полной удовлетворённости студентов тем, что он обучается в КФ РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева около 70%, остальная часть респондентов (28%) склонилась к ответу «частично удовлетворён», «не знаю» ответило 2% студентов. У студентов же 2016 года эти данные немного отличаются. Так, полностью удовлетворенными оказались 68,9% опрошенных (данные не сильно отличаются от прошлого года), 20% склонились к ответу «частично удовлетворен», «не знаю» ответили 11,1%. Возможно, последнее отвечали те студенты, которые не участвовали ни в одном из прошедших мероприятий и не влившихся в студенческую жизнь. (см. Диаграмму 1).
|
етило 3% студентовскников.а различных сторон образовательного процесса показала устойчивую тенденцию ких занятий, задействов
Оценивая стратегию развития вуза, понимая под ней наличие дисциплин, которые, по мнению студентов, необходимы для будущей профессии, отсутствие дублирования дисциплин, отсутствие нарушения логики преподавания, подавляющее большинство студентов первого курса 2015 года поставило оценку «хорошо» - в среднем 65%, на «отлично» оценили 27%, «не знаю» ответило 17% студентов. В 2016 году наблюдается положительная динамика в оценке развития ВУЗа. Так, оценили на «отлично» уже 31,1% студентов, «хорошо» поставили 48,9%, оставшиеся 20% ответили «не знаю» (см. Диаграмму 2). На основе этих данных мы можем сделать вывод об освещении программ нашего института студентам на главном сайте, на дочерних ресурсах в социальных сетях и на стендах в самом институте.
Результаты анкетирования показали, что большинство студентов 2015 года в своих ожиданиях не обманулись, программа ВУЗа соответствует ожиданиям 90 % студентов, однако 10 % считают, что программа вуза в большей мере не соответствует их ожиданиям. По данным 2016 года «полностью соответствует» и «в основном соответствует» ответили 84%, «в большей мере не соответствует» ответили 2% проголосовавших, затруднились ответить 14% (см. Диаграмму 3). По сравнению в прошлым годом большее количество современных студентов оказались не осведомлены о структуре программы обучения.
|
Наиболее интересными студенты 2015 года назвали дисциплины: история (14чел.), психология (13чел.), социология (11чел.), философия (11чел), английский язык (11 чел), культура речи и деловое общение (6чел), бухгалтерский учёт (8чел), мат.анализ (7чел.), линейная алгебра (3чел.), психология управления конфликтами (4чел.), риторика (4чел.). В 2016 году наиболее интересными дисциплинами студенты посчитали правоведение (18 человек), историю (12 человек), ораторское искусство (12 человек), социология (11 человек). Самые частые ответы на вопрос «Почему интересны дисциплины?» были: качественная, заинтересованная подача материала; возможность студента расширить свои знания в определённых областях; неординарная личность преподавателя; возможность размышления, дискуссий на те или иные проблематики; присутствие приятной атмосферы для обучения.
В число дисциплин наименее интересных попали: микроэкономика, философия, макроэкономика, математический анализ, эк. география, линейная алгебра, технология производства, переработки и хранения продукции растениеводства, математика, регионалистика. В углубленном формате студенты хотели бы изучать английский язык, информатику, психологию, теорию менеджмента, правоведение, логику, социологию и экономическую теорию. Необходимо заметить, что не все студенты заполняли графы связанные с оценкой дисциплин. В 2016 году интересные и наименее интересные дисциплины остались такими же. Следовательно, преподаватели не изменили свой подход к процессу обучения.
|
Качеством образовательных услуг удовлетворены большинство студентов, но в разной степени; полностью удовлетворены 31% опрошенных студентов, в большей степени удовлетворены 65%, 4,4% обучающихся не в полной мере удовлетворены качеством образования (Диаграмма 4).
Следующие пункты призваны прояснить картину в деталях. Так данные 2015 говорят о том, что учебники, методические пособия и лекции доступны студентам (97%), они также удовлетворены работой библиотеки (100%). Компьютерным обеспечением довольны в большей степени студенты-выпускники, на первых курсах 14 % считают компьютерное обеспечение недостаточным. Возможно, это связано с тем, что множество дисциплин начальных курсов предполагают и лекции и практические занятия в компьютерном классе. В вопросах организации питания нет единодушия, оценивают «удовлетворительно» организацию завтраков и обедов только20% респондентов, остальных работа столовой устраивает не в полной мере – 80%. Качество аудиторий удовлетворяет 70% студентов, 30% ответили «не в полной мере» или «не удовлетворяет». На вопрос «Организована ли работа научных кружков» 88% процентов ответили или «нет», или «не знаем». «Да» ответили 12% студентов. В органах студенческого самоуправления студенты почти не задействованы, таковых 80%, 10% студентов ничего не знает о них, лишь 5% задействованы. Атмосферу считают благоприятной для обучения 90% анкетируемых, 9% не считают ее таковой, 1% студентов ответил «не знаю».
В 2016 году методические пособия и лекции доступны 97%, они так же удовлетворены работой бибилиотеки, но в разных степенях: полностью удовлетворены 38%, удовлетворен в большей мере 44%, не в полной мере 20%. Компьютерным обеспечением студенты считают достаточным и в большей степени достаточным 85%, оставшиеся 15% ответили «не знаю». Возможно, это связано с тем, что множество дисциплин предполагают и лекции, и практические занятия в компьютерном классе. В вопросах организации питания «удовлетворительно» отвечают 29%, в большей степени удовлетворены 38%, не удовлетворены вообще и не в полной мере составляют 33% от всех проголосовавших. Качество аудиторий удовлетворяет примерно 67% студентов, 33% опрошенных ответили «не в полной мере» или «не удовлетворяет». На вопрос «Организована ли работа научных кружков» 78% процентов ответили или «нет», или «не знаем». «Да» ответили 18% студентов. В органах студенческого самоуправления студенты почти не задействованы, таковых 86%, 5% студентов ничего не знает о них, лишь 15% задействованы. Атмосферу считают благоприятной для обучения 76% анкетируемых, 4% не считают ее таковой, 13% студентов ответил «не знаю» и 7% выбрали ответ «что это?».
Общая оценка качества образовательных услуг в 2015 году положительная. На «отлично оценивают» 38%, на «хорошо» - 61%, на «удовлетворительно» - 1%. В 2016 же году на «отлично» оценивают 25%, на «Хорошо» - 56%, на «удовлетворительно» - 20% (Диаграмма 5).
Студенты оценивают на «хорошо». Очевидно, что в целом картина качества образовательных услуг глазами студента сложилась благополучная, однако есть и над чем задуматься. Так, например, оценка качества отдельных сторон образовательного процесса показала устойчивую тенденцию меньшего позитива в оценках у студентов. Для того, чтобы ожидания первокурсников были оправданы в полной мере необходимо более активно привлекать их к научной работе, задействовать в органы студенческого самоуправления, разнообразить формы и методы проведения лекционных и практических занятий с ними. Большое количество опрошенных студентов хотели бы ввести больше гуманитарных наук, например, литературу. Возможно, общий процент удовлетворения обучением стал ниже, т.к. опрос 2015 года производился в конце второго семестра, под конец первого курса, когда у студента уже сложилось устойчивое мнение об учебном заведении, было уже большее количество дисциплин. А в 2016 году опрос происходил еще во время первого семестра. У студента еще не сложилось целостное представление, нет своего мнения, не прослушаны многие дисциплины.