Кузьмина Анастасия Эдуардовна




Профилактика нарушений правил дорожного движения как основа формирования правосознания детей младшего школьного возраста

Кузьмина Анастасия Эдуардовна

Специальность 44.02.03

Педагог дополнительного образования

Курс 4, группа «ПД»

Форма обучения: очная

Руководитель:

Казанцев Сергей Юрьевич

 

 

Мурманск 2022

 

Содержание

Введение   Глава 1. Теоретические подходы к профилактике нарушений правил дорожного движения как основе формирования правосознания детей младшего школьного возраста ……………................................................... 1.1. 1.1. Сущностная характеристика профилактики нарушений правил дорожного движения младшими школьниками…………………………... 1.2. 1.2.Психологическая характеристика поведенческих особенностей младших школьников……………………………………………………….. 1.3. 1.3 Психолого-педагогические условия профилактики нарушений правил дорожного движения младшими школьниками…………………   Глава 2. Исследование процесса формирования профилактики нарушений правил дорожного движения как основе формирования правосознания детей младшего школьного возраста …………………….. 2.1. Диагностика сформированности знаний правил дорожного движения у младших школьников………………………………………………… 2.2. Формирование знаний правил дорожного движения у младших школьников как условие профилактики нарушений правил дорожного движения и соответственно формирования у них правосознания………. 2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента………………………..   Заключение   Список используемой литературы   Приложение    

 

Введение

 

 

Условия жизни человека в современной техногенной цивилизации с точки зрения безопасности жизнедеятельности определена категориями «опасная» и «безопасная». Опасность — это способность живой и неживой материи причинять вред самой себе. Безопасность — это способность социальной системы предупреждать и снижать опасность установлением и соблюдением организованного порядка внешних и внутренних взаимосвязей. Осознание нестабильности окружающей действительности, непонимание как уберечь себя и своих детей в новых условиях, ненадежность существования и соответственно потребность в безопасности являются доминирующей составляющей самоощущения современного человека. Угрозы жизни и здоровью в информационно-техногенной среде многообразны и динамичны. Статистика Всемирной организации здравоохранения утверждает, что самый высокий процент смертности от всех видов травм приходится на дорожно-транспортные происшествия. Каждый год в результате ДТП погибают около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. получают ранения. Объявленное в ноябре 2009 года решение всемирной конференции о признании периода 2011-2020 годов Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения свидетельствует об актуальности и важности указанных выше задач. Также, постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 № 864 была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», где главными направлениями ее реализации являются: борьба со смертностью от дорожно-транспортных происшествий; совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения; повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и др. В Проекте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года говорится о том, что в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо формирование грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности

Профилактике детского травматизма и смертности, связанными с дорожно-транспортными происшествиями должно уделяться особое внимание. Каждый ребенок, идущий в школу, так или иначе, вступает в контакт с дорогой и транспортом. В 2020 г. в РФ в дорожно-транспортных происшествиях погибло 520 детей.

В Мурманской области в 2021 году случилось 86 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Три маленьких пассажира по-гибли, 39 юных пешеходов получили ранения.

Данные статистики говорят о преобладающем проценте среди пострадавших детей – пешеходов именно младших школьников – а именно детей в возрасте 7-11 лет. Прежде всего, это связано с увеличивающейся в этом возрастном периоде необходимостью находиться без сопровождения взрослых. Среди наиболее часто встречающихся нарушений: пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, игра детей и подростков в непосредственной близости от проезжей части, игнорирование запрещающих сигналов светофора и запрещающих знаков. Напряженной является ситуация с детьми-пассажирами, которые, согласно статистике, страдают от травм в тридцати процентах всех дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим, можно сделать вывод об остро стоящем вопросе профилактики детского травматизма на дорогах. Данную задачу можно считать наиболее насущной и требующей безотлагательных решений. Теоретические исследования в данной области являются на данный момент особенно актуальными в условиях современной жизни города. Именно в общеобразовательных учреждениях происходит наработка и отработка вопроса по теме “Профилактика нарушений правил дорожного движения”.

Следует также подчеркнуть, что в значительной мере жизнь и здоровье учащихся зависит не только от знания правил дорожного движения, но и от осознания того, что следовать этим правилам надо неукоснительно. Между тем взрослые, которые, в отличие от школьников, являются не только пешеходами, но и водителями, не всегда могут оценить, как они формируют отношение детей к выполнению правил дорожного движения. Так же, как и водители, не соблюдающие правила дорожного движения, подвергают риску своих детей пешеходы-родители, которые могут переходить дорогу на красный свет и в не положенном месте, собственным примером показывая, что можно не соблюдать правила дорожного движения. Родители зачастую игнорируют правила, которые являются нормативными, устанавливающими единый порядок. Тем самым, они невольно провоцируют такое же бессознательное поведение среди детей, что может приводить к ДТП.

Таким образом, миссия школы заключается в том, чтобы не только обучить ребенка жизненно важным правилам, но и сформировать сознательное отношение к ним, объяснить, к чему может привести невыполнение этих правил. В период, когда ребенок-дошкольник становится школьником, ему чаще приходится сталкиваться с проблемными ситуациями при переходе улицы, при поездках на транспорте и т.п. И выбор правильной оценки ситуации и принятия правильного и единственно верного решения - это залог сохранности здоровья и жизни ребенка. Ознакомление детей младшего школьного возраста с основными правилами дорожного движения в начальной школе – это жизненная необходимость и гарантия сохранения жизни и здоровья ребенка в условиях современного города. Формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении является средством профилактики нарушений правил дорожного движения и представляет собой основу формирования правосознания детей младшего школьного возраста. Основная задача, стоящая перед педагогами – воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира, а в дальнейшем и водителя, неукоснительно соблюдающего правила дорожного движения и осознающего ответственность не только за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих.

Актуальность заявленной проблемы усугубляется растущей в настоящее время автомобилизацией РФ в целом и каждого отдельного населенного пункта в отдельности, что в значительной степени увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

Несмотря на актуальность проблемы, она недостаточно раскрыта в теоретическом плане. Существующие методические разработки, представленные в списке используемой литературы, не в полной мере отвечают всем необходимым требованиям. Так же недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия, создание которых необходимо для оптимального формирования у младших школьников культуры безопасного поведения.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы данной работы,

Цель работы – показать, что профилактика нарушений правил дорожного движения представляет собой основу формирования правосознания детей младшего школьного возраста.

Гипотеза заключается в следующем. Формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении является средством профилактики нарушений правил дорожного движения и представляет собой основу формирования правосознания детей младшего школьного возраста. Данное формирование происходит в процессе совместной с педагогом деятельности.

Объект исследования – профилактика нарушений правил дорожного движения как процесс обучение младших школьников основным знаниям в области безопасности дорожного движения.

Предмет – психолого-педагогические условия формирования у младших школьников навыков безопасного поведения в дорожном движении.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики нарушений младшими школьниками правил дорожного движения.

2. Разработать программу дополнительного образования, направленную на

формирование у младших школьников навыков безопасного поведения в дорожном движении.

3. Провести исследование с целью выявить воздействие совместной с педагогом деятельность на формирование правосознания младших школьников, на формирование у них навыков безопасного поведения в дорожном движении.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Методы исследования:

1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

4. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

5. Математическая обработка результатов эксперимента.

Теоретико-методические основы составляют:

- научные труды, посвященные изучению психологии младших школьников (Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова);

- работы в области профилактики нарушений ПДД (В. Гончаров, С.А. Гордиенко, А.К. Глухов, С.В. Игнатова, Т.В. Мельникова, В.Н. Мошкин, Е.И. Толочко, Н.В. Перфильева);

- исследования, посвященные профилактике нарушения ПДД младшими школьниками, ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения (Г.Н. Акинина, Л.С. Амелина, А. Ф. Баширова, Е.А. Воронова, Л. М. Гончарова, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева и др).

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». RG.RU – интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020гг».

3. Материалы портала Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fcp-pbdd.ru/ https://www.gibdd.ru/stat/archive/

4. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена

распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. - 24 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: Проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:baseold.anichkov.ru

6. Акинина, Г. Н. Познавательное развитие детей 6-7 лет в процессе ознакомления с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дороге / Г. Н. Акинина // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 6. - С. 18-19.

7. Амелина, Л. С. Младший школьник и велосипед / Л. С. Амелина // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 71-74.

8. Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие /А.А. Беженцев. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 272 с.

9. Баширова, А. Ф. Еще раз о безопасности детей на дороге: проблемы обучения / А. Ф. Баширова// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2011. - № 12. - С. 50-55; 2012. - № 1. - С. 48-53.

10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. – М.: Просвещение, 1968. -464с.

11. Бочко, А. Правила дорожного движения: для детей / А. Бочко. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 15 с.

12. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков: Учебное пособие. - М: Академический проект; 2005. - 208с.

13. Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе /Е.А. Воронова. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 177 с.

14. Глухов, А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России /А.К. Глухов. - М.: Логос, 2013. 64 с.

15. Гончарова, Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М. Гончарова. - Ростов на Дону: Феникс 2008.- 251с.

16. Гончаров, В. Учить надо непрерывно - от этого зависят жизни детей / В. Гончаров // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2018. - № 12. - С. 28-30.

17. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей / С.А. Гордиенко. - Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. - 64 с.

18. Дударева, М. М. Классный час "Мы - пешеходы" / М. М. Дударева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 7. - С. 60-63.

19. Ефанова, З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД /З.А. Ефанова. - Корифей, 2015.- 112с.

20. Игнатова, С.В. Учим правила дорожного движения: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников / С.В. Игнатова. - М.: Ювента, 2013. - 80 с.

21. Камакин, О. Н. Изучение правил дорожного движения: роль уголка безопасности / О. Н. Камакин // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С. 77-79.

22. Капустина, Е.Г. Правовое воспитание граждан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / Е.Г. Капустина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2014. № 1 (58). С. 51-54.

23. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4-й классы (соответствует ФГОС) /В.И. Ковалько. - М.:ВАКО, 2015. -192 с.

24. Козловская, Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. 10-е изд. / Е.А. Козловская Е.А., С.А. Козловский. - М.: Изд. -торг. корпорация «Дашков и К°», 2006. - 476 с.

25. Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.

26. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения /В.И. Коноплянко. М.: Высшая школа, 2007. - 383 c.

27. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма на период 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: (https://минобрнауки.рф/документы/5372).

28. Копусов-Долинин А.И. Правила дорожного движения РФ: с комментариями и иллюстрациями / А.И. Копусов-Долинин. М.: Эксмо, 2017. - 80 с.

29. Кузнецова, Н.М. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / Кузнецова Н.М. – М.: Просвещение, 2003. – 76 с.

30. Кузнецова, Н.М. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева. - М: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. - 74с.

31. Кузьмина, Т.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении / Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Волгоград: Учитель, 2006. -11 с. (В помощь администрации школы)

32. Леонтьев, А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) /А.Н. Леонтьев. - М., 1950. - 112с.

33. Ловкис, Ю. В.Страна светофория: урок-игра для учащихся начальной школы / Ю. В. Ловкис// Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 72-74.

34. Мельникова, Т.В. Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов / Т.В. Мельникова, С.П. Данченко, М.Л. Форштат. - Санкт-Петербург, 2006. -17 с.

35. Методические рекомендации по внедрению в деятельность образовательной организации системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Проект «Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» – М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2014. – 72 с.

36. Мошкин, В.Н. Методические условия эффективного применения средств наглядности в воспитании культуры транспортной безопасности дошкольников / В.Н. Мошкин, И.Е. Васильков, А.И. Васильков, В.В. Романов: VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 11-13 мая 2017 г. Материалы конференции: сборник тезисов. - М.: МГУ, 2017. - С. 81-82.

37. Мошкин, В.Н. Самооценка школьниками готовности к обеспечению безопасности при катании на велосипеде // Современная педагогика. 2015. № 6.[Электронный ресурс]. URL: https://pedagogоika.snauka.ru/2015/06/4299 (дата обращения: 25.01.2022).

38. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. Учебно-методический

комлекс: учебник, сборник задач, хрестоматия /Л.Ф. Обухова. - М.: МГППУ, 2004. - 128с.

39. Писарева, Т. Н. Программа по безопасности жизнедеятельности "Сам себе спасатель" / Т. Н. Писарева // Классный руководитель. - 2012. - № 8. - С. 45-51.

40. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим. -2007. -56 с.

41. Семенова, И. Школа дорожной азбуки: внеклассное мероприятие для учащихся младших классов / И. Семенова // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2009. - № 11 - С. 35-38.

42. Смирнова, В. А. Правила безопасного поведения на дороге: тестовые задания / В. А. Смирнова // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 64-67.

43. Судавцова, М.Воспитание осторожного пешехода: взаимодействие педагогов и родителей / М. Судавцова// Дошкольное воспитание. - 2017. - № 7. - С. 19-20.

44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1999. - 288 с.

45. Таранин, А. Б. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период / А. Б. Таранин // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2011. - № 4. - С. 46-52.

46. Толочко Е.И. Инновационные педагогические практики формирования у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах. Молодой ученый: научный поиск решения педагогических проблем: материалы науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей, докторантов, науч. рук., молодых учен. Под общ. ред. К. В. Романова. - СПб.: СПб АППО, 2015. -С. 66-72

47. Эльконин, Д. Б. Мышление младшего школьника /Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1951. - 127с.

48. Якупов, А. Культура безопасного поведения школьников в дорожном движении / А. Якупов// Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2012. - № 5. - С. 27-31.

49. ГИБДД огласила статистику по детской смертности в ДТП за 2020 год [Электронный ресурс]. https://politexpert.net/224325-gibdd-oglasila-statistiku-po-detskoi-smertnosti-v-dtp-za-2020-god. Дата доступа 28.02.2022

50. Мурманские дети гибнут в автокатастрофах [Электронный ресурс]. https://vmnews.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: