II. Расставьте знаки препинания.




II. Расставьте знаки препинания.

I вариант

Расставьте знаки препинания.

1. Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки. (Л.). 2. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью влетевший ветер около вас замирает. (Т.). 3. Погода была ужасная ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. (П.). 4. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.). 5. Любишь кататься люби и саночки возить. (посл.). 6. Широкий подъезд был совершенно пуст это казалось мне странным. (Кав.).

 

II вариант

Расставьте знаки препинания.

1. Метель не утихала небо не прояснялось. (П.). 2. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. (Пауст.). 3. В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (Гонч.). 4. Помню также она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. (Ч.). 5. Лес рубят щепки летят. (посл.). 6. Все предметы вокруг были отчетливо и преувеличенно реальны так бывает, когда не спишь всю ночь. (Шол.).

 

III вариант

Расставьте знаки препинания.

1. Он весь в слезах голова поникла лицо бледно руки сложены на груди губы шепчут. (С.-Щ.). 2. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. (Ч.). 3. Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников. (П.). 4. Я верил если говорить о грустном весело, печаль исчезает. (М. Г.). 5. Молвит слово соловей поет. (Л.). 6. Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом такие делают в лагерях для часовых. (Пауст.).

 

II. Расставьте знаки препинания.

Ответы:

I вариант

1. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (Л.). (Запятая ставится между предикативными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены). 2. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (Т.). (Если части бессоюзного сложного предложения несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой конкретизирует границы предикативных частей в сложном предложении, если на стыке их имеются отделенные запятой осложненные компоненты), ставится точка с запятой). 3. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. (П.). (Двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения при пояснительных отношениях, если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (между такими частями обычно можно вставить пояснительный союз а именно)). 4. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.). (Двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения при изъяснительных отношениях, если в первой структурно неполной части с помощью глагола речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и под.) или другого предикатива, выступающего в роли сказуемого, делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание во второй части, восполняющей содержание первой. При этом первая часть произносится с «неспокойным» понижением тона, сигнализируя о незавершенности высказывания и необходимости распространения сказуемого. Вторая часть таких конструкций может быть преобразована в придаточную изъяснительную с союзом что). 5. Любишь кататься – люби и саночки возить. (посл.). (Тире в БСП ставится, если первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть заменена придаточной частью условия с союзом если)). 6. Широкий подъезд был совершенно пуст, – это казалось мне странным. (Кав.). (Если вторая часть образует присоединительное предложение, содержит не основную информацию, а дополнительную с пояснительным, причинным оттенком значения, а первая часть представляет в большей мере самостоятельное сообщение (присоединительная часть может начинаться местоименными словами это, так, такой), то при наличии слова это или при возможности его введения перед присоединительной частью может ставиться запятая и тире как единый пунктуационный знак).

II вариант

1. Метель не утихала, небо не прояснялось. (П.). 2. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. (Пауст.). 3. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (Гонч.). 4. Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. (Ч.). 5. Лес рубят – щепки летят. (посл.). (В БСП ставится тире в том случае, если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть преобразована в придаточную времени с союзом когда)). 6. Все предметы вокруг были отчетливо и преувеличенно реальны, – так бывает, когда не спишь всю ночь. (Шол.).

III вариант

1. Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (С.-Щ.). 2. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. (Ч.). 3. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.). 4. Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезает. (М. Г.). 5. Молвит слово – соловей поет. (Л.). ((В БСП ставится тире в том случае, если вторая часть выражает сравнение с тем, о чем говорится в первой части (ее можно заменить придаточной сравнительной)). 6. Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом, – такие делают в лагерях для часовых. (Пауст.).

 

Алгоритм работы над предложениями:

· Записываем предложение.

· Подчёркиваем основы предложения.

· Определяем количество и границы частей предложения.

· Устанавливаем способ связи частей предложения (сочинительная, подчинительная, бессоюзная).

· Расставляем знаки препинания, руководствуясь правилами (в БСП могут быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

1. Люди часто совершают неблаговидные поступки _ они не считают их правонарушениями.

2. Основы: люди совершают, они не считают.

3. Предложение состоит из двух частей. Первая часть заканчивается словом «поступки», вторая – «правонарушениями».

4. Связь бессоюзная.

5. Ставим двоеточие, так как можно подставить союз «потому что», а вторая часть содержит причину того, что совершается в первой.

Образец письменного разбора:

Люди часто совершают неблаговидные поступки: онине считают их правонарушениями. (Пов., невоскл., сложное, БСП).

Схема предложения – [ 1]: [причина].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: