Методика «Рамочка для фотографии»




Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.

Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

4. Диагностика «Градусник».

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38,39, 40, 41 градус (запись на доске).

Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру.

Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них безусловно появится при названии этого предмета.

 

Например: русский язык -39, математика -36,6 т.д. Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

5. Методика «Сочинение»

Учащимся 4 класса без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (но выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:

 

· Что я знаю о языке?

· Что я знаю о математике?

· Мой самый любимый предмет.

· Мое самое любимое занятие.

· Мой самый грустный день в школе.

· Мой самый счастливый день в школе.

· Мой выходной день.

· Что я думаю о моей учебе в школе.

· Как я хочу закончить четвертый класс.

· Мои школьные трудности.

 

Сочинения можно анализировать по различным критериям.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения.

 

Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

 

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого.

 

По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д

6. Тест-опросник на уровень самооценки одаренного школьника

Определить собственный уровень самооценки младший школьник может с помощью несложного теста-опросника. Он включает 31 суждение, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Когда обучающийся отвечает на вопросы теста, он проставляет баллы в зависимости от выбранного варианта ответа:

«очень часто» – 4 балла;

«часто» – 3 балла;

«иногда» – 2 балла;

«редко» – 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

1) Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2) Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3) Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4) Многие мне завидуют.

5) Меня считают безынициативным.

6) Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7) Я боюсь выглядеть смешным.

8) Я считаю себя малосимпатичным.

9) Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10) К своим ошибкам отношусь равнодушно.

11) Я не считаюсь с мнением собеседника.

12) Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13) Меня считают эгоистом.

14) Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

15) Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

16) Я чрезмерно скромен.

17) Я чувствую никчемность своего существования.

18) Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19) Окружающие ждут от меня многого.

20) Мои одноклассники не интересуются моими достоинствами.

21) Бремя моих способностей меня удручает.

22) Я склонен к риску и авантюрам.

23) Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями.

24) Я смущаюсь от похвал.

25) Мое высокомерие меня выручает.

26) Я рад, что меня не понимают.

27) Я чувствую себя в безопасности.

28) Спорить я ни с кем не хочу.

29) Я чувствую себя скованным.

30) Я нахожусь в ожидании неприятностей.

31) Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

 

Обработка результатов.

 

Чтобы определить уровень самооценки одаренного ученика, нужно сложить баллы по 31 суждению.

Сумма баллов от 48 до 124 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он подстраивается под мнения других людей, маскирует свои способности, избегает самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии обороны в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, опасается, что его интеллектуальный потенциал не признают, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии комплекса неполноценности, о редких сомнениях в своих действиях.

 

Перфекционизм – это позиция человека, относительно которой абсолютно все необходимо делать идеальным образом. Перфекционизм может иметь патологическую форму, тогда он обнаруживает позицию, при которой неидеальный результат становится неприемлемым для личности

Перфекционизм – это психологическое состояние, убеждение в том, что идеал существует, и его можно достигнуть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: