Методика «Страна Вообразилия»




Диагностические методики изучения познавательных интересов

И интеллектуальных способностей младших школьников

 

Беседа

Беседа с классным руководителем

В чем заключается трудность в воспитании данного школьника?

Дисциплина школьника дома и в школе.

Успеваемость.

Какие конкретные факты говорят о его «трудности»?

Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и их результаты?

Домашние условия школьника

Беседа со учащимся

Кем ты хочешь стать после окончания школы?

Какие учебные предметы ты любишь больше всего?

Что ты читаешь?

Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

Твое любимое занятие в школе и дома.

Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

Беседа об учащимся с его товарищами

Давно ли вы дружите?

Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия?

Что тебе нравиться в твоем друге?

Что тебе не нравиться в твоем друге, почему?

 

Методика «Страна Вообразилия»

 

Цель: Изучение уровня развития познавательной потребности у детей младшего школьного возраста.

Оборудование. Для проведения методики желателен следующий наглядный материал, который значительно облегчает общение с ребёнком:

 

1. Изображение волшебника (может быть, в восточном костюме, с палочкой в руках
и т.д.).

2. Изображение мудреца (может быть, в виде седобородого старца).

3. Изображение ковра-самолёта (из любой детской книжки).

4. Изображение необычной машины (много кнопок, лампочек и т.д.).

5. Изображение огромной, очень толстой книги.

6. Изображение яркого солнечного дня; мальчик, просыпающийся в своей постели, рядом с кроватью улыбающаяся мама.

Все изображения должны быть цветными, особый профессионализм здесь не обязателен. Чёрно-белые картинки не допускаются (в таком случае лучше обойтись совсем без картинок).

 

Инструкция: « Ты знаешь, есть такая страна, которая называется Вообразилия, где все, что люди придумают или вообразят, тотчас сбывается. Давай и мы тоже попробуем что-нибудь интересное вообразить. Согласен поиграть в такую игру?».

 

Ситуация 1.

Ребёнку говорится: «Представь себе, что здесь вдруг появляется настоящий волшебник (демонстрирует изображение, если оно есть) и говорит, что может исполнить любые твои пять желаний.

Что бы ты у него попросил?»

Регистрируются первые пять ответов.

Время выполнения задания ограничивается 6 минутами.

Ситуация 2.

«А теперь в стране Вообразилии мы с тобой увидели необыкновенного седобородого старца- это мудрец (демонстрируется изображение, если оно есть). Он может ответить на любые твои вопросы, потому что он знает всё. О чём ты спросил бы у него?» Регистрируются первые пять ответов. Максимальное время выполнения задания - 6 минут.

Ситуация 3.

«Знаешь, на чём ездят в стране Вообразилии? На ковре-самолёте, конечно. Этот ковёр-самолёт в мгновение ока доставляет тебя туда, куда ты хочешь. А теперь вообрази, куда бы ты хотел слетать?»

Регистрируются первые пять ответов.

Максимальное время выполнения задания- 6 минут.

 

Ситуация 4.

« А вот это- чудо- машина из страны Вообразилии (демонстрируете изображение). Она умеет всё на свете: шить, печь пироги, мыть посуду и даже делать любые игрушки. Ей нужно только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так...», - и она выполнит любое твоё задание. Что должна сделать чудо- машина по твоему приказанию?»

Регистрируются первые пять ответов. Время выполнения задания ограничивается 5 минутами.

 

Ситуация 5.

«А это главная книга страны Вообразилии. В ней есть любые истории обо всём на свете. О чём бы ты хотел узнать из этой книги?»

Регистрируются первые пять ответов.

Максимальное время выполнения- 5 минут.

Ситуация 6.

«А это совсем замечательная ситуация. Представь себе, что в стране Вообразилии ты очутился вместе с мамой (демонстрируется рисунок). Ты просыпаешься, к тебе подходит радостная мама и говорит, что вы сегодня на один день очутились в стране Вообразилии, и ты можешь делать всё,

что душе твоей угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал». Регистрируются первые пять ответов.

Максимальное время ограничивается 4 минутами.

 

Следует отметить, что, описывая ту или иную ситуацию, можно добавлять красочные подробности (в зависимости от воображения самого экспериментатора). Особенно желательно это делать, если нет демонстрационных карточек.

Из ответов на каждую из 6 ситуаций выбираются ответы познавательного характера.

Естественно, что даже у детей с очень высокой познавательной потребностью всё же далеко не все ответы будут определяться именно этой потребностью.

 

 

Ориентировочное число ответов познавательного характера для каждой из трёх групп детей.

Дети с высоким уровнем познавательной потребностибольше 9 ответов с познавательным содержанием.

Дети со средним уровнем познавательной потребности3-8 ответов с познавательным содержанием.

Дети с низким уровнем познавательной потребностименьше 2 ответов с познавательным содержанием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: