Дыхательная гимнастика. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ




«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Б людце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

«Чистые зубки»

Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Открываем-закрываем ворота»

Предложите малышу открыть рот и на несколько секунд задержать эту позу.

«Покажи забор»

Когда вы предлагаете ребенку показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.

«Чистим-чистим зубки»

Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.

«Художник»

Предложите ребенку язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

«Бегемотик»

Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

«Покажи зубки!»

Растягиваем губы в улыбке.

«Надуй щеки!»

Поочередно надуваем и втягиваем щеки («Щеки толстые-худые»)

«Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

«Птенчики». Звук [А]

Малыш широко открывает рот (беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка «зернышко». Ребенок произносит: «Ам»

Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят,

Мама зёрнышко несет! Открывай пошире рот!

«Улыбка». Звук [И]

Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

 

«Шарик». Звук [О]

Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед:

Шарик губками возьми, «О-о-о» тихонько потяни.

«Мишка». Звук [Э]

Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помогает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

«Э-э-э» - как мишка вы пропойте, ротик широко откройте.

«Слоник». Звук [У]

Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

На слоненка погляжу, губы трубочкой сложу.

«Зайка». Звук [Ф]

Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя - слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль - ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

Ушки — на макушке, а зубки — на губке: Ф-ф-ф-ф-ф-ф!

«Ветер». Звук [В]

Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

Сильный ветер налетел, голосок у нас запел.

Ручку к шейки прижимай, голосочек подключай: в-в-в-в-в-в!

«Рыбка». Звук [П]

Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

Открывает рыбка рот, да не слышно, что поет.

Воздух в носик набирайся, «П» сквозь губы прорывайся!

«Голосок». Звук [Б]

Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло («домик» голоса).

«Б» легко произнести, голосочек подключи.

«Язычок». Звук [Т]

(Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

Кто же так стучит — тук, тук? Язычок, наш верный друг.

«Строим дом». Звук [Д]

Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль - прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

Мы построить дом хотим. Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем, дружно гвоздики забьем.

«Д» легко произнеси, голосок свой подключи!

«Корова». Звук [М]

Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

«Му-му-му,- мычит корова. - Забодаю Таню с Вовой».

«Тёплый ветерок». Звук [Х]

Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль - ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.

Теплый воздух выдыхай, свои ручки согревай!

«Язычок отдыхает». Звук [С]

Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

Язычок наш загорает. Лежит, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И-и-и».

«Насос»

Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Дыхательная гимнастика

«Колесо лопнуло»

Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

«Насос»

Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.

«Громко-тихо»

Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.

«Дровосек»

Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.

«Волшебник»

Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»
Есть у котика на лапках очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных, чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

«Помощники»

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)
Второй в пластилине (большой со средним)
Третий в шоколаде (большой с безымянным)
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

«Кошка на ладошке»

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки спрятала царапки.
Если вдруг захочет коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: