«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.
«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.
«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.
«Б людце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.
«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.
«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
|
«Открываем-закрываем ворота»
Предложите малышу открыть рот и на несколько секунд задержать эту позу.
«Покажи забор»
Когда вы предлагаете ребенку показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
«Чистим-чистим зубки»
Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
«Художник»
Предложите ребенку язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.
«Бегемотик»
Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.
«Покажи зубки!»
Растягиваем губы в улыбке.
«Надуй щеки!»
Поочередно надуваем и втягиваем щеки («Щеки толстые-худые»)
«Язычок гуляет»
Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)
В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)
«Птенчики». Звук [А]
Малыш широко открывает рот (беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка «зернышко». Ребенок произносит: «Ам»
Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят,
Мама зёрнышко несет! Открывай пошире рот!
«Улыбка». Звук [И]
Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.
Улыбнулись губки, показались зубки.
Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.
«Шарик». Звук [О]
Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед:
Шарик губками возьми, «О-о-о» тихонько потяни.
«Мишка». Звук [Э]
Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помогает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.
|
«Э-э-э» - как мишка вы пропойте, ротик широко откройте.
«Слоник». Звук [У]
Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».
На слоненка погляжу, губы трубочкой сложу.
«Зайка». Звук [Ф]
Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя - слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль - ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.
Ушки — на макушке, а зубки — на губке: Ф-ф-ф-ф-ф-ф!
«Ветер». Звук [В]
Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.
Сильный ветер налетел, голосок у нас запел.
Ручку к шейки прижимай, голосочек подключай: в-в-в-в-в-в!
«Рыбка». Звук [П]
Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:
Открывает рыбка рот, да не слышно, что поет.
Воздух в носик набирайся, «П» сквозь губы прорывайся!
«Голосок». Звук [Б]
Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло («домик» голоса).
«Б» легко произнести, голосочек подключи.
«Язычок». Звук [Т]
(Стучим кончиком языка за верхними зубами.)
Кто же так стучит — тук, тук? Язычок, наш верный друг.
«Строим дом». Звук [Д]
Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль - прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.
|
Мы построить дом хотим. Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмем, дружно гвоздики забьем.
«Д» легко произнеси, голосок свой подключи!
«Корова». Звук [М]
Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.
«Му-му-му,- мычит корова. - Забодаю Таню с Вовой».
«Тёплый ветерок». Звук [Х]
Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль - ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.
Теплый воздух выдыхай, свои ручки согревай!
«Язычок отдыхает». Звук [С]
Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.
Язычок наш загорает. Лежит, спокойно отдыхает
И тихонько напевает: «И-и-и».
«Насос»
Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.
«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.
«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.
«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
Дыхательная гимнастика
«Колесо лопнуло»
Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
«Насос»
Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
«Громко-тихо»
Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
«Дровосек»
Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
«Волшебник»
Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)
«Котик»
Есть у котика на лапках очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных, чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
«Помощники»
Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)
Второй в пластилине (большой со средним)
Третий в шоколаде (большой с безымянным)
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)
«Кошка на ладошке»
Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки спрятала царапки.
Если вдруг захочет коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку)