Выражения Амвросия Оптинского




Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
Иди — куда поведут, смотри — что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя!
Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных — Сама Царица Небесная.
Читайте «Отче наш», но не лгите: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами.

Духовное наследие старца Амвросия

Страх Божий

Отечник. Христианский брак

Советы супругам и родителям

Матрона Московская

Матрона Дмитриевна Никонова

Матро́на Моско́вская (урождённая Матро́на Дими́триевна Ни́конова[3][4]; 10 (22) ноября 1881, деревня Себино, Епифанский уезд, Тульская губерния (сейчас Кимовский район, Тульская область) — 2 мая 1952, рабочий посёлок Сходня, Химкинский район (сейчас Городской округ Химки), Московская область[5][6][7]) — святая Русской православной церкви.

Биография[

Матрона родилась в крестьянской семье в 1881 году[8] (житие святой). Существуют версии, что она родилась в 1883 году (данные сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года) или 1885 году (регистрационная книга Даниловского кладбища 1952 года). Девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. В семье было четверо детей: Пелагея (1873 г. р. (по другим данным Мария)), Иван (1885 г. р.), Михаил (1888 г. р.). Ещё трое братьев и сестра умерли во младенчестве: Михаил (1870—1871), Устинья (1876—1878), Иван (1879—1880) и Андрей (12.08.1882—05.08.1883). Существует мнение, что Матрона была приёмным ребёнком[9].

Согласно житию, когда родилась Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснился сон: белая птица необычайной красоты, слепая, села на её грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребёнка.

Житие сообщает, что уже с восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги[3][10][11].

В молодости Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова (1885 г. р.) брала её с собой в паломничества. Они побывали в Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, других городах и святых местах России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадского. По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России»[3]

В 1912 году умер Дмитрий Иванович Никонов, отец Матроны.

После революции Матрона и её подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила где придётся, у друзей и знакомых, но не у своих братьев, которые стали большевиками. Брат Михаил, член ВКП(б) с 1919 года, был избран председателем сельского совета, а затем заместителем председателя исполнительного комитета Хованской волости, в 25 км от уездного города.

В книге Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», опубликованной издательством Ново-Голутвиного монастыря, приведена история (рассказанная одной из знакомых Ждановой), в которой описывается приезд к Матроне Московской за советом руководителя СССР И. В. Сталина после появления угрозы взятия немцами Москвы[10]. Данная книга отличается от канонического жития святой Матроны (поэтому некоторые исследователи называют её апокрифической[12][13]). Согласно «Сказанию», приведённому в этой книге, Матрона сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы»[14]. Эта встреча изображена на так называемой иконе «Матрона и Сталин»[15][16]. Этот рассказ не соответствует каноническому житию святой Матроны и в нём не приведён, так как доказательств, подтверждающих эту встречу, нет[17][18]. Историк И. Курляндский, специализирующийся на жизни И. В. Сталина, считает данную историю выдуманной, как не имеющую никаких доказательств[19]. Более того, в житие святой Матроны описываются многократные гонения, устроенные против неё богоборческой властью. Несмотря на гонения, Матроне всякий раз удавалось избежать ареста. Зинаида Жданова была осуждена как участница антисоветской церковно-монархической группы[5].

В 1942—1949 годах Матрона жила в Москве, в старинном деревянном особняке по адресу Староконюшенный переулок, д. 30 (не сохранился) близ Арбата, где занимала угол в 48-метровой комнате односельчанки Е. М. Ждановой и её дочери Зинаиды[5]. В 1950—1952 годах — под Москвой, в Сходне по адресу ул. Курганная, д. 23, у дальних родственников, в семье Курочкиных.

Согласно житию, жизнь святой Матроны протекала однообразно: днём она принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы как поступить, а ночью молилась[5]. Святая Матрона регулярно исповедовалась и причащалась. Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры[20].

Согласно житию, Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.

Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года[21]. Сохранились посмертные фотографии святой[22]. Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший её протоиерей Николай Голубцов[22].

Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц. На похороны Матроны пришло много народу. Даниловское кладбище было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу» — в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве.

Часовня над бывшей могилой Матроны на Даниловском кладбище, возле могилы видна очередь из паломниц

Могила на многие годы стала местом паломничества[23].

Канонизация О жизни Матроны известно прежде всего из книги Зинаиды Ждановой (1917—2007), вместе с матерью проживавшей семь лет в одной комнате с Матроной в Староконюшенном переулке и наблюдавшей за духовной деятельностью Матроны. Книга была издана массовым тиражом в 1993 году Ново-Голутвинским женским монастырём и содержит необычные и не укладывающиеся в христианскую догматику факты. Кроме того книга содержала не подвержённый документально история встречи Матроны со Сталиным[24].

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Синодальной комиссии по канонизации святых: её председателя митрополита Ювеналия (Пояркова), председателя Издательского совета епископа Тихона (Емельянова), игумена Дамаскина (Орловского), диакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии»[24]. Книга изъята из продажи в Покровском женском монастыре.

Синодальной комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав недостоверные, на взгляд экспертов, и несоответствующие официальному богословию сведения. Эта версия жития в настоящее время размещена на православных сайтах: «Православие.ru», «Седмица.ru», сайте Покровского монастыря[18].

В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Алексия II была вскрыта могила святой Матроны, её мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную гробницу (раку). К ним открыт ежедневный доступ с 7 (в воскресенье с 6) до 20 часов[25][26][27][28].

День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской[11][14].

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация[8].

Частицы мощей святой Матроны доставлялись для поклонения в города России: в Вологду, Красноярск, Липецк, Новокузнецк, Пермь и др.[29]

Почитание святой Матроны[править | править вики-текст]

Блаженная Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых[30]. К её мощам в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи человек (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов)[20]. Также в Покровском монастыре находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни[31][32].

Считается, что по молитвам святой Матроны происходит огромное количество чудес и исцелений, включая невоцерковлённых и не православных людей[33][34], ведётся запись письменных свидетельств этого[20]. Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других стран[3]. Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви, включая Патриарха Московского и всея Руси Кирилла[35], который призывал всех обращаться к святой Матроне не только за помощью в решении жизненных проблем, но и даровании сил несения страданий:

Мы не должны забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с её страданиями, с её муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о её содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и своё сердце силой её примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси [35]

Фильмы о святой Матроне

Документальный фильм «Праведная Матрона Московская», студия «Неофит ТВ», 2005

«Чудотворица» (2015)

Иоанн Кронштадтский

Автограф Иоанна Кронштадтского

Иоа́нн Кроншта́дтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев; 19 (31) октября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния) — священникРусской Православной Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель правоконсервативных монархических взглядов (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР[2][3]), Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю) — перенесение мощей Иоанна Рыльского.

Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург).

Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 19 октября (1 ноября) 1964[1]; впоследствии, 8 июня 1990 года[4], — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Память совершается 20 декабря и 1 июня по юлианскому календарю (в Русской Зарубежной Церкви — также 19 октября[1]).

 

Биография

Происхождение и родные

Родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пи́нежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. «За слабостью здоровья»[5] был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского.

Дед (по отцу) — Михаил Никитич Сергиев, родился в 1779 году, священник Сурского прихода[6]. Другие предки в роду отца были священниками на протяжении по меньшей мере 350 лет[7]. В документах среди церковнослужителей Пинежского уезда упоминаются Яков Сергиев (1687) и Михаил Сергиев (1755—1756).

Отец — Илья Михайлович Сергиев, родился 13 июля 1808 года, окончил уездное Духовное училище, после чего вернулся домой и всю жизнь служил дьячком Никольской церкви села Сура, около которой и был похоронен. По словам самого Иоанна, родитель его «умер рано, 48-и лет, в 1851 году».

Дед (по матери) — Власий Порохин, дьячок Сурской церкви[8].

Мать — Феодора Власьевна, урождённая Порохина. Родилась 8 февраля 1808 года. Венчалась 22 июля 1828 года. В браке имела шестерых детей, четырёх мальчиков и двух девочек, из которых выжили трое. Скончалась в Кронштадте от холеры, на 63-м году жизни[8][9][10]. Над её могилой в Кронштадте построена часовня-усыпальница, восстановленная в 2008 году[11].

Братья — Никита и Василий — умерли в младенчестве; Иван — умер от чахотки в 18 лет[6].

Сестра — Анна Ильинична Фиделина, вышла замуж за дьякона Сурского прихода Василия Фиделина. Их старший сын, Иван Васильевич Фиделин, переехал в Кронштадт и стал личным секретарем отца Иоанна Кронштадтского; в 1892 году издал его собрание сочинений[6].

Сестра — Дарья Ильинична Малкина, вышла замуж за крестьянина деревни Горской Семена Малкина. В Суре проживает её внучка, Любовь Алексеевна Малкина, 1920 года рождения, внучатая племянница Иоанна Кронштадтского[12][13].

Учёба

В 1839 году поступил своекоштным воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником. Перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником и за успехи был в том же году отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев» [9][14].

Семья

По словам о. Иоанна, учась в духовной академии, он увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в соборе г. Кронштадт. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согласился. Детей у отца Иоанна не было; согласно его «Краткому житию» в официальном издании Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства»[15]. Его супруга — Елизавета (1829—1909) — дочь протоиерея кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого. Первое официально составленное (по благословению священноначалия Русской Зарубежной Церкви) «Житие» (1964) говорило, что «брак о. Иоанна <…> был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов.»[16]

Супруги воспитывали как своих детей двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны — Елизавету и Руфину. Последняя впоследствии вышла замуж за мичмана Николая Николаевича Шемякина, получив от о. Иоанна в приданое 6000 рублей золотом[17]. Руфина Шемякина записала проповеди последних лет жизни о. Иоанна и в 1909 году издала 2 книги о своих дяде и тёте[18].

Судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему[19]; запись в дневнике в 1883 году свидетельствует, что «домашние» о. Иоанна не говели (даже на первой неделе Великого поста) и выказывали «неуважение к постановлениям церковных»[20].

В конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног[21]. Скончалась 22 мая 1909 года, отпевал её епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), похоронена в ограде Андреевского собора[22].

Служение

Хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии»[23], он решил остаться здесь. После рукоположения был направлен в Кронштадт — место административной высылки асоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих[23]. В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все своё жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом»[24]. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене[24].

10 декабря 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископом Ревельским Христофором (Эмаусским)[25], викарием Санкт-Петербургской митрополии, был посвящён во диакона, а через день, 12 декабря, 26-летний Иоанн рукоположен в священники к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины[26].

С 1857 года — законоучитель Кронштадтского городского училища; с 1862 года преподавал Закон Божий в местной классической гимназии — в течение последующих 25 лет[27].

Его новаторское отношение к своим пастырским обязанностям, выражавшееся, в частности, в чрезвычайной эмоциональности его проповедей (как говорили очевидцы, он нередко на них обливался слезами), встречало в 1860-е годы непонимание и неодобрение у других клириков собора, в котором он был тогда только 3-м священником, а также школьного начальства[28].

Согласно его личному дневнику, первый случай того, что было воспринято им как исцеление больного по его молитве, произошёл 19 февраля 1867 года, когда он сделал запись: «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылева). 19 февр. 1867. <…>»[29][30]

С 1875 года — протоиерей; c 1894 года — настоятель Андреевского собора; c 1899 года — митрофорный протоиерей.

С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Богослужения в приходах Петербурга, совершаемые им по приглашению купечества, временами вызывали трения с местным духовенством, а также недовольство петербургского митрополита Исидора (Никольского).

Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таин (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, Великим постом).

Состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: