Пенсионный фонд и его роль в управлении децентрализованными финансами





ПФР (является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, местонахождение - город Москва) признан самостоятельным финансово-кредитным учреждением, обеспечивающим: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; финансирование расходов, связанных с выплатой в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации[2]
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. [5].
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места
жительства[6].
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
1)страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ; 2)ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. 1 установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: - для работодателей, для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - в размере 28%; - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,- в размере 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения; -для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, адвокатов, аудиторов - в размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Если указанные категории плательщиков используют наемный труд, то они уплачивают страховые взносы в размере 28%; - для работающих граждан - в размере 1% дохода, полученного от их деятельности.
От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Вместе с тем граждане, работающие в этих общественных организациях, в том числе работающие пенсионеры, уплачивают страховые взносы в размере 1% заработка независимо от получаемой пенсии. Не платят страховые взносы воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, рядового и начальствующего состава, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции.

Страховые взносы предприятиями, учреждениями и организациями уплачиваются один раз в месяц вместе с перечислением налогов с заработной платы. В таком же порядке юридические лица начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работающих граждан, включая работающих пенсионеров. Крестьянские (фермерские) хозяйства отчисляют страховые взносы по результатам деятельности за год не позднее 1 апреля следующего года. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, вносят страховые взносы ежемесячно. По истечении установленных сроков невнесенные платежи считаются недоимкой и взыскиваются в бесспорном порядке с начислением пени.
Страховые взносы по своей экономической природе отличаются от налогов и носят не фискальный, а компенсационный характер. В составе современной трехуровневой структуры обязательных платежей только две – страховая и накопительная части носят индивидуальный характер и возвращаются гражданину. Другая часть (6% ЕСН), направляемая на формирование базовой части пенсии, распределяется между всеми пенсионерами страны, при этом нарушается страховой принцип возврата страховых сумм. А данный пенсионный механизм выполняет не свойственные пенсионному страхованию функции поддержки малоимущих категорий граждан. Положения принятых в целях проведения пенсионной реформы в РФ федеральных законов соответствуют конвенциям и рекомендациям Международной организации труда, применяемым в мировом сообществе.
Однако действенность предусмотренных механизмов особенно в среднесрочной перспективе вызывает сомнение, что, в первую очередь, связано с тем, что основу пенсионного обеспечения продолжает составлять распределительная модель, основанная на солидарности поколений. Об этом свидетельствует механизм распределения страхового взноса. Так, для финансирования базовой части трудовой пенсии направляется 6% от совокупных годовых доходов работников, а оставшиеся 14% из 20% пенсионных платежей - на финансирование страховой части трудовой пенсии (и накопительной - для лиц, которым она предусмотрена).
Таким образом, пенсия в современной системе разделена на две основные составляющие: базовую и страховую (накопительную). При этом базовая пенсия, предоставляемая в равном размере для всех застрахованных, не является страховой по сути и играет роль социальной пенсии.
Страховая часть трудовой пенсии по действующему законодательству - это пенсии, выплачиваемые в рамках системы с использованием условно- накопительных счетов. При этом на индивидуальном счете каждого работника пенсионные права фиксируются и индексируются в соответствии с принятыми правилами, однако реальной аккумуляции средств не происходит. Несмотря на свой квазинакопительный характер, подсистема страховой части трудовой пенсии остается распределительной, то есть текущие пенсии выплачиваются за счет текущих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает возможность функционирования как государственного, так и негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих средства, используемых для финансирования выплаты пенсии и иных выплат. Основной принцип – финансирование государственного пенсионного обеспечения из средств федерального бюджета, в котором аккумулируются поступившие социальные платежи (налоги), бюджет негосударственных пенсионных фондов создаются путем отчислений в соответствии с пенсионными договорами, заключаемыми с участниками системы. Переход со страховых на налоговые механизмы мобилизации обязательных платежей во внебюджетные фонды в 2001 году является основной предпосылкой создания низкой доходной базы ПФР.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РФ от 12. 02. 1993 N 4468-1(ред. от 21. 12. 2006) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
2. Федеральный закон от 19. 12. 2006 N 234-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 06. 12. 2006) // "Парламентская газета", N 216-217, 22. 12. 2006,
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07. 05. 1998 N 75-ФЗ (ред. от 16. 10. 2006) "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ" (принят ГД ФС РФ 08. 04. 1998) // "Российская газета", N 90, 13. 05. 1998, "Российской газете" - 18. 10. 2006
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15. 12. 2001 N 167-ФЗ(ред. от 27. 07. 2006)"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30. 11. 2001) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17. 12. 2001, N 51, ст. 4832,
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17. 12. 2001 N 173-ФЗ(ред. от 03. 06. 2006)"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30. 11. 2001) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 238-239, 20. 12. 2001,

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24. 07. 2002 N 111-ФЗ (ред. от 02. 02. 2006) "ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 26. 06. 2002) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", 29. 07. 2002, N 30, ст. 3028, использована редакция из информационной базы «Консультант – плюс»
7. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01. 06. 2006 N 793-р <СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА 2006 - 2008 ГОДЫ> // "Собрание законодательства РФ", 09. 06. 2006, N 24, ст. 2620
8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27. 12. 1991 N 2122-1 (ред. от 05. 08. 2000) "ВОПРОСЫПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)", "ПОРЯДКОМ УПЛАТЫСТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)") // Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30. 01. 1992, N 5, ст. 180, использована редакция из информационной базы «Консультант - плюс»
9. Рогачев Д. И. Метод права социального обеспечения. Дис. На соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2002

10. Климова Е. С. "Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы." - 2005 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: