Тема: «Русская культура XII-XIII вв.»




1. Особенности культуры XII—XIII веков

Распад Древнерусского государства не привел к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции.

В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.

В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

 

2. Литература

С XII века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле.

Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нём фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Возникают новые жанры литературы. Очень популярными были поучения. На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Центральной идеей «Поучения детям» является идея укрепления единства Древнерусского государства. Именно эта идея пронизывает рассказ князя о собственной жизни, его наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, помогать нищим, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.

Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. Он размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Он создаёт идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твёрдый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее остро и пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве». В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года. Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения? Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри, ставит им в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

 

3. Архитектура

 

Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.

Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображён князь Ярослав — отец Александра Невского.

Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимире-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.

В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утончённости храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: