Расчетное задание по дисциплине «Управление конкурентоспособностью»
Для выполнения задания студент должен самостоятельно выбрать товар на рынке, а также товар-образец и сравнить их применив дифференциальный и комплексный методы оценки конкурентоспособности.
Методы оценки конкурентоспособности
Оценка производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.
Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.
При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности. Он основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
Результат оценки:
достигнут ли уровень в целом;
по каким параметрам он не достигнут;
какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
gi =
(і = 1,2,3,…,n), (1)
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Рi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Рio - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Анализ результатов оценки:
при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;
при оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;
Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:
gi =
(і = 1,2,3,…,n), (2)
g i’ =
(3)
где gi’, gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Рi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Рio - величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Анализ результатов оценки:
- из формул (2) и (3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формула (2), а для удельного расхода топлива - формула (3);
- если технические параметры продукции не имеют физической меры
(например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания
этимпараметрам количественных характеристик необходимо использовать
экспертные методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
1. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:
(4)
где IНП - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
gні - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (1);
n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Анализ результатов:
Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.
2. Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
(5)
где IТП - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1), (2), (3);
аi - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке.
Анализ результатов:
а) полученный групповой показатель IТП характеризует степень
соответствия данного товара существующей потребности по всему набору
технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются
запросы потребителей;
б) основой для определения весомости каждого технического
параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на
результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров,
выставок образцов;
в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных
исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения
ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана
наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный
эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения
точности оценки необходимо учесть влияние на его величину
эргономических, эстетических и экологических параметров).
3. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции по формуле:
(6)
где IЭП - групповой показатель по экономическим параметрам;
3, 30 - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя определяются по формуле:
3 = 3пр +
(7)
где 3 - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
3пр - единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции,
относящиеся к i-му году ее службы;
Т – срок службы;
i – год по порядку.
При этом, Сi = (8)
где СJ - эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n - количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
4. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
Формулы (6) и (7) не учитывают приведение эксплуатационных затрат к расчетному году.
В случае необходимости приведения эксплуатационных затрат к расчетному году формулы (6) и (7) принимают вид:
(9)
Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрампроводится по формуле:
(10)
где ІЭП - групповой показатель по экономическим параметрам;
3, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;
Сі, Соі - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в і-ом году;
Т - срок службы товара;
і - коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.
Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводится на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
(11)
где К – интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то проигрывает, а если K>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
(12)
где Кср – интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi – показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;
Ri – весомость i-го образца в группе аналогов;
Ni – количество аналогов.
Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.