Сынкова Елена Викторовна




педагог дополнительного образования

МАОУДО ДЮЦ, г. Северодвинск

 

«Использование народных игрушек и игр как средства народной педагогики в работе с младшим школьниками и дошкольниками»

Современный уровень развития педагогической науки позволяет по-новому взглянуть на традиции народной педагогики. Одним из существенных условий развития современного образования является актуализация национальной системы образования. «Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей…» (Закон РФ «Об образовании» ст. 18). В контексте данной проблемы в задачу педагога входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиций и обычаев, содействующих воспитанию и развитию личности.

Этнопедагогика - (термин введен Г.Н. Волковым в 1972 г.) – это наука, предметом изучения которой является народная педагогика, которая, в свою очередь, является традиционной практикой воспитания и обучения сложившаяся у определенных этносов и народов. Основными средствами народной педагогики являются: труд, родной язык, верования, обычаи, устное народное творчество, игры, обряды, праздники, природа, народные песни и танцы. Основные задачи народной педагогики: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и религиозное воспитание.

Русская культура в течение веков выработала оптимальную систему воспитания и обучения детей. Апробированная многими поколениями система народного воспитания обеспечивала передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; прививалось умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Основываясь на положительном опыте народной педагогики, в МАОУДО ДЮЦ города Северодвинска успешно реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семейная этностудия «Ладушки». Ее цель: создание условий для активизации роли семьи в воспитании подрастающего поколения на основе изучения русской культуры в ходе совместного творчества детей и родителей. Программа ориентирована на семьи, имеющие детей 5-10 лет. Именно в этом возрасте формируется национальное самосознание (идентичность) — чувство принадлежности к своей стране и народу.

Программа Семейной этностудии «Ладушки» представляет интегрированный курс, включающий несколько направлений: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и музыкально-игровой фольклор, согласованные и тематически перекликающиеся между собой. Структура программы позволяет участникам погрузиться в атмосферу обрядовых семейных праздников и традиций, познакомиться с азами народных ремесел и других видов декоративно-прикладного творчества. Содержание программы подчинено народному календарю и раскрывается в разнообразных формах творческой деятельности, как традиционных для образования, так и нетрадиционных. (игры, мастер-классы, экскурсии, фольклорно-этнографические экспедиции, проектная и исследовательская деятельность).

Народное прикладное искусство считается одним из самых захватывающих проявлений народной ментальности, которое имеет давние исторические корни. Народная игрушка является частью прикладного искусства, занимая при этом почётное место.

Для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» по программе семейной этностудии «Ладушки» был выбран образ традиционной куклы «на выхвалку». Это одна из первых кукол, которую девочка шила и наряжала самостоятельно, в которой показывала все свое мастерство рукодельницы. По этой кукле окружающие судили о вкусах девочки, аккуратности, заботе и внимательности.

Работа над проектом велась системно. Параллельно с изготовлением кукол обучающиеся изучали фольклорный материал, примеряли к себе и постепенно отбирали образы. Можно сказать, что создание кукол происходило по образу появления в семье ребенка:

Жизненный период Практическая работа Фольклорный материал
Появление младенца на свет Изготовление тела куклы Изучение колыбельных
Появление «лика» и «имянаречение» младенца Вышивка лица, придумывание имени куклы Изучение пестушек «Водичка, водичка», «Вот лес, вот поляна», «Птягушечки»
Закрытие родничка, появление волос на голове Изготовление волос, заплетание косы Изучение потешек «Расти коса до пояса», народной песни «Как у Дунюшки коса»

 

Следующий блок посвящен традиционному костюму. Особое внимание обращается на соответствие костюма полу, возрасту, подбор материалов для их изготовления, на простоту и эргономичность кроя. На этом этапе изучаются «потешки», направленные на развлечение и развитие младенцев (Сорока, Барашеньки-крутороженьки, Куделя- куделя), а так же плясовые попевки («Где ж ты, куколка, была», «Патока с имбирем»). Особое внимание уделяется изучению народных сказок. Они направлены на развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, интеграцию личности. Сюжеты сказок разнообразны. Мы обратились к Бытовым сказкам, которые повествуют о превратностях семейной жизни, о способах разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейной студии и направлены на формирование образа семейных отношений. Например, такие русские сказки: "Кто заговорит первый?", «Медведь на липовой ноге», «Мужик и волки». К бытовым можно отнести сказки о труде: Как рубашка в поле выросла, Крупеничка, о Хлебе, Сенокосе, Жатве.

Овладение материалом обучающимися осуществляется по системе народной педагогики в традиционной форме: «из уст в уста» и «из рук в руки». Только личным показом можно передать секреты рукодельного мастерства. Так и ритм, строй, интонацию, диалект того или иного произведения устного или песенного народного творчества возможно воспринять непосредственно от носителя традиции. Поэтому, в ходе подготовки к итоговому показу проекта «Дочки-Матери», большое внимание уделялось совместному и индивидуальному прослушиванию этнографических записей.

На эмоционально-мотивационном этапе большую роль играет то, что этностудия «Ладушки» является семейной. Это позволило апробировать разучиваемый фольклорный материал непосредственно на младших участниках.

В заключении надо отметить, что по мнению психологов «игра куклами способствует: развитию речи; снятию нервного напряжения; развитию коммуникативных навыков; д остижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; приобретению важных социальных навыков; развитию крупной и мелкой моторики; профилактике и коррекции страхов; коррекции отношений в семье; становлению психосоциальной идентичности мальчиков и девочек». И обо всем этом народная педагогика знала веками и передавала эти знания из уст в уста и из рук в руки.

Итоги проекта «Дочки-Матери» были показаны на городском фольклорном фестивале «Северные роднички», на городской выставке «Кукольная вечорка. Дорога к храму».

 

Список информационных источников

1. Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) [Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014, режим доступа - https://znanium.com/bookread2.php?book=480147].

2. Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Русские дети: основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. − СПб: Искусство, 2006.

3. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла. − Хотьково, Сергиев Посад, 2009.

4. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа.- М.:Школьная пресса, 2004

5. Полетавкина С. Д. Познавательные умения как один из компонентов развития социально-адаптационных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования [Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014, режим доступа - https://znanium.com/bookread2.php?book=480155].

6. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. – СПб: СПбАППО, 2007.

7. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Емельянова Г.В. − СПб: СПбАППО, 2005

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: