Какова температура участка нити лампы, толщина которого по той или иной причине меньше остальных?




Что такое электрическое сопротивление проводника? Чем оно определяется для линейных металлических проводников?

Как примерно выглядят вольтамперные характеристики проводника при неизменной температуре и как они искажаются за счет нагревания проводника с ростом силы тока в нем?

Изменение сопротивления нити, накаливания вольфрамовой нити лампы, связано с увеличением ее длины, уменьшением поперечного сечения или зависимостью удельного электрического сопротивления вольфрама?

Как сопротивление нити лампы зависит от ее температуры?

Какова температура участка нити лампы, толщина которого по той или иной причине меньше остальных?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа № 18.

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии

Оборудование: источник электрической энергии, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Порядок выполнения работы.

  1. Ознакомиться с измерительными приборами и определить цену деления шкалы амперметра и вольтметра.
  2. Составить электрическую цепь по схеме.
  3. После проверки схемы преподавателем замкнуть цепь и, пользуясь реостатом, установить в цепи силу тока, соответствующую нескольким делениям шкалы амперметра. Снять показания амперметра и вольтметра, занести их в таблицу. Цепь разомкнуть. Опыт повторить 5 раз.
  4. Вычислить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
  5. Определить среднее значение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии.
  6. Определить относительную погрешность измерения.

 

I, A U, B ε B εср В r Ом r ср Ом
               
           
           
           
           

 

РАСЧЁТЫ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По результатам работы сделайте вывод:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте законы Ома для участка цепи и полной цепи. Запишите формулы законов Ома для участка цепи и полной цепи.

2. Решите задачу: Элемент с ЭДС 6 В и внутренним сопротивлением 1,5 Ом замкнут на внешнее сопротивление 8,5 Ом. Определите 1) силу тока в цепи, 2) во внешней цепи, 3) падение напряжении внутри источника тока.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа №19.

Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.

Цель урока: определить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

Оборудование: штатив с держателем, шарик с нитью длиной не менее 1м, пробка с прорезью в боковой поверхности, метровая линейка, штангенциркуль, секундомер.

Порядок выполнения работы.

1.Поместить штатив с держателем на край стола.

2.Укрепить свободный конец нити шарика в прорези пробки и зажать пробку в держателе.

3.Измерить диаметр шарика штангенциркулем, длину нити линейкой.

4.Отклонить шарик на небольшой угол и отпустить. По секундомеру определить время, за которое маятник совершит n полных колебаний, например 50.

5.Вычислить период полного колебания маятника:

6.Вычислить ускорение свободного падения по формуле

Т= .Определить среднее значение ускорения свободного падения и найти относительную погрешность.

8.Результат измерений и вычислений записать в таблицу.

№ опыта Длина нити l, м Диаметр шарика, d,м Число полных колебаний,N Время полных колебаний t, с Период полного колебания, Т,с Ускорение свободного падения, g, м/с2 Среднее значение ускорения свободного падения , м/с2 Относительная погрешность %
                 
         
         
         
         

 

РАСЧЁТЫ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По результатам работы сделайте вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Что такое период колебаний? Как он связан с частотой колебаний?

2. Как изменится период колебаний маятника, если его длину увеличить в 4 раза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа №20

Емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока

Цель: изучить зависимость емкостного и индуктивного сопротивлений от частоты переменного тока и параметров элементов.

Порядок выполнения работы:

1. Соберите цепь показанную на рисунке 1.

2. Установите следующие значения параметров:

Генератор – напряжение (эффективное) 100 В, частота 100 Гц;

Конденсатор – рабочее напряжение 400 В, емкость 10 мкФ;

Резистор – рабочая мощность 500 Вт, сопротивление 100 Ом.

3. Изменяя емкость конденсатора от 5 до 50 мкФ (через 5 мкФ), запишите показания вольтметров (напряжение на конденсаторе и на резисторе).

4. Рассчитайте эффективное значение токов, текущих в цепи, в зависимости от значения емкости конденсатора (для этого надо напряжение на резисторе разделить на его сопротивление).

5. Определите значения емкостных сопротивлений конденсатора для соответствующих значений его емкости и сравните их с рассчитанными по формуле (3).

6. Установите емкость конденсатора 10 мкФ. Изменяя частоту генератора от 20 до 100 Гц через 10 Гц, повторите измерения и расчеты емкостного сопротивления в зависимости от частоты переменного тока.

7.

Рис.1. Рис.2.(cхемы)

8. Установите следующие значения параметров:

Генератор – напряжение (эффективное) 100 В, частота 100 Гц;

Катушка - индуктивность 50 мГн;

Резистор – рабочая мощность 500 Вт, сопротивление 100 Ом.

9. Изменяя индуктивность катушки от 50 до 500 мГн (через 50 мГн), запишите показания вольтметров (напряжение на катушке и на резисторе).

10. Рассчитайте эффективное значение токов, текущих в цепи, в зависимости от значения индуктивности катушки (для этого надо напряжение на резисторе разделить на его сопротивление).

11. Определите индуктивные сопротивления катушки для соответствующих значений ее индуктивности и сравните их с рассчитанными по формуле (1).

12. Установите индуктивность катушки 100 мГн. Изменяя частоту генератора от 20 до 100 Гц через 10 Гц, повторите измерения и расчеты индуктивного сопротивления в зависимости от частоты переменного тока.

13. Постройте графики зависимостей индуктивного и емкостного сопротивлений от частоты переменного тока.

Контрольные вопросы:

2. Почему емкостное сопротивление уменьшается с увеличением частоты переменного ток, а индуктивное сопротивление – увеличивается?

3. Каковы разницы фаз между током и напряжением для катушки и конденсатора?

4. В каких единицах измеряются емкостное и индуктивное сопротивления?

5. Как записывается аналог закона Ома для максимальных (эффективных) значений тока и напряжения для реактивных элементов – конденсатора и катушки индуктивности?

1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. По результатам работы сделайте вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа № 20.

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

 

Цель работы: определить фокусное расстояние линзы и оптическую силу линзы.

Оборудование: двояковыпуклая линза, электрическая лампочка, источник электрической энергии, экран, линейка, соединительные провода, ключ.

 

Порядок выполнения работы:

1. Расположить источник света, экран, линзу вдоль линейки, как показано на рисунке.

2. Плавно передвигая линзу получить на экране чёткое изображение прорези в колпачке: а) увеличенное, б) уменьшенное, в) равное.

3. Во всех трёх случаях измерить расстояния d и f.

4. Используя формулы , определить главное фокусное расстояние, а затем оптическую силу линзы.

5. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

    №   Изображение Расстояние от предмета до линзы d, м Расстояние от изображения до линзы f, м Главное фокусное расстояние F, м Оптическая сила линзы D, дптр Среднее значение оптической силы дптр Абсолютная погрешность ΔD, дптр Среднее значение абсолютной погрешности Относительная погрешность Δ=
1. Увеличенное                
2. Уменьшенное                
3. Равное                

 

РАСЧЁТЫ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. По результатам работы сделайте вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение линзы.

2. Постройте четыре изображения в линзах.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 22.

Изучение интерференции и дифракции света

 

Цель: определить длину световой волны с помощью дифракционной решётки.

Оборудование: прибор для определения длины световой волны, подставка для прибора, дифракционная решётка, лампа с прямой нитью накала в патроне со шнуром и вилкой.

 

Порядок выполнения работы.

1. Собрать установку.

2. Установить на демонстрационном столе лампу и включить её.

3. Смотря через дифракционную решётку, направить прибора лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы.

4. Экран прибора установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решётки и получить чёткое изображение 1 и 2 порядков.

5.Измерить расстояние от экрана прибора до дифракционной решётки.

6.Определить расстояние от нулевого деления шкалы экрана до середины фиолетовой полосы слева и справа для спектров первого порядка и вычислить среднее значение.

7. Опыт повторить для спектров 2 порядка.

8. Такие же измерения выполнить для красных полос дифракционного спектра.

9. Определить длину волны фиолетовых лучей для спектров 1 и 2 порядков и длину волны для красных лучей тех же спектров.

10. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

 

№     Период дифракционной решётки d, м Порядок спектра, n Расстояние от дифракционной решётки до экрана b Видимые границы спектра фиолетовых лучей Видимые границы спектра красных лучей Длина световой волны
Слева, a, м Справа а, м Слева, a, м Справа а, м Фиолетовых лучей м Красных лучей , м
                   
                   
                   
                   

 

Рис.1 (установка по наблюдению дифракции)

Рис.1 (установка по наблюдению интерференции)

РАСЧЁТЫ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. По результатам работы сделайте вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение дифракции.

2. Дайте определение дифракционной решётки.

3. Запишите формулу дифракционной решётки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Лабораторная работа №23.

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

Цель: наблюдать и изучить сплошные и линейчатые спектры испускания.

Оборудование: ЭВМ, цветные карандаши.

 

Порядок выполнения работы.

 

1. Зажечь лампу. Направить щель спектроскопа на пламя спиртовки или свечи и получить яркий, чёткий спектр.

2. Спиртовку погасить; наблюдаемые линейчатые спектры зарисовать.

3. Включить люминесцентную лампу в электрическую цепь.

4. Щель спектроскопа направить на лампу и рассмотреть сплошной спектр люминофора. Обнаружить на фоне сплошного спектра несколько ярких линий водорода, неона, гелия.

5.Лампу выключить из электрической цепи, линейчатые спектры паров неона, водорода и гелия зарисовать.

 

Рис. 1 (спектральные линии)

Рис.2 (спектроскоп)

6. По результатам работы сделайте вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор- ник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
  2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебное пособие для студ.учреждений сред.проф.образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 160с.
  3. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика – 10», М., «Просвещение», 2012г.
  4. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин «Физика – 11», М., «Просвещение», 2012г.
  5. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями: учеб. Пособие.-М.: Форум: ИНФРА-М, 2007
  6. Руководство по проведению лабораторных работ по физике для средних специальных учебных заведений/ Дондукова Р.А.-М: Высш. Шк., 1984
  7. Механика. Оптика. Электричество. Руководство по проведению лабораторных работ. Школьный мир, 2012


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: