Методика организации слушания музыки на уроке в общеобразовательной школе




Музыкальное восприятие.

 

Музыкальное восприятие – процесс углубленный, малодоступный при внешнем наблюдении, что усложняет как диагностику усвоения музыки учениками, так и руководство им. Поэтому большое значение имеет такая организация деятельности слушателя, которая дала бы возможность контролировать и стимулировать её в сторону адекватного отображения идейно-эстетического содержания произведения. Уместно вспомнить Д.Б. Кабалевского, который сказал, что “слушать музыку надо учиться”. \

Для подтверждения вышесказанного обратимся к исследованиям А.Л. Готсдинера, который выделил 4 стадии музыкального восприятия:

1 стадия: сенсомоторное научение, когда закладывается интонационный слух.

2 стадия: стадия перцептивных действий и операций, когда ребенок активно, направленно и, вместе с тем, выборочно относится к музыкальному материалу.

3 стадия: стадия выработки эстетических моделей и оценок, характеризующаяся наличием определенного опыта музыкального восприятия и дифференциацией музыкального материала.

4 стадия: Эвристическая стадия, показывающая как определенную психологическую комфортность слушателя в музыке, так и возможности его творческого самовыражения.

Понимание музыки есть сложный процесс, который не может быть ограничен только восприятием музыки. Постижение музыкального смысла продолжается и в течение многократного прослушивания, и воспоминаний о прослушивании, подробного изучения музыкального текста, его исполнения или музыковедческого освоения.

Существуют разные способы понимания, отличающиеся не только глубиной постижения, но и самим характером проникновения в “музыкальные глубины”. По М.Ш. Бонфельду глубина постижения музыкального произведения не имеет предела. Он также выделяет следующие уровни, которые опираются на правополушарную основу с постепенным включением левополушарного интеллекта: 1 стадия понимания – “пребывание”. Слушатели “пребывают” в звучащей ткани, погружаются в нее и само звучание пробуждает их собственное мышление, минуя стадию осознанности. 2 стадия понимания – “созерцание”, когда восприятие не ограничивается неосознаваемым “пребыванием” в звучащей атмосфере, но в состоянии, пусть и в самом общем виде, проникнуть в музыкальный текст, усмотреть в нем некие компоненты структуры. Главное и в пребывании и в созерцании – это отклик внутреннего ощущения на “энергетические вибрации”, исходящие из музыкального произведения, обусловленные им. 3 стадия понимания – “переживание”. Этот тип характеризует слушателей с определенным опытом посещения концертов, имеющих какие-то сведения из сферы музыкального искусства. На этой стадии постижение художественной мысли осуществляется не просто на неосознаваемом уровне, они “переживают” не только музыку, но и вызванные ею образы и ситуации.

 

Актуальными с позиции исследования заявленной проблемы являются также концепция Е.В. Назайкинского о психологических механизмах и функциях музыкального восприятия. Понимание музыки – это не только восприятие, но и творчество. Вовлечение в творческий процесс является обязательным условием ее полноценного понимания с привлечением воображения, с опорой на вовлеченность и увлеченность слушателей.

В исследовании Л.С. Сизовой процесс восприятия характеризуется целостным для всех форм и видов общения ребенка с музыкой. Восприятие как целостная деятельность определяется творческой активностью детей в различных действиях: вокально-хоровом, пластическом интонировании, в графической записи, в линии, в цвете и т.д. В таком качестве оно отвечает музыке как целостному художественному явлению, существующему во множестве конкретных сочинений.

Целостность восприятия – это выразительное переинтонирование (пение, игра на инструменте, размышление, импровизация, рисование, пластическое интонирование), и восприятие характера музыки, и национальной принадлежности стиля композитора. Целостность восприятия может выражаться и в настроении, возникающем у ребенка и в характере раскрытия им жизненного содержания музыки: поэтического описания ее эмоционально-образной сущности сценического, объемного видения развития музыкального образа и т.д. Целостность восприятия обеспечивается и тем, что “глубина и содержательность восприятия возможна только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания”. Так же, как “дважды нельзя вступить в одну воду”, так и каждое соприкосновение ребенка с музыкой на уроке независимо от того, хоровое это пение, слушание ли, импровизация ли – будет каждый раз другим. Это постоянное творческое начало как углубление в музыку (исполнение, интерпретация, размышление о ней, переинтонирование образа) – имеет объективные предпосылки: безграничность эстетической информации, которую несет искусство, связанное с взрослением, и с развитием самого ребенка, расширение его жизненного, жизненно-музыкального и художественного опыта.

Без эмоций немыслима ни одна деятельность, тем более художественная. Для педагога музыки очень важно понимание эстетических эмоций ребенка как языка общения с музыкой. Восприятие музыки может быть либо целостным – на уровне образа (его развития), либо не быть таковым. Причём, зачастую это не связано с уровнем музыкальной культуры человека. “Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта” – заявляет Е.Д. Критская. Рассматривая процесс музыкального восприятия, она выделяет поэлементный подход к развитии музыки. “Работа в области формирования музыкальной грамотности рассматривается как конкретизация ключевых музыкальных явлений, понятий, терминов на элементарном уровне”,– считает Б. Рачина. В её пособии подчеркивается, что “освоение системы ключевых знаний о выразительных средствах музыки должно стать внутренним логическим стержнем в процессе музыкального воспитания, развития и обучения при любом предложенном тематизме как на уроке, так и в четверти…” В результате заявленные “серьезные педагогические задачи” оказываются связанными с поэлементным изучением музыкальной ткани произведения. В пособии “Методика музыкального воспитания в школе” (авторы Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко) восприятие музыки рассматривают как сложный процесс, в основе которого лежит “способность переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности”, умение мыслить, воспринимать музыку как “членораздельную речь”. Восприятие музыки в таком качестве является основой всех видов музыкальной деятельности. Считается, что для “полноценного” восприятия музыки надо научить детей специальной терминологии. Они должны изучить средства выразительности, уметь их называть, определять. В итоге восприятие трактуется как навык дифференцированного слышания. Основной его целью при таком поэлементном подходе становится конструктивная сторона музыкальной формы. “Восприятие именно музыкальной специфики пьесы заключается в нацеленности “на слушание средств музыкальной выразительности”, – читаем в пособии Г. Ригиной. Автор подчеркивает, что большую помощь в восприятии музыки учащимися оказывает знание средств музыкальной выразительности: мелодия, ритм, метр и т.д. и их характеристика.

Таким образом, в данном методологическом анализе отражены позиции различных музыкантов-педагогов (частнонаучный уровень), а также музыковедов и музыкантов-психологов (общенаучный уровень) по интересующей нас проблеме музыкального восприятия в связи с деятельностью по слушанию музыки на школьном уроке.

 

Музыкальное восприятие – это способность человека эмоционально переживать музыкальное содержание как художественное.

Музыкальное восприятие обладает определенными свойствами:

– эмоциональность, связанная с эстетическими переживаниями человека, его чувствами, эмоциями;

– целостность, отражающая становление в сознании человека музыкального образа произведения через совокупность элементов музыкальной речи;

– ассоциативность, когда на основе прежнего опыта человека происходит возникновение различного рода зрительных и слуховых ассоциаций, ведущих к возникновению образных представлений и эстетическому отношению человека к музыке;

– осмысленность, поскольку восприятие связано с мышлением, а направленное, сознательное восприятие влияет на познавательные процессы и оценочные суждения.

В механизме музыкального восприятия заложены не только общие закономерности процесса познания, но и его психологические основы, которые обусловлены зависимостью нашего сознания от окружающей нас действительности. Познавательная деятельность ребенка – это единство чувственных представлений, теоретического мышления и практической деятельности. Умело направляя занятие, учитель выявляет и развивает у детей такие компоненты музыкального восприятия, как:

– эмоциональную отзывчивость на музыку,

– музыкальный слух,

– мыслительную деятельность,

– память,

– способности к исполнительской и творческой деятельности.

Глубина воздействия музыки на каждого человека не одинакова. Она индивидуальна и определяется многими условиями, обуславливающими воздействие музыки на человека:

1. Глубина воздействия музыки на человека зависит от его слуховой чувствительности к отражению, восприятию и ощущению различных качественных сторон звука: высоты, тембра, длительности, громкости.

2. Наличие связей между музыкально-слуховыми и конкретными (воображаемыми) образными представлениями не только ведет к возникновению эмоций, переживаний, интересов человека, но также обуславливает изменения в свойствах человеческой психики и влияет на формирование качеств личности.

3. При этом немалую роль играет опыт накопления музыкально-слуховых представлений и связанных с этим проявлений различных свойств и видов человеческой памяти.

4. Учет индивидуальных, физиологический, возрастных и типологических особенностей восприятия способствует доступности изучаемого материала и прочности его усвоения. Здесь необходимо еще помнить о психологических закономерностях детского возраста, поскольку для каждого возраста детей способность воспринимать музыку и сосредоточенность внимания будут самыми различными. В первом и втором классах произведения, которые слушают дети, длятся от 45 секунд до полуторы минуты. В третьем и четвертом классах дети могут без труда слушать пьесу, которая длится три минуты. Поэтому для детей младшего школьного возраста оптимальное время для раздела по слушанию музыки не должно превышать 10 минут (1–2 классы) и 15 минут (3–4 классы), по хоровому пению – по 15–20 минут (для произведений веселого характера) и 10–15 минут (для произведений спокойного характера). Время по музыкальной грамоте устанавливается учителем индивидуально в зависимости от видов музыкальной деятельности учащихся на уроке.

5. Для восприятия музыки необходимо создание благоприятных морально-психологических, школьно-гигиенических и эстетических условий.

В зависимости от особенностей музыкального языка и динамики развития слуха можно выявить различные уровни восприятия человеком окружающей музыкальной действительности. Новый опыт в освоении музыкального материала всегда связан с преодолением трудностей. Непонятное часто отвергается человеком, и труд педагога в школе должен направляться на преодоление этих трудностей.

Главной задачей восприятия является формирование музыкально-слуховых представлений ребенка: чем полнее и богаче опыт, тем глубже восприятие. Накопление музыкально-слуховых представлений способствует большему проникновению в сущность музыкальных явлений. А это ведет к освоению основных норм музыкального языка в исходном уровне при восприятии. Переход к более высокому уровню совершается на основе слияния прежнего опыта с новым. Это совершается сначала с помощью учителя, а затем постижение и осмысление нового уровня в восприятии происходит самостоятельно. Поэтому главной целью музыкального развития ребенка в начальной школе является постижение и осмысление музыки как социального явления.

Понимать музыку – значит воспринимать ее не только эмоционально, но и сознательно. Способность к осознанному восприятию музыки основывается на развитии музыкального мышления детей через сравнение и анализ. Необходимо сначала научить детей выделять главное в музыке (эмоциональное, образное содержание, общий характер музыки), а затем анализировать средства музыкальной выразительности. После анализа этих частей общее восприятие будет обобщаться, углубляться и уточняться.

Тренированный слух взрослого может одновременно услышать несколько линий в музыкальной ткани произведения: ритм, мелодию, форму, тембр и т. д. Эмоциональное впечатление во время слушания музыкального произведения здесь как бы складывается воедино из множества музыкальных компонентов. Младшие же школьники не могут одновременно анализировать больше одного признака. Поэтому в процессе обучения приходится анализировать поочередно сначала одну линию, затем другую. Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у младших школьников настроения, чувства и мысли, связанные с ними.

Движущей силой в формировании и развитии восприятия является взаимодействие между внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на личность. К внешним воздействиям относятся: среда и направленная деятельность педагога. Внутренние процессы определяются индивидуальным реагированием человека на внешние факторы, причем у каждого человека будут различные ответные реакции на внешние раздражители, т. е. проявляется различная активность. Внешние факторы воздействуют на развитие личности через внутренние, и между ними существует постоянная взаимосвязь и взаимопроникновение.

На уроках музыки обучающая деятельность педагога (внешний фактор) должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации музыкального восприятия представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения. Такими методами могут быть:

– многократность музыкального восприятия, что ведет к закреплению в памяти музыкально-слуховых представлений и определяет избирательный подход и отношение к произведениям. Это способствует формированию музыкального вкуса – основы эстетической культуры;

– творческая переработка в сознании учеников получаемой информации, многообразие в формах проверки знаний на уроке;

– выработка навыков переноса знаний и умений при осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей;

– применение игр и игровых ситуаций;

– введение проблемного обучения;

– увеличение роли наглядности в обучении с целью привлечения к восприятию как можно больше органов чувств.

Активность учащихся (внутренний фактор) при восприятии музыки проявляется через такие характерные особенности учебной деятельности, как эмоционально-волевые проявления ребенка (сосредоточенность, устойчивость внимания), мыслительная деятельность и внешние проявления. Все это предопределяет качество усвоения знаний, умений применять знания в творческой и поисковой деятельности.

Внутренние признаки, определяющие активность ребенка при восприятии музыки, могут быть отражены через:

– моторную реакцию организма, которая, в свою очередь, обостряет развитие ритмического чувства и отражается через мышечную деятельность, внешние движения;

– потребности и мотивы деятельности;

– интересы и склонности детей;

– эмоции, чувства;

– цель, перспективы;

– убеждения, внутреннюю позицию, установку к действию и т. д.

Познавательная деятельность учащихся при восприятии музыки протекает с опорой на познавательную активность и познавательную самостоятельность. Если познавательная активность в своей основе опирается на познавательный отклик и инициативу детей, то познавательная самостоятельность при музыкальном восприятии представляет собой критический подход, отбор, активный поиск и собственный путь в решении поставленных задач. При этом практическая деятельность учащихся является осуществлением обратной связи в обучении и отражается через способы деятельности учащихся для решения поставленных задач, где происходит слияние стремления и умения действовать самостоятельно.

Задача педагога состоит в том, чтобы умело использовать внешние и внутренние факторы как движущие силы всестороннего развития и воспитания учащихся.

Методика организации слушания музыки на уроке в общеобразовательной школе

 

Слушание музыки – действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. Ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки является основой расширения музыкального кругозора учеников, воспитания у них художественного вкуса. В процессе слушания музыки обогащается музыкально-слуховое воображение, развивается фантазия учащихся, воспитывается эстетическое отношение к действительности.

Как раздел урока слушание музыки предусматривает в общей сложности 10-15 минут.

Для слушания младшими школьниками музыкальных произведений

предлагается следующая схема:

1. Вступительное слово учителя.

2. Слушание произведения.

3. Беседа о прослушанном произведении.

4. Анализ произведения.

5. Повторение, закрепление.

Вступительное слово учителя подготавливает учащихся к сознательному восприятию произведения. Учителю необходимо заранее определить главное, что необходимо довести до сознания детей и как это следует осуществить. Во вступительном слове можно использовать такие методы работы, как рассказ, беседа, словесные пояснения с иллюстрациями, составление рассказов детей по содержанию рисунков, воспоминания детей об определенных событиях и т. п. Учителю необходимо возбудить интерес детей к произведению, желание его прослушать. Во вступительном слове учитель использует воспитательные аспекты.

У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому при воспитании музыки в детском сознании возникают разные зрительные представления.

Используя детскую фантазию, можно применять различные наглядные пособия. Однако при объяснении музыкального образа нет нужды создавать и навязывать детям какой-либо сюжет. Субъективные представления со стороны учителя обязательно повредят делу, поскольку понимание содержания музыки через слышание в ней литературного сюжета является ошибочным. Пересказывать музыкальный «сюжет» словами невозможно. Главное для музыкального восприятия – это эмоциональное сопереживание самой музыки, умение уловить характер, настроение.

При слушании музыки необходимо детям сидеть тихо. Здесь требуется особая атмосфера ожидания радостного, которая ведет к более глубокому проникновению в звучащую палитру произведения. В первом и втором классах произведения длятся от 45 секунд до полуторы минуты. В третьем и четвертом классах дети без труда слушают пьесу, которая длится три минуты. Можно в момент прослушивания детям пользоваться нотной записью (нотами), где графически выставлены обозначения динамики, размеров, темпов.

После прослушивания произведения желательно провести беседу, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями и мыслями об этом произведении. Учитель помогает учащимся подобрать определения, которые наиболее полно раскрывают художественные особенности музыкального произведения, и выясняет правильность в понимании детьми содержания музыки.

При анализе произведения необходимо уяснить те средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для изображения характера музыкального образа.

В процессе анализа желательно чаще использовать метод сравнения. Этот метод применяют сначала при сопоставлении двух контрастных произведений, а затем и отдельных элементов музыкального языка в пределах одного произведения. Так, например, при объяснении форм музыкальных произведений учитель может использовать цветовую наглядность. Одинаковость в музыкальных построениях дети воспринимают через один цвет. При составлении двух контрастных мелодий подбираются различные краски. Кроме цвета, дети могут сопоставлять различные геометрические фигуры или движения кривой линии с различными контурами.

Очень важно, чтобы в процессе разбора учитель помог детям понять, что те или иные средства музыкальной выразительности не случайно использованы композитором в произведении, а необходимы для того, чтобы правдиво передать его содержание. Учитель должен всегда помнить, что разбор не цель, а лишь средство для наиболее полноценного восприятия музыки.

Некоторые музыканты-педагоги пользуются наглядными схемами анализа музыкального произведения. Различные варианты схем учителя подбирают в своей работе индивидуально. Схему, предложенную Гродзенской Н. Л., можно постепенно предлагать детям в начальных школах Адыгеи (см. рис.):

 

 

Для того, чтобы дети научились любить и понимать музыку, произведения должны быть ими хорошо усвоены. К. Д. Ушинский писал о том, что произведение искусства только тогда будет глубоко прочувствовано, когда оно будет до конца понято. Поэтому необходимо несколько раз прослушать произведение, чтобы оно запомнилось детям и стало для них близким. Интерес к музыке, которую дети слушают неоднократно, не только не угасает, а, наоборот, повышается.

На уроке новое произведение слушается повторно. Еще перед уроком учитель может поставить новый вопрос или продумать ход творческого задания, где одновременно с прослушиванием или в домашнем задании можно использовать личные переживания и представления каждого ребенка, что ведет к возможности появления рисунка, поэтического, словесного образа. Методами активизации в повторном восприятии музыки могут являться методы предварительных вопросов или постановка новой цели перед повторным исполнением произведения. Восприятие повторяемого вновь произведения всегда будет обогащенным, более сознательным и глубоким. Именно ради такого восприятия и делается разбор произведения.

На следующих уроках отдельные произведения могут звучать вновь, причем учитель теперь должен стараться направить внимание детей на то, чтобы они услышали что-то новое. На итоговых уроках произведения повторяются, здесь часто используются игровые формы, например, концерт по заявкам детей. Можно устроить концерт-загадку, сгруппировав произведения тематически или по жанровому признаку и т. п. Учитель постепенно дает отдельные задания, цель которых – выявить качество приобретенных знаний, степень запоминания и оценочного отношения учащихся к музыке.

 

1.1 Сущность и особенности восприятия музыки

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

 

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию.Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и наконец, музыкальное восприятие - это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.[9;134с.]

Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в драматизированной игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным слушателю.

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие, как процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории.[9; 127с.]

Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это - Шопен, а это Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору.

То, как человек воспринимает мир, зависит от свойств наблюдаемого объекта, от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент.

Восприятие человека различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим образованием понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать события и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.

Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах.[10;198с.]

Одним из важных принципов деления музыкального произведения является различение их по принципу принадлежности к «серьезному» или «легкому» жанру. Деление на музыку «духовную» и «бездуховную» возникло еще в средние века. В Западной Европе и в России к бездуховной относили музыку, исполняемую на народных гуляниях и карнавалах с жонглерами, скоморохами, шпильманами. В противовес этой «низкой» музыке, исполняемой бродячими музыкантами, к «высокой» и духовной музыке относилась та, которая звучала в соборах во время богослужений.

Признавая содержание различий в существовании музыки серьезной и легкой, надо учитывать, что развились эти жанры из синкретизма фольклорного искусства в результате потребностей общественной практики. Различия в содержании жанров привлекло за собой и различия в характеристиках особенностей музыкального восприятия.[3; 155с.]

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.

Громадную роль воздействия музыки на человека, вероятно надо искать в бессознательной сфере психики.

В субъективном переживании резонанс с коллективным бессознательным достигается через соответствующее использование средства музыкального выражения - мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения.[3; 158с.]

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, дано не каждому.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.[31; 271с.]

Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

Ш Выявление главного настроения;

Ш Определение средств музыкальной выразительности;

Ш Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

Ш Выявление главной идеи произведения;

Ш Понимание позиции автора;

Ш Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Восприятие музыки при слушании ее - самый распространенный вид деятельности, доступный каждому, а не только музыкантам. Диапазон ее очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый слушатель руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный опыт, удовлетворяя свои запросы.

Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Но перечисленные знания лишь одна из сторон деятельности педагога. Он должен еще умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

Музыка, прежде всего - язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера.

Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.

Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, ибо он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания.

Традиционный интерес музыкантов к психологии, а психологов - к музыке, приведший на рубеже нашего века к возникновению новой отрасли музыковедческих знаний - так называемой музыкальной психологии, сейчас вновь демонстрирует свою естественность и плодотворность. Сыграв важную роль в самом формировании теории музыкального восприятия, этот интерес остался непременным условием научного постижения, мотивизации, динамики и результативности процесса восприятия музыки, в частности тенденцией углубления в музыку воспринимающего субъекта и приобщение к ней.

Психологический анализ музыкального восприятия обогащает общее представление о перцептивной деятельности, ибо принадлежит к наиболее сложной по своей организации и загадочной для психологов эстетической сфере духовной жизни личности.[2; 36с.]

Восприятие музыки неотъемлемо принадлежит духовному миру слушающего ее человека. Однако полноценно выполнять высокую миссию социализации, нравственного и психологического развития личности, свои познавательно-коммуникативные функции оно может лишь при том условии, что становится восприятием художественно-эстетическим. «В мир искусства... можно войти только как в художественный мир», но путь в художественный мир недоступен для эстетически неразвитого человека.

Эстетическо-художественное восприятие это способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.

Эстетическое и художественное в процессе восприятия музыки выступают не только в качестве двух постоянно присутствующих начал, но и в динамичном их взаимопревращении. Во-первых, этот процесс можно рассматривать, как переход художественного в эс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: