1.1 Исходные данные
Исходные данные для расчета открытой эвольвентной цилиндрической передачи выбирают из сведенных в таблицу результатов кинематического расчета силового привода. В качестве исходных данных выбирают значения мощностей, вращающих моментов, частот вращения на валах шестерни (ведущего звена в передаче) и колеса (ведомого звена в передаче).
Исходные данные для расчета представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Исходные данные для расчета открытой цилиндрической передачи
Наименование параметра, единица измерения | Обозначение | Исходные данные примера |
Вращающий момент на валу шестерни, Н·мм | T1 | 62477 |
Вращающий момент на валу колеса, Н·мм | T2 | 300000 |
Частота вращения шестерни, мин-1 | n1 | 231,25 |
Частота вращения колеса, мин-1 | n2 | 45,39 |
Угловая скорость шестерни, рад/сек | ω1 | 24,204 |
Передаточное число передачи | u | 5,095 |
Срок службы передачи, час | Lh | 15000 |
Наличие реверса | есть; нет | нет |
1.2 Выбор материала зубчатых колес и определение допускаемых напряжений
Таблица 1.2 – Основные характеристики выбранного материала
Марка стали | Диаметр заготовки, мм | Предел прочности σB, МПа (Н/мм2) | Предел текучести σT, МПа (Н/мм2) | Твердость, НВ (средняя) | Термо-обработка |
Сталь 45 | 90-120 | σB1 = 730 | σT1 = 390 | HB1 = 210 | улучшение |
Сталь 45 | 100-500 | σB2 = 570 | σT2 = 290 | HB2 = 190 | нормализация |
Таблица 1.3 – Определение допускаемых напряжений изгиба для колес с HB ≤ 350
Параметр | Формула | Расчет | Результат |
– предел изгибной выносливости при базовом числе циклов перемены напряжений, МПа | |||
– допускаемые изгибные напряжения, МПа | |||
195,4 |
Таблица 1.4 – Определение числа зубьев и уточнение передаточного числа
|
Параметр | Формула | Расчет | Результат | |
Число зубьев шестернипринимают из условия | ||||
Число зубьев колеса (округляют до целого) | 101,9 | |||
Уточняют передаточное число | 5,1 | |||
Расхождение с исходным значением | *должно быть | |||
– 0,0009 % | ||||
*Если ∆u больше 3 %, то необходимо изменить значения чисел зубьев и вновь проверить данное условие |
1.3
1.4 Определение размеров зубчатых колес и параметров зацепления
Таблица 1.5 – Основные геометрические параметры зацепления
Формула | Расчет | Результат | ||||||||
Определяют по ГОСТ 21354 – 87коэффициенты формы зуба | YF1 | YF2 | 4,09 | 3,6 | ||||||
Проводят сравнительную оценку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса | ||||||||||
58,81 | 54,28 | |||||||||
Дальнейший расчет ведут по минимальному значению найденных отношений для одного из колес | ||||||||||
Определяют коэффициент нагрузки | ||||||||||
1,644 | ||||||||||
KFα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями: KFα = 1 – для прямозубых колес. | ||||||||||
KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий | 1,37 | |||||||||
KFV – коэффициент динамичности | 1,2 | |||||||||
Выбирают коэффициенты: | ||||||||||
Коэффициент ширины шестерни относительно диаметра, | ||||||||||
при расположении шестерни относительно опор | симметричном | - | ||||||||
несимметричном | - | |||||||||
консольном | 0,4 | |||||||||
Коэффициент ширины шестерни относительно модуля | ||||||||||
Коэффициент износа | 𝛾 от 1,25 до 1,4 | 1,25 | ||||||||
Определяют модуль зацепления | ||||||||||
2,99* (3) | ||||||||||
*Значение модуля округляют до ближайшего большего стандартного значения ГОСТ 9563–60, причем целесообразно принимать m ³ 2 и предпочтение следует отдавать первому ряду | ||||||||||
|
Таблица 1.6 – Основные геометрические параметры передачи, мм
Параметр | Формула | Расчет | Результат | |
Диаметры делительных окружностей | шестерни | |||
колеса | ||||
Диаметры окружностей выступов | шестерни | |||
колеса | ||||
Диаметры окружностей впадин | шестерни | 62,5 | ||
колеса | 298,5 | |||
Ширины венцов колец | колеса | 24 (25)* | ||
шестерни | 20 (20)* | |||
*Значения b1 и b2 необходимо округлить по ГОСТ 6636–69 до значения по |
1.5 Проверочный расчет открытой цилиндрической передачи
Таблица 1.7 – Условие прочности по изгибным напряжениям
Формула | Расчет | Результат | ||||
Определяют окружную скорость, м/с и назначают степень точности изготовления колес | ||||||
1,0 | Степень точности | |||||
Уточняют коэффициент ширины шестерни относительно диаметра, | ||||||
0,417 | ||||||
Уточняют коэффициент нагрузки, | ||||||
1,644 | ||||||
Должно быть | ||||||
Проверяют погрешность в процентах (%) недогрузка (+), перегрузка (−) | ||||||
Перегрузка 8 % < 10 % | ||||||
1.6 Определение сил, действующих в зацеплении
В прямозубом зацеплении сила нормального давления раскладывается на две составляющие: радиальную и окружную.
Таблица 1.8 – Расчет сил, действующих в прямозубых передачах, Н