Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза




 

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. В свое время о Таможенном кодексе РФ 2004 г. говорили, что он продукт компромисса. В еще большей степени такая характеристика соответствует союзному Кодексу, ведь договариваться пришлось трем государствам: России, Белоруссии и Казахстану.

В соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза при подготовке Таможенного кодекса таможенного союза эксперты таможенных служб Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан руководствовались положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Для того чтобы сделать Таможенный кодекс документом непосредственного исполнения, содержащим нормы прямого действия, пришлось проделать огромный объём работы по включению в него положений национальных таможенных кодексов (Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан), а также отразить в нем реальное состояние таможенного администрирования в странах-участницах таможенного союза.

Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальным законодательством государств - участников союза.

Таким образом, вступление в силу ТК ТС не приведет к автоматическому отмиранию Таможенного кодекса РФ и иных актов российского таможенного законодательства.

Этапы вступления в силу ТК ТС представлены на рис. 1.

 

Рис. 1 - Этапы вступления в силу ТК ТС

 

В ТК ТС включены положения по единым условиям и порядку признания лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, что позволит создать равные условия при их деятельности.

Касательно таможенного администрирования в ТК ТС определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, определено правовое содержание таможенных процедур.

Товары, перемещаемых в рамках взаимной торговли между государствами-участниками таможенного союза, не будут помещаться под таможенную процедуру экспорта и импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории таможенного союза.

Положения ТК ТС способствуют и создают возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками ВЭД.

В ТК ТС предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза.

На основе положений Киотской Конвенции разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-участников таможенного союза.

До начала применения ТК ТС особое внимание было обращено на модернизацию программных средств автоматизированных информационных систем таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Относительно порядка таможенного администрирования в отношении участников ВЭД, производителей, таможенных брокеров, перевозчиков, предусмотрены следующие упрощения:

. Сокращен период оформления грузовой таможенной декларации с трех дней до двух.

. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения, т.е. до 4 месяцев, в то время как в Таможенном кодексе Российской Федерации был установлен срок уплаты - 15 дней.

. Для декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров. Таким образом, снимается проблема пересортицы, которая российским законодательством решена не была. Компании, сталкивающиеся с пересортицей не решались обращаться в таможню, чтобы скорректировать заявленные сведения, поскольку за это была предусмотрена серьезная административная ответственность.

. Введен институт уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощениями, такими, как:

временное хранение товаров в собственных помещениях и на площадках;

возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации. То есть фактически получается беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;

возможность проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в собственных помещениях и на собственных территориях;

возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (п.2 ст. 217 ТК ТС);

проведение плановых выездных таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов возможно не чаще одного раза в три года (в отношении иных лиц - не чаще одного раза в год) (п.7 ст. 132 ТК ТС).

Все эти льготы предоставляются уполномоченному экономическому оператору только в отношении своих товаров, то есть товаров, декларантом которых является он сам (п. 2 ст. 41 ТК ТС). Это отличает его от владельцев СВХ и таможенных представителей: последние совершают таможенные операции с чужими товарами.

Институт уполномоченного экономического оператора является развитием имеющихся в ТК РФ «специальных упрощенных процедур» (ст. 68 ТК РФ) - это так называемые специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, которые ТК ТС впервые собрал в единую систему.

Для включения в Реестр уполномоченных экономических операторов юридическое лицо должно выполнить следующие требования (ст. 39 ТК ТС):

предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро;

осуществлять внешнеторговую деятельность минимум в течение одного года до дня обращения в таможенный орган (если иной срок не установлен национальным законодательством, у нас такой срок равен трем годам);

на день обращения в таможенный орган не должно быть неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

на день обращения в таможенный орган не должно быть задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств - членов Таможенного союза;

в течение одного года до обращения в таможенный орган юрлицо не привлекалось к административной ответственности за таможенные правонарушения;

установить систему учета, соответствующую требованиям, определяемым таможенными органами.

Поскольку ТК ТС дозволяет странам - участницам Таможенного союза устанавливать свои требования к экономическим операторам, то порядок получения российской организацией такого статуса не будет отличаться от существующего порядка допуска к специальным упрощенным процедурам таможенного оформления, регламентированным приказом ФТС России от 23.12.2008 № 1656.

. В перспективе предоставлена возможность участнику ВЭД осуществлять свою деятельность в любой точке государства-участника таможенного союза;

. Перевозка открывается от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве таможенного союза он ни находился;

. Вместо таможенного брокера, вводится институт таможенного представителя, который будет иметь те же полномочия - совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций (ст. 12 ТК ТС). Cтатус свой таможенный представитель получает так же, как, было предусмотрено ТК РФ: посредством включения в Реестр таможенных представителей (ранее этот реестр именовался Реестром таможенных брокеров (представителей)). Таможенный представитель вправе работать на территории только того государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр. Условия включения в реестр не изменились. Единственное, сумма обеспечения деятельности представителя составляет не 50 млн руб. (для таможенного брокера, п. 2 ст. 339 ТК РФ), а 1 млн евро (ст. 13 ТК ТС).

. ТК ТС прямо не предусмотрена солидарная ответственность таможенного представителя и плательщика платежа. Дело в том, что в российском таможенном законодательстве установлена солидарная ответственность таможенного брокера и представляемого им лица за уплату таможенных платежей. Другие члены союза пока к этому не готовы. Именно поэтому и в п. 4 ст. 367 ТК ТС установлено, что требование о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей таможенным представителем как условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей применяется только в тех государствах - членах Таможенного союза, в которых законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов. Таким образом, данная солидарная ответственность в Российской Федерации продолжит действовать, а Белоруссия и Казастан, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение одного года предусмотреть ее в своем законодательстве.

. Перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-участников таможенного союза. В отличие от таможенного представителя таможенные перевозчики, включенные в соответствующий реестр, могут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории всего Таможенного союза (п. 2 ст. 18 ТК ТС). Это влечет за собой некоторые особенности привлечения перевозчиков к ответственности. Согласно ст. 224 ТК ТС при недоставке транзитных товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За иные нарушения при транзите перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого было выявлено нарушение. Появилось и новое условие для включения перевозчика в реестр - отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 20 ТК ТС). Кроме общих требований к перевозчикам, закрепленных в ТК ТС, сохраняются и все дополнительные требования национальных законодательств.

. При этом сократилась сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн. Рублей (п. 2 ст. 339 ТК РФ) до 200 тысяч евро (ст. 20 ТК ТС) что составляет около 9 млн. руб.

. Железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров.

. Не предусматривается возможность использования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования;

. В соответствии с ТК ТС под экспортом признается процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся за территорию Таможенного союза. То есть перемещение товаров из России в Казахстан или Белоруссию не экспорт, а взаимная торговля;

. Контейнеры отнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количество проблем по контролю за временным ввозом контейнеров, которые имелись в российском законодательстве.

ТК ТС является неотъемлемой частью договора о ТК ТС, принятого решением Межгоссовета ЕврАзЭС 27ноября 2009 года, соответственно он также имеет статус международного договора, а это значит, что процедура внесения в него любых изменений будет очень громоздкой. Поправки в ТК ТС будут вноситься отдельными договорами в установленном международном порядке. Поскольку кодекс представляет собой часть международного договора, он должен быть ратифицирован парламентами каждой из сторон, и та же самая процедура потребуется в дальнейшем для внесения в ТК ТС любого, даже самого незначительного изменения. Это связано с тем, что наш Таможенный союз отличается от Таможенного союза в Европе и основное отличие, что в нем нет ярко выраженных исполнительных органов власти и представительных органов власти. Таким образом документы, которые принимаются Комиссией Таможенного союза, не носят статуса закона, как в Евросоюзе, и в нашей Комиссии Таможенного союза нет еврокомиссаров, нет соответствующих полномочий по изданию властных или организационно-распорядительных документов такого уровня, как в Европе, поэтому все принимаемые Комиссией документы, носят статус международных договоров и международных соглашений. И несмотря на то, что ТК ТС называется кодексом, как закон, на самом деле это международный договор, подлежащий в соответствии с действующим общим порядком ратификации и имплементации в действующее законодательство.

Схема нормативно-правового регулирования в рамках таможенного союза представлена на рис. 2.


Рис. 2 - Система нормативно-правового регулирования в рамках таможенного союза

таможенный союз администрирование регулирование

На рис. 3 схематично представлена система принятия решений в области таможенного регулирования.

 

Рис. 3 - Система принятия решений в области таможенного регулирования


Для урегулирования проблем в области таможенного дела, связанных с функционированием Таможенного союза, создан Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза.

Данный Координационный совет сможет осуществлять в постоянном режиме работу по мониторингу практики применения таможенных процедур и правил, выступать площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб государств-участников Таможенного союза.


Литература

 

1. Кряжев И. Таможенный союз: новые экономические возможности России / И. Кряжев, М. Иванов // Стандарты и качество. - 2011. - N 3. - С.22-24.

. Кузнецов С.С. Управление результатами деятельности таможенных органов на основе процессно-ориентированного подхода // Микроэкономика. - 2009. - N 5. - С. 116-120.

. Кулешов В. Ввозим автомобиль. Что нового? // Экономика и жизнь. - 1999. - Сент. (N 38). - С. 31.

. Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза // Хоз. и право. - 2011. - N 3. - С. 86-89.

. Максимовский Б. Безопасность и технический регламент Таможенного союза // Стандарты и качество. - 2011. - N 9. - С. 24-25.

. Мамбеталиев Н. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин / Н. Мамбеталиев, А. Баринов // Налог. вестник. - 2011. - N 4. - С. 68-73.

. Матвиенко Г.В. Производство таможенного обложения: понятие, структура, стадии // Финанс. право. - 2011. - N 11. - С. 34-39.

. Оболенский В.П. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 12. - С. 22-30.

. Обухов Н. Внешнеторговая и таможенно-тарифная политика // Экономист. - 2011. - N 8. - С. 80-89.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: