Основные этапы формирования таможенного союза




План

 

1. Основные этапы формирования таможенного союза

. Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза

Литература


Основные этапы формирования таможенного союза

 

Основной задачей создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 года №9 одобрены следующие основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе этого этапа были решены две основные задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:

• подготовлена нормативно-правовая база;

• организован поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза к 1 октября 2009 года необходимо было:

) разработать и подготовить к принятию Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств (срок принятия документов, утверждаемых Комиссией таможенного союза продлен до 1 июня 2010) определяющих:

единые правила декларирования товаров;

единые таможенные режимы;

единую методологию определения таможенной стоимости;

единые правила начисления и взимания таможенных платежей;

единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов и единые сроки проведения таможенных процедур.

) разработать и подготовить к принятию международные договоры в области санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер;

) разработать и подготовить к принятию международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.

Более того, на предварительном этапе формирования Таможенного союза к 1 января 2010 года были осуществлены следующие мероприятия:

• утвержден Единый таможенный тариф таможенного союза;

• сформирована единая система мер нетарифного регулирования таможенного союза;

• определены сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

• разработан механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

• осуществлен анализ действующих торговых режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по отношению к третьим странам, выявлены имеющиеся различия и достигнуты договоренности по их унификации;

• разработана единая методология ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;

• проведен анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле и достигнуты договоренности об условиях отмены субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.

В части организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории на предварительном этапе необходимо было разработать и согласовать с органами государственного контроля План по такому переносу, включающий:

. мероприятия подготовительного периода, позволяющие начать поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля:

• по анализу материально-технической базы на внешней границе таможенного союза и разработке, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству границы, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;

• по оценке унификации методов, процедур и технологий контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами уровня;

• по анализу уровня подготовки персонала, координации работ по повышению его квалификации, обеспечению контроля деятельности персонала;

• по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств;

• по обеспечению обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов;

• дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как:

механизмы взаимодействия контролирующих органов, при осуществлении ими контроля товаров, происходящих из третьих стран;

план совместных мероприятий, направленный на усиление взаимодействия правоохранительных органов;

. мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу:

• внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;

• принятие единой методологии применения форм и методов контроля;

• введение единых стандартов подготовки кадров и оценки их квалификации;

• введение единой интегрированной информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;

• введение единой информационной системы взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов таможенного союза.

Реализация Плана по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза, в части, касающейся российско-белорусской границы начата с 1 июля 2009 г., а в части касающейся российско-казахстанской границы с 1 сентября 2009 г.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)

С 1 января 2010 года первый этап формирования Таможенного союза ставил задачу обеспечить:

• введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:

Единый таможенный тариф (ЕТТ);

систему мер нетарифного регулирования;

передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с принятыми международными договорами;

• начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

• отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;

• осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;

С 1 апреля 2010 года в рамках первого этапа:

• начата опытная эксплуатация и отладка информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;

• произведено тестирование механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин. По словам директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексея Лихачева, этот механизм крайне важен, без него нельзя говорить о реальном создании общей таможенной территории: «Суть его в следующем. Оператор независимо от того, резидентом какой страны ТС он является и в какой таможенной службе производит выпуск товара, уплачивает пошлины по ЕТТ, которые автоматически расщепляются на три бюджета. Например, российский оператор уплачивает, условно говоря, 100 рублей: 70 идет в российский бюджет, 15 конвертируется в белорусские рубли и поступает в белорусский бюджет, 15 конвертируется в тенге и направляется в казахстанский бюджет. То же самое с белорусским оператором: из100 белорусских рублей 15 идет в белорусский бюджет, 70 конвертируется в рубли и отправляется в российский бюджет, 15 конвертируется в тенге и идет в казахстанский бюджет и т.д.»


ВТОРОЙ ЭТАП (с 1 июля 2010 года)

С 1 июля 2010 года введены в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятая в его развитие единая методологическая база, а также поэтапно планируется:

• осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;

• ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

• обеспечить ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

• ввести в действие международные договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами (в случае если необходимые механизмы обмена информацией между налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного пункта может быть отложено по решению Комиссии таможенного союза на более поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.);

• отменить таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и Российской Федерации, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации);

• отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза;

• перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.

В части администрирования экспорта:

• государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;

• суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;

• государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);

• возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.

К 1 июля 2011 года в рамках второго этапа планируется:

• перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;

• завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.

С 1 июля 2011 года таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации будет отменено.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: