Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.
Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.
Примерное содержание основной части:
· Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность.
· Педагогическая идея (авторский замысел) - изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями стандарта профобразования, современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.
|
· Процесс реализации педагогической идеи.
· Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.
· Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.
· Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
· Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.
Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).
Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный автором результат?
· Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.
· Условия применения педагогического опыта. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные пособия. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.
|
В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 - 3 пункта теории, остальное – практика. Заключение - до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается, в каком направлении предполагается работать дальше.
Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме. Список литературы включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с современными требования нормоконтроля.
Приложения (конкретные практические наработки автора).
Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.
При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление.
Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора.
Оформление методического пособия:
Оформление приложения - нет номеров страниц.
· На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое пособие.
· Посередине листа - инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом необходимо обозначить: Методическое пособие.
· Внизу листа указывается место и год издания.
· Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие.
|
На обороте титульного листа можно сделать аннотацию.
Обложка - нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.
Титульный лист - считается, но не нумеруется.
Оглавление - пишется там, где есть главы.
Дополнительная информация:
Автор - тот, кто имеет авторское свидетельство.
Автор-составитель - тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)
Составитель – это тот, кто составляет программы на основе примерной программы или другой нормативной документации.
В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.
Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один конкретный вид ссылок в тексте.
Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).
В пособии допускается использование таблиц и рисунков.
Список литературы
1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.