УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
(КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Составитель: Синицина Л.М.
Должность методист ОУ
Нижняя Тура, 2014г.
Без стремления к саморазвитию
учитель неизбежно попадает во
власть трёх демонов: механистич-
ности, рутинности, банальности.
/ Ф.Дистервег /
Уважаемые коллеги!
Состояние и перспективы развития образовательного учреждения сегодня в огромной мере зависят от вас, от вашей научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.
Преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать все необходимые нормативные, программные материалы, учебные пособия, методические рекомендации по своим учебным дисциплинам и профессиональным модулям, электронные ресурсы по контрольно-оценочным средствам.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для вашего практического использования в работе. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.
Цель этих методических рекомендаций: обеспечить вам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Учебно-методические материалы
Все учебно-методические материалыможно подразделить на две большие группы:
1. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.
2. Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
Методические материалы для преподавателей
Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.
Методические материалы для преподавателей - это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.
Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель - оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.
Требования к методическим материалам для преподавателей:
- информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
- ясность и четкость изложения (популярность);
ясность структуры;
- наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
- наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
- наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.
Методические материалы для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические пособия (разработки).
Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические пособия (разработки) отвечают на вопрос «что?»
Методическая рекомендация:
· один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
· методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
· материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория должна быть во введении.
Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.
В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).
Методическое пособие (разработка):
· Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.
· Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.
Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.