Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.




Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приежавшие со всей Греции.

Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприичивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. “Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра.”* Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

__________

* История зарубежного театра, т 1, стр.22.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ДРАМАТУРГИ

Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности.

ЭСХИЛ (525—456 до н. э.)

В трагедии до Эсхила было ещё очень мало действия. Эсхил, автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-фило­софские темы произведений, он ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность бо­лее глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театр, представления. Введе­ние 2-го актёра повлекло за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный ха­рактер. Эсхил был сам главным исполнителем в своих тра­гедиях, требовавших от актёра искусства создания тита­нических монолитно-героических образов. Хор у Эсхила, состоявший из 12 человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые партии со­ставляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки Эсхила отличались большой пышностью и включали в себя некоторые зрительные эффекты (торжественный въезды на колесни­цах, процессии и прочее). При Эсхиле опреде­лилась классическая фор­ма строения трагедии и порядок трагического представления.

СОФОКЛ (496 - 406 гг. до н.э.) И ЕВРИПИД (485 - 406 гг. до н.э.) С завершением гре­ко-персидских войн последовал мощный политический и культур­ный подъём афинско­го демократического рабовладельческого государства, ко­торый обусловил но­вый период в разви­тии греческого искусства. Дея­тельность Софокла и Еврипида была сле­дующим этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и не­видимые, выступают на первом плане, то в тра­гедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств. В трагедиях Софокла вырази­лись гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи расцвета. “По свиде­тельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид — такими, каковы они в действительности.”* Высокая гуманистическая направлен­ность трагедии Софокла, интерес к человеческой лично­сти и её душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр, представления —по­явление 3-го актёра, умень­шение роли хора (несмотря на доведение числа хоревистов до 15) и увеличение диалогических частей трагедии. С именем Софокла связывается и введение декорации живописи. Все эти театр, нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной. Этому же спо­собствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний. Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не появляются призраки. ___________ * Театральная энциклопедия, т. 2, стр. 536.

В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его траге­диях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру чело­века и явлениям окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. Обост­рение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие момен­ты в соединении с изображением тончайших душев­ных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных драматургов. В целях эмо­ционального воздействия на зрителей и в то же время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины для полётов и появления богов и многое другое. Широко при­менял в своих трагедиях Еврипид и монодии * в которых душевные переживания ге­роев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Со­фокла.

АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творче­стве Аристофана. Высту­пив в пору интенсивного нарастания общественных проти­воречий внутри афинского общества страстным защит­ником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан исполь­зовал театр как арену борьбы за свои идеалы. В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обма­нывающего народ и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана высту­пает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1—2 рабов. Идеологическая направ­ленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в ко­медии из 24.чел.) на два полухория: агон **и парабас *** (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев).

___________ * Монодии - соль­ные арии актёров

** Агон - словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда дракой.

*** Парабас - обращение хора к зрителям.

Комедии Аристофана создавали живой, сценически выразительный- тип представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это требовало от постановщика и актёров изобразитель­ности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: