АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО




ТЕАТРА

Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры*, тэатрона** и скены***. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители сво­бодно размещались вокруг орхестры. Позднее поя­вились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.). Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и вы­ходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Перед­няя стена скены - проскений, имевшей обычно вид колонады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со вре­менем большое значение в оформлении спектакля.”Так как в трагедии действие почти всегда проис­ходило перед дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колонна­да проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть.”**** На обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища. Между скеной и местами для зрителей, за­нимавшими несколько более половины круга, находи­лись проходы - пароды, через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы при­бывавшие из города, гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре пе­ред проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест.”Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.”***** Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

___________ * Орхестра - от глагола орхеомай - танцую. ** Тэатрон - места для зрителей. *** Скена - палатка, позже деревянное строение. **** Театральная энциклопедия, т. 2, стр. 534. ***** Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной Элады., стр. 134.

ПОСТОНОВАЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА

Развитие драматургии определяло эволюцию поста­новочной техники греческого театра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные дере­вянные сооружения (большой алтарь с кумирами две­надцати богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя. В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подзем­ное царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом. Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. “Божества взлетали вверх и спускались вниз спомощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс “парящего в воздухе” актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимотношения действующих лиц.”* Наиболее употребительными были: эккиклема ** (в трагедиях, обычно сцены убий­ства), эорема ***.

___________ * В. Барбич Г. Плетнева., Зрелища Древнего мира, стр. 16. ** Эккиклема - выдвижная площадка на низких колёсах, пока­зывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения. *** Зорема - приспособление, позволявшее богам и др. действую­щим.лицам подниматься в воздух и опускаться.

ВИДЫДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ:

ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраи­вавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом. По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой ор­хестры равным приблизительно 20 м). Она была рас­положена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом. Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей. Скена вначале не обо­значала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качест­ве задника дворца или храма, и на касательной ор­хестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. В это же вре­мя входит в обиход и сценическая живопись, причём рас­писные доски могли расставляться между ко­лоннами проскения. При Перикле театр подвергся пере­стройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом бы­ло достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью пере­строена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена, поддерживав­шая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солид­ный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Пред­полагают, что он служил опорой для машин, при­менявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкаса­лись с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых по­чётных мест. Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или до­ма, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская рекон­струкция была завершена сооружением стоп — боль­шого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне. Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строе­ний была построена постоянная каменная скена. Па­раскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах па­раскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликур­га существовал деревянный проскений, несколько от­ступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это бы­ло позднее в эллинистическом театре). Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспо­сабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдель­ных пьес. Зрительские мес­та значительную часть ко­торых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе простран­ство мест для зрителей делилось радиально поды­мающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: