Отличительная особенность программы.




РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

В системе дополнительного музыкального образования и воспитания учащихся важную роль играют предметы художественно – эстетической направленности. Особое значение имеет учебный предмет дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный хор». Это одна из необходимых учебных дисциплин особенно на начальном этапе обучения в МКОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «ДНОШ») и важная составляющая образовательной области «Искусство».

Специфика и направленность

Хоровое пение имеет ярко выраженную специфику и занимает важное место в системе дополнительного музыкального образования. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет их общий эстетический кругозор, способствует повышению культурного уровня обучающихся. Занятия хоровым пением являются средством приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Они направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся.

На занятиях хоровым пением учащиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, творчества.

 

Актуальность разработки программы

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии - и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.

Почему же это произошло? Дело в том, что постепенно сама музыка, уроки музыки и хоровое пение в общеобразовательной школе стали повсеместно вытесняться другими «главными» предметами. Тем самым, говоря о «гуманитаризации», «гуманизации» и прочих якобы спасительных преобразованиях в педагогике, музыку загнали на периферию школьной жизни, относя её к числу дополнительных, факультативных учебных курсов или вообще - к внеклассной «досуговой» работе, не влияющей на процесс образования в целом. Так, высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодёжи.

В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее программа) «Школьный хор» лежит массовое приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре — это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.

Новизна данной программы

Программа «Школьный хор» - это механизм, который определяет содержание обучения хоровому вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.

Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся и последовательности, сопровождающей систему практических занятий.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Программа реализуется в тесном сотрудничестве педагога и детей с библиотекой, школой искусств, Домом детского творчества и другими объединениями Центров дополнительного образования города.

Отличительная особенность программы.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно - коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокально-хоровом коллективе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом.

 

Срок освоения и реализации программы «Школьный хор» для детей 9 - 10 лет (третий класс) составляет 1 год.

Набор производится на добровольной основе, принимаются все желающие.

Обучение организуется в течение учебного года – с сентября по май включительно.

 

Объём учебного времени, предусмотренныйучебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Школьный хор».

Учебные планы в МКОУ «ДНОШ» предусматривают обучение учащихся по программе «Школьный хор» 1 год в третьем классе.

Учебный план предусматривает занятия по предмету «Школьный хор»

– 1 час в неделю и рассчитан на 36 часов (включая время каникул). Продолжительность занятия: 40 минут.

Распределение часов и учебных недель по четвертям зависит от ежегодного учебного календарного учебного графика, утверждаемого Учредителем МКОУ «ДНОШ» и может варьироваться при сохранении общего количества часов в год.

 

Форма проведения учебных занятий:

групповая, с наполняемостью группы от 15 до 30 человек.

Группы формируются в зависимости от набора данной параллели учащихся на общих основаниях и в соответствии с Правилами приёма в МКОУ «ДНОШ».

Формы организации вокально – хоровой деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- посещение концертов;

- экскурсии, презентации, диспуты;

- творческие отчеты.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучение детей хоровому пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.

Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

- подготовку голосового аппарата;

- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

 

1.2 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Музыкальное и творческое развитие личности ребенка на основе эмоционально - личностной вовлеченности в хоровое пение.

ЗАДАЧИ:

Приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность обучения.

1. Укреплять интерес к преодолению посильных трудностей.

2. Создать условия для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую хоровую деятельность.

3. Освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

4. Создать дружный коллектив.

5. Взаимодействовать между детьми, педагогом и родителями.

6. Сделать продукты своего труда достоянием слушателей, принося своей

деятельностью социально-значимый эффект.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

· укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

· наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

· формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

· приобретение начальных навыков социо - культурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

· развитие мотивов музыкально - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного хорового пения;

· продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач;

· развитие духовно - нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко - культурным традициям других народов.

Предметные результаты:

· развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;

· развитие художественного восприятия, умения оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

· общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно - нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

· представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

· использование элементарных вокально - хоровых умений и навыков при воплощении художественно - образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;

· готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

· участие в концертной деятельности, исполнение вокально - хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Метапредметные результаты:

· наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макро - социума;

· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

· применение знаково - символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;

· готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

· умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 

К концу года учащиеся научатся:

- основам вокально – хоровой работы;

- правилам пения;

- видам дыхания;

- музыкальным штрихам;

- средствам музыкальной выразительности.

учащиеся получат возможность научиться:

- применять правилапения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер;

- владеть певческой позицией;

- уметь выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- уметь анализировать свои действия.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

• высокий уровень мотивации учащихся к вокально - хоровому исполнительству;

• профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально - хорового образования;

• творческая самореализация учащихся, участие вокально - хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название раздела, темы Всего часов Количество часов Форма контроля
Теория Практика
  Вводное занятие       - Вводное тестирование
  Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения       Индивидуальный опрос Самоанализ
  Унисон         Открытое занятие для родителей
  Дыхание     -   Контрольное занятие
  Дикция и артикуляция     -   Участие в КТД
  Ансамбль. Элементы двухголосия   -   Открытое занятие для педагогов
  Музыкально – исполнительская работа       Анализ работы педагогом
  Ритм     -   Выступление на Новогодних праздниках
  Сценодвижение     -   Анализ работы педагогом
  Работа над репертуаром   -   Коллективный анализ работы
  Учебно –познавательная деятельность       Экскурсии, Концерты
  Концертная деятельность   -   Анализ работы педагогом
  Итоговые занятия     -   Взаимоанализ достижений Репетиции
  Отчетный концерт   -   Творческий отчет - концерт
  Итого:          

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Вводное тестирование.

2. Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Диагностика вокальных данных.

3. Унисон. Введение понятие унисон. Работать над точным звучанием унисона. Формировать вокальный звук.

4. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Дикция и артикуляция. Формировать правильное певческое произношение слов. Работать, над активизацией речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Упражнения по системе В.В.Емельянова. Контрольное занятие.

6. Ансамбль. Элементы двухголосия. Воспитывать навыки пения в ансамбле, работать над интонацией, единообразием манеры звука, ритмическим, темповым, динамическим единством звука. Одновременное начало и окончание песни. Использовать пение акапелла.

7. Музыкально – исполнительская работа. Просмотр и анализ концертных выступлений. Развивать навыки уверенного пения. Отрабатывать динамические оттенки и штрихи. Работать над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8. Ритм. Знакомить с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Уметь воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Промежуточная аттестация.

9. Сценодвижение. Воспитывать самовыражения через движение и слово. Уметь изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10. Репертуар. Соединение музыкального материала с простейшими танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11. Учебно – познавательная деятельность. Через посещение концертов, экскурсии, обзорные занятия, слушание ярчайших образцов современной и классической вокальной и инструментальной музыки, формировать хороший музыкальный вкус, уметь давать характеристики певцам, музыкальным произведениям.

12. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

13. Итоговые занятия - Отбор лучших номеров, репетиции.

14. Отчетный концерт – Творческий концерт. Анализ выступления.

РАЗДЕЛ II.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: