КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализацияпрограммы «Школьный хор» обеспечивается материально - технической базой МКОУ «ДНОШ», соответствующей санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.

1. Дидактическое обеспечение:

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих

методических пособий, а также при необходимости разрабатывается педагогом

самостоятельно с учётом уровня подготовки и возможностей учащихся и

включает как традиционные, так и инновационные формы работы.

2. Методическое обеспечение:

Библиотечный фонд имеет печатные издания основной и дополнительной

учебной и учебно-методической литературы по предмету «Школьный хор», а также издания музыкальных произведений и специальной нотной

литературы.

Материально - техническое обеспечение

Учебная аудитория, предназначенная для реализации предмета «Школьный хор», имеет соответствующую звукоизоляцию, освещение и оснащена:

· фортепиано (пианино);

· звуко - техническим оборудованием (музыкальный центр, проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор);

· компьютером (ноутбук);

· учебной мебелью (доска, скамейки, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, атрибутов и пр.);

· экспозиционным экраном;

· наглядными пособиями.

Программа предусматривает систематическое использование звукозаписывающей аппаратуры для видеозаписи промежуточной, итоговой аттестации учащихся, внеклассных мероприятий (смотры, конкурсы, концерты и др.).

 

Информационно - коммуникационные средства

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку».

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО).

3. «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК).

4. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

5. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве".

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 г.».

10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

11. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем».

12. Российский общеобразовательный портал - https://music.edu.ru/

13. Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/

ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное

управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Формы контроля по учебному предмету «Школьный хор»:

Вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Цель: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

 

Вводный контроль проводится в начале учебного года.

Цель: - Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы проведения: - Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий контроль - осуществляется регулярно на занятиях в течении года. Он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий.

Цель: - контроль за качеством освоения разделов учебного материала.

Текущий контроль проводится на каждом занятии.

Формы проведения:

- индивидуальный опрос;

- открытое занятие для родителей;

- открытое занятие для педагогов школы;

- контрольное занятие в конце каждой четверти.

 

Промежуточный контроль контрольное занятие в конце первого полугодия

учебного года. Оно оценивает результаты учебной деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года. Обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося и её корректировку.

Цель: - определить

- качества реализации учебного процесса;

- степень теоретической и практической подготовки;

- качества сформированных умений и навыков.

Формы проведения:

- контрольное занятие;

- участие в конкурсах и творческих смотрах;

- участие в праздничных программах, концертах и выступлениях.

Эти учебные мероприятия позволят объективно оценивать приобретённые

учащимися знания, умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется по окончании программы обучения.

Цель: - Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Формы проведения:

- коллективный анализ работы;

- итоговое занятие;

- контрольное занятие;

- участие в смотрах - конкурсах, фестивалях и праздничных программах;

- отчетный концерт.

 

Все требования к промежуточной и итоговой аттестации учащихся разрабатываются преподавателем индивидуально для каждого класса (группы),

соотносятся с содержанием учебного предмета и входят в фонд оценочных

средств школы.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии оценки качества подготовки учащихся по предмету «Школьный хор» должны позволить:

· определить уровень освоения учащимися материала, предусмотренного программой;

· оценить умения учащихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· оценить уверенность и свободу выполнения заданий.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником знания, умения и навыки.

При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме отчетного концерта. Необходимо участие в концерте всех детей, занимающихся в «Школьном хоре».

При оценивании учащихся применяется разно - уровневая система оценивания результатов:

Высокий уровень -

1. Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.

2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми
навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения
сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных
композиторов.

3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.

При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать: отличное знание учащимися текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.

Средний уровень

1. Недостаточно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

2. Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание.

Низкий уровень –

1. Безразличное пение концертной программы.

2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.

3. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.

При прохождении итоговой аттестации учащиеся должны продемонстрировать вокально-хоровые навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Содержание программы базируется на изучении основ хорового пения. На протяжении всего года обучения формируются и развиваются важнейшие вокально-хоровые навыки обучающихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.), постепенно усложняются задачи, расширяется диапазон певческих возможностей детей.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре. Заложенный в самой её природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете всё новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приёмы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приёмы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания. Поэтому в примерных репертуарных списках данной программы сочетаются песни русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и песни других народов, произведения отечественных, современных авторов и произведения зарубежных, современных композиторов.

В работе необходимо учитывать условия нормального развития детского голоса, поэтому все правила гигиены должны тщательно выполняться. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. От того, как будет развиваться голос школьника, зависит качество взрослого голоса. Педагог должен разъяснять опасность перенапряжения голоса, правила и средства его охраны, научить их анализировать свои внутренние ощущения, выявлять причины хорошего или плохого звучания.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 9 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 10 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео- и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

Нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

Основные принципы подбора репертуара:

1. Художественная ценность произведения.

2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

3. Решение учебных задач.

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно - эмоционального смысла.

6. Доступность:

· по содержанию;

· по стилю;

· по содержанию, темпу, нюансировке;

· по сложности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Методические рекомендациипо разработкедополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Курганской области.

2. Сборник хоровых произведений. Просвещение, 1964 г.

3. «Дружба». Песни и хоры. Сов. композитор, 1976 г.

4. Глиэр. Р. Хоры. Музыка, 1983 г.

5. Репертуар школьных хоров. В 33, Сов. композитор, 1973 г.

6. Хрестоматия р.н.п. Выпуск 2. Москва, 1962 г.

7. «Вместе весело шагать». Хоры. Сов. композитор, 1981 г.

8. Веселые уроки «Радио - няни». Выпуск 1. Москва, 1987 г.

9. «Ты откуда музыка?» Песни для детей. Л. Дубравин.

10. Л. Марченко Детские песни. Выпуск 1,2. Феникс, 1999 г.

11. «Пойте малыши!» Песни для детей. Москва, 1979 г.

12. Школа хорового пения. Выпуск 1. Москва, 1966 г.

13. Л. Лядова «Почемучка». Москва, 2000 г.

14. Б.Асафьев. О хоровом искусстве. Л., 1980 г.

15. В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. Выпуск 1. М., 1986 г.

16. В.Соколов, В.Попов. Школа хорового пения. Выпуск 2. М., 1987 г.

17. Г. Струве. Хоровое сольфеджио. Москва, 1990 г.

18. «Хоры русских композиторов». Москва, 1958 г.

Для учащихся и их родителей:

1. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 г.

2. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958 г.

3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968 г.

4. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.

5. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967 г.

6. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 г.

7. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 г.

8. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010 г.

9. Далецкий О. Н. «О пении», 2010 г.

10. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием», 2013 г.

11. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013 г.

12. Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000 г.

13. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011 г.

14. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: