Структуру книжного издания и его характеристики описывает проект оформления, который в общем случае состоит из двух частей. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики издания, вторая - показатели художественно-технического оформления. Характеристики первой части определяют тип издания. Они многочисленны и разнообразны, но каждая относится либо непосредственно к произведению (литературные характеристики), либо к произведению в виде книги (издательские характеристики). Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:
1. Принадлежность произведения к одному из родов литературы:
1. научная и научно-популярная;
2. художественная (проза, поэзия, драматургия);
. справочная (словари, справочники, энциклопедии);
. учебная (учебники, сборники задач);
. техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.).
2. Принадлежность произведения к одному из литературных жанров:
а) научная и научно-популярная литература: монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.;
б) художественная литература: роман, повесть, рассказ и т.д.
Как правило, на жанры делится научная и художественная литература, справочная и техническая литература подразделяется на виды.
3. Принадлежность книги к одному из издательских жанров:
а) моноиздание;
б) сборник избранных произведений;
в) собрания сочинений в одном, двух томах и многотомные;
г) серии и пр.
4. Назначение издания по характеру распространения:
а) массовое;
б) для сети библиотек, учебных заведений и пр.;
в) со специальной целью - подарочное издание, юбилейное, мемориальное, сувенирное и пр.
5. Назначение издания для той или иной группы читателей:
|
а) массовый читатель (практически все грамотные люди);
б) широкий читатель (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины);
в) узкий читатель (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена).
В соответствии с этими читательскими группами книги могут быть массовыми, популярными (адресованными широкому читателю) и узкогрупповыми
6. Назначение издания в зависимости от возраста читателя:
а) взрослый читатель;
б) юношество;
в) дети старшего, среднего и младшего школьного возраста;
г) дошкольники.
7. Архитектоника произведения и издания, т.е. их построение, выраженное внешним образом. Издание может состоять из частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д.
8. Структурные особенности текста:
а) простой текст;
б) сложный текст (стихотворный, драматический, формульный, смешанный - с преобладанием того или иного вида текста, таблиц, формул, выделений).
9. Иллюстрирование издания - это характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется, будет ли книга выпускаться с иллюстрациями или без них.
Иллюстрация – собирательное понятие, обозначающее любое изображение, которое служит пояснением или дополнением к тексту и способствует раскрытию его содержания с помощью зрительных образов. Забавная или вызывающая, интригующая иллюстрация – это также отличное средство привлечения внимания к какому-либо материалу в целом или его фрагменту. Не случайно иллюстрации – непременный и очень важный элемент, а иногда и основа любого буклета, листовки, статьи в журнале, интернет-сайта и много другого.
|
Диапазон традиционных видов иллюстраций весьма широк – фотографии и рисунки, репродукции и карты, схемы и графики. В дополнение к ним появился и находит все большее применение новый вид – компьютерные анимированные и трехмерные иллюстрации (3D-модели).
Графические иллюстрации занимают особое место в этом ряду. В графической иллюстрации, которая является плодом творческого воображения человека, можно визуально представить несуществующие в природе объекты, создать целостный зрительный образ, наиболее ярко отображающий суть иллюстрируемого материала.
Любая иллюстрация достигает своей цели в том случае, если она выполнена на высоком профессиональном уровне, а формируемый ею зрительный образ соответствует содержанию и направленности текста, к которому она относится. Эти обстоятельства требуют от автора иллюстрации креативности, позволяющей формировать нестандартные решения, профессиональных знаний и умений, способности вникнуть в суть и задачи иллюстрируемого материала.
10. Художественное оформление издания - также характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется принципиальное решение - художественно оформлять, украшать книгу или нет.
11. Объемные показатели издания. Показатели, характеризующие объем книги:
а) печатный лист физический (по объему издания в печатных листах определяют, каким будет его объем в бумажных листах);
|
б) условный печатный лист (используется для сопоставления печатного объема изданий различных форматов);
в) бумажный лист (по объему издания в бумажных листах устанавливают, сколько бумаги понадобится для изготовления его тиража);
г) авторский лист (по объему издания в авторских листах устанавливают в нем объем созданного автором материала);
д) учетно-издательский лист (служит для исчисления объема авторского и издательского вклада в издание).
12. Тираж издания. Устанавливается в тесной связи с характеристиками, определяющими назначение издания, хотя прямо от них и не зависит.
Показателями второй части проекта определяется тип оформления издания. Этих показателей одиннадцать:
1. Формат издания. Устанавливается в долях листа печатной бумаги.
2. Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж).
. Формат полосы набора. Устанавливается в квадратах и его долях.
. Рубрикация издания. Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков
. Справочные элементы. Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства.
. Иллюстрации. Устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения.
. Внутреннее оформление, дизайн. Устанавливается количество и вид составляющих его элементов.
. Способ печати издания.
. Внешнее оформление. Устанавливается его технологический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения.
. Брошюровочно-переплетные работы. Указываются только особенности. Например, наличие канта у обложки, закраска обрезов.
. Материалы. Устанавливается их вид, цвет и др.
На практике не все элементы приведенной схемы используются при составлении проекта. Наличие тех или иных элементов схемы зависит от целей, которые преследует издательство, выпуская издание, замысла автора, особенностей будущего издания и т.д. Составление проекта издания является начальным этапом работы над ним.
Используя данную схему с учетом особенностей моего издания, был составлен проект оформления для книги «Легенды Алтйчкого края»
Проект оформления книги «Легенды Алтайского края
Часть 1. Постоянные характеристики произведения и издания
1. Род литературы. Данное произведение относится к художественной литературе.
2. Жанр произведения. Миф, Поэма, Эпос.
3. Жанр издания. Моноиздание.
4. Группа читателей по возрасту. Дети.
5. Архитектоника произведения и издания. Произведение состоит из трех частей, каждая часть начинается шмуцтитулом. Из особых страниц присутствует титульный лист (одинарный), оглавление, страницы для заметок в конце издания.
6. Структурные особенности текста. Текст простой
7. Иллюстрирование. Иллюстрации предусматриваются на шмуцтитулах и страницах книги.
8. Дизайн. Элементы оформления присутствуют в издании.
9. Объем издания в:
а) печатных листах (физических) -;
б) условных печатных листах -
в) бумажных листах - листа формата 720Ч1040 мм;
г) авторских листах -;
д) учетно-издательских листах -.
10. Тираж 1 экземпляр.
Часть 2. Показатели оформления
1. Формат издания 70Ч90/32.
2. Шрифт для основного текста - гарнитура Candara, кегль 10 пт, прямое начертание. Заголовки - гарнитура Candara, кегль 12 пт, начертание прямое полужирное.
3. Формат полосы набора: кв.
4. Рубрикация издания:
а) количество спусковых полос - 45 (каждое стихотворение с нового спуска);
б) количество шмуцтитулов - 3.
5. Справочные элементы:
а) колонцифры: внизу страницы с выключкой по центру, гарнитура Candara, кегль 10 пт;
б) колонтитулы: отсутствуют;
в) содержание: в конце издания, наборное;
г) выходные сведения: соответственно техническим условиям располагаются на обороте титула и на последней странице издания.
6. Внутреннее оформление:
а) титульный лист - наборный с полутоновой тематической иллюстрацией;
б) шмуцтитулы - наборные с полутоновой иллюстрацией;
в) начальная страница - со спускового пробела, в заглавии буквица;
г) концевая страница - нет специального оформления;
д) дополнительное оформление - орнамент из линеек по периметру страницы.
7. Способ печати издания: офсетная печать.
8. Оборудование: офсетная печатная машина Roland Practica.
. Внешнее оформление:
а) переплет, красочность, тематический рисунок;
б) суперобложка: отсутствует;
в) форзац: черный с перламутровой отделкой (дизайнерская бумага).
10. Материалы: бумага для книжного блока - офсетная бумага UNION OFFSET массой 80 г./м2 и форматом 720Ч1040 мм.