Билет 15. Методика формирования грамматических навыков в обучении языку, комплекс упражнений.
Грамматика – действующая в языке система правил словоизменения, строения слов, соединения слов в словосочетания и предложения различных типов.
Языковые грамм. навыки – автоматизированное оперирование грамматическими явлениями изолированно, вне условий общения.
Рецептивные/перцептивные грамм. навыки (чтение, аудирование)
Морфологический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления морфем.
Речевые грамм. навыки – автономное использование грамматического материала во всех ВРД (соотнесение с комм. задачей и ситуацией общения)
Экспрессивные/продуктивные/репродуктивные грамм. навыки (письмо, говорение)
Синтаксический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления синтаксических конструкций.
Основная сложность овладения грамматикой иностр. языка – ограниченное учебными часами время изучения.
Главное требование к отбору грамм. материала – минимум должен быть достаточным для реализации комм. целей.
Базовый минимум грамматических средств:
· Ср-ва описания понятий, явлений, предметов
· Ср-ва выражения кол-ва
· Ср-ва сравнения
· Ср-ва выражения определенных отношений внутри предложения: временных, причинно-следственных, логических, уступки, условия, пространства
· Ср-ва выражения действий повествования при создании текста
· Ср-ва выражения модальности
· Ср-ва выражения образа действия
· Ср-ва выражения логико-смысловой связи
· Ср-ва выражения комм. намерений: просьба, предложение, совет, возражение, согласие и тд
|
· Ср-ва выражения цели действия
Активный – представлен явлениями, которые предназначены для употребления в устной и письменной речи.
Принципы отбора:
- распространенности в устной речи
- образцовости (образование форм по аналогии)
- исключения синонимов
Пассивный - представлен явлениями, которые учащиеся могут понять в звучащем или письменном тексте.
Принципы отбора:
- распространенности в письменной/книжной речи
- многозначности
Этапы формирования грамм. навыка
- Ориентировочно-подготовительный (15-20 мин)
Цель: показать, как новый материал функционирует в речи и обеспечить первичное закрепление.
- Стереотипизирующе-ситуативный
Цель: формирование сознательности и автоматизированности навыка. - Варьирующе-ситуативный
Цель: формирование гибкости навыка во всех видах РД.
Пути (способы) введения грамм. материала
Имитативный (имплицитный) | Индуктивный (эксплицитный) | Дедуктивный (эксплицитный |
Подражание Ранее обучение, овладение простых речевых образцов, разноуровневые группы 1. Ориентировочно-подготовительный -Предъявление образца в типичной ситуации общения -Освоение звуковой формы и практически заучивание в имитативных упр. 2. Стеретипизирующе-ситуативный -Выполнение упр. (подст., вопросно-ответные) 3. Варьирующе-ситуативный -Выполнение реч. упр. с опорой на наглядность в смоделированных ситуациях общения + Подсознательное овладение грамм. явл. - неэкономичность во времени, неосознанное владение грамм. материалом, ограниченные возможности использования, сложность организации из-за выбора большого количества речевых стимулов и ситуаций. | 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление грамматического материала в коммуникативной ситуации через ряд примеров (не длинных, не сложных). -Наблюдение, анализ и самостоятельное выведение правила учащимися -Формулирование правила совместно с учителем (помощь) -Имитативные и рецептивные упражнения; 2. Стеретипизирующе-ситуативный -большое количество условно-речевых упражнений на расширение и варьирование речевого образца -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Комм. напр., сознательность, деятельный подход, развитие мышления - Неэкономичность во времени, демотивация (не подходит для низкого уровня обучаемости) | 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление материала в речевом образце. -Теоретическое пояснение (и возможно сопоставление с родным языком) -Изучение правила. (предъявляются все формы явления) -Иллюстрация правила примерами. -Контроль понимания правила (обычно фронтальная беседа) -Имитативные и рецептивные упражнения 2. Стеретипизирующе-ситуативный -подготовительные, предречевые упражнения (языковые и условно-речевые) -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Экономичность во времени, уверенность, что правило объяснено верно, сознательность - Пассивность учащихся, исп. грамм. терминологии непонятной учащимся |
Типы упражнений:
|
- Имитативные (прослушайте и повторите, прочитайте вслух)
- Рецептивные (найдите в тексте, поднимите руку, выпишите из текста)
- Языковые (подстановочные, трансформационные, на раскрытие скобок, на множественный выбор, на расширение)
- Условно-речевые (переспросите, ответьте на вопр. по образцу, опишите картинку, используя данное грамм. явл.)
Речевые (Опросите одноклассников и представьте полученные данные; расскажите о выходном дне, планах на завтра (отработка времен); сравните 2 фото, скажите, какая нравится больше и почему (прилагательные); сформулируйте советы другу (модальные глаголы)
|
- Упр. в игровой форме (кубики, квесты, крестики-нолики, кто больше, кто длиннее, ролевые игры, проекты)
Интерференция – отрицательное влияние одной языковой системы на другую.
Напр.: 是, сч. сл.