Анализ состава и структуры заемных средств




Показатели На начало отчетного года На конец отчетного года Изменение (+;-)
Сумма, тыс.руб. Уд. вес (%) Сумма, тыс.руб. Уд. вес (%) Сумма, тыс.руб. Уд. вес (%)
1. Долгосрочные обязательства   31,71   13,53 -4823 -4384,55
в том числе:            
- займы и кредиты            
- отложенные налоговые обязательства            
- прочие долгосрочные обязательства            
2. Краткосрочные обязательства            
Займы и кредиты       3,60   875,45
в том числе:            
- кредиты банков            
- займы            
Кредиторская задолженность            
в том числе:            
- поставщики и подрядчики   17,36   27,21   2411,82
- задолженность перед персоналом организации   8,27   18,44   2480,00
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами   7,05   6,93 -24 -21,82
- задолженность по налогам и сборам   35,60   30,26 -1387 -1260,91
- прочие кредиторы            
3. Задолженность перед участниками по выплате доходов            
Итого заемных средств            

Как видим, в структуре заемных средств наибольший удельный вес имеют краткосрочные обязательства, а именно, задолженность по налогам и сбора.

Таким образом, представляется возможным, сделать предварительный вывод, что в целом ООО «БелАвтодеталь» является вполне ликвидным и платежеспособным. Но предприятию необходимо обратить внимание на некоторые показатели такие как коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент уточненной ликвидности. Основной вывод по проделанной работе представлен ниже в расширенном виде.

Таблица 10.

Анализ показателей платежеспособности организации

Показатели Норма- тивное значение На начало года На конец года Измене-ние (+;-)
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 – 0,2 0,03 0,01 -0,02
2. Коэффициент уточненной ликвидности 0,5 – 0,8 0,3 0,3 0,02
3. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств (исходя из наличия денежных средств) 0,5 – 0,7 0,5 0,5 0,0
4. Коэффициент текущей ликвидности 1 - 2 1,5 1,2 -0,3

 

Коэффициент абсолютной ликвидности = (стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550)

Коэффициент уточненной ликвидности = (стр.1240+стр. 1250+стр.1230)/стр.1500

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств ОАО «УЗМ «Магнетрон» (исходя из наличия денежных средств) = (стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550)

Коэффициент текущей ликвидности = стр. 1200 / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550)

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность

 

Таблица 11.

Показатели ликвидности баланса организации

Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года Платежный излишек (+), недостаток (-)
На начало года На конец года
1.Абсолютные и наиболее ликвидные активы (А1)     1.Наиболее срочные обязательства (П1)        
2.Быстро реализуемые активы (А2)     2.Краткосрочные пассивы (П2)     -10012 -9856
3.Медленно реализуемые активы (А3)     3.Долгосрочные пассивы (П3)     -14077  
4.Трудно реализуемые активы (А4)     4.Постоянные пассивы (П4)        
Итого     Итого        

 

 

Как видно из приведенной таблицы, условия ликвидности баланса не выполняются. А1= стр. 1250+стр.1240 = 2627+0=2627 на н.г.; 1840+0=1840 на к.г.

А2 = стр.1260+стр.1230

А3 = стр. 1220+стр.1210+стр.1170

А4 = стр.1100-стр.1170

П1= стр.1520

П2 = стр.1510+стр.1550

П3 = стр. 1400 = 0; 10.

П4 = стр. 1300+ стр.1530+стр.1540

Таким образом, в целом ООО является вполне ликвидным и платежеспособным. Но Компании необходимо обратить внимание на некоторые показатели такие как коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент уточненной ликвидности

2.4 Организация бухгалтерского учета

 

Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском Учете»).

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008г. определяет учетную политику организации как принятую ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером ООО «БелАвтодеталь» утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией, учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводится с начала финансового года. Учетная политика ООО «БелАвтодеталь» для целей бухгалтерского учета на 2012 год утверждена приказом № 1 от 31 декабря 2011 года. Оценку соответствия учетной политики ООО требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету необходимо провести по двум разделам:

- организационно-техническому;

- методическому.

Организационно-технический раздел учетной политики должен включать, как минимум, следующие элементы:

- организация бухгалтерского учета;

- выбор формы бухгалтерского учета;

- технологию обработки учетной информации;

- формы первичных учетных документов;

- рабочий план счетов;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, разработка документооборота;

- объем, сроки и адреса предоставления бухгалтерской отчетности.

Проведем оценку организационно-технического раздела, учетной политики ООО «БелАвтодеталь», на наличие и соответствие требованиям нормативных документов вышеуказанных элементов.

а) Организация бухгалтерского учета на предприятии регламентирована статьёй 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 № 243-ФЗ, а так же разделом 1 «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями и дополнениями от 26.03.2007 № 26н.

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

В ООО «БелАвтодеталь» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, как самостоятельным структурным подразделением. Руководит бухгалтерий главный бухгалтер, что отвечает требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Форма ведения бухгалтерского учета организацией выбирается самостоятельно. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации. Учет в ООО «Эталон-СПб» ведется по журнально-ордерной форме учета.

б) Формы первичных учетных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 № 57н, Минфина РФ от 18.06. 1998 № 27н «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации». В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» сказано, что в случае применения первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, их формы необходимо утвердить приказом об учетной политике организации.

В ООО «БелАвтодеталь» применение первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, не предусмотрено и в учетной политике не отражено. Следовательно, данный пункт требует доработки.

г) Рабочий план счетов организации разработан на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31октября 2000 г. «План счетов бухгалтерского учета» финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению».

д) Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации регламентирован статьей 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а так же разделом 2 «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризации основных средства в ООО «БелАвтодеталь» проводится один раз в год на 1 октября отчетного года.

е) Объем, сроки и адреса предоставления бухгалтерской отчетности представлены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», в «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

По результатам проведенной оценки установлено, что организационно-технический раздел учетной политики ООО «БелАвтодеталь» не содержит следующих элементов:

- технологию обработки учетной информации;

- уровень существенности показателей, с целью отражения их в бухгалтерской отчетности;

- формы бухгалтерской отчетности;

- способ представления бухгалтерской отчетности;

- объем, сроки и адреса предоставления бухгалтерской отчетности.

На ООО «БелАвтодеталь» согласно учетной политике объекты основных средств стоимостью не более 40 000рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры, издания, спецодежда относятся к материально-производственным запасам и списываются на затраты на производство по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию. Проводка документы Канцелярские товары приобретенные, сразу передаются сотрудникам поэтому списываются сразу на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

На предприятии не имеется материально- производственных запасов, полученных безвозмездно, и оно не собирается их получать в отчетном периоде. Текущая рыночная стоимость материально-производственных запасов рассчитывается организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

При этом особое внимание обращается на:

- изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты;

- назначение материально-производственных запасов;

- текущую рыночную стоимость готовой продукции, при производстве которой используются сырье, материалы и другие материально-производственные запасы. Резерв не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг), если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции (работ, услуг) соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.

Методический раздел учетной политики ООО «БелАвтодеталь» в полной мере соответствует требованиям нормативных документов и не требует доработки.

 


 

Учет и денежных средств на предприятия ООО «БелАвтодеталь»

 

3.1 Учет денежных средств в кассе

 

Касса является местом хранения ограниченной суммы денег. Под кассовыми понимают операции по приему и выдаче наличных денег.

Ведение кассовых операций в ООО «БелАвтодеталь» возложено на кассира, с которым заключается договор о материальной ответственности при приеме на работу.

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден инструкцией ЦБ РФ.

Новое Положение ЦБ РФ от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций» Минюст России зарегистрировал в конце ноября 2011 г., и с нового года организациям стало работать проще, а индивидуальным предпринимателям – сложнее.

Положение о порядке ведения кассовых операций № 3210-У принципиально поменяло порядок ведения кассовых операций не только для юридических лиц на основной системе налогообложения, но и для налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, а также для индивидуальных предпринимателей.

Хранение денег в кассе должно обеспечивать их сохранность, в связи с чем до 2012 г. было определено:

– помещение кассы должно быть изолировано, подведена сигнализация;

– двери в кассу во время совершения операций должны быть заперты с внутренней стороны;

– деньги и ценные бумаги (путевки, проездные для работников) должны храниться в сейфе, ключи от которого находятся у кассира, а дубликаты у руководителя в опечатанном кассиром пакете или шкатулке.

До 2012 года каждая компания, работающая с наличными деньгами, должна была иметь изолированную и оборудованную должным образом кассовую комнату, что было трудновыполнимо. Штрафы определялись по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Новое Положение эти ограничения снимает. Выбор места, где производить наличные расчеты, полностью оставлен на усмотрение руководства предприятия: кассой может быть и бухгалтерия, и кабинет руководителя, не требуется, чтобы касса располагалась в каком-либо помещении. Руководство ООО «БелАвтодеталь» само определяет перечень мер для защиты кассы компании и сохранности наличности, что прописано в пункте 1.11 Положения.

Кассовые операции в ООО «БелАвтодеталь» с 2012 г. оформляют на основе шести документов, входящих в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. Это кассовая книга (форма 0310004), приходный и расходный ордера (форма 0310001, 0310002), книга учета денежных средств (форма 0310005) и два вида ведомостей: расчетно-платежная (форма 0301009) и платежная (форма 0301011).

Учет движения денег в кассе ООО «БелАвтодеталь» ведется кассиром в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью и подписями ответственных лиц. Записи в кассовой книге производятся кассиром в двух экземплярах. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на конец дня и передает в бухгалтерию второй отрывной лист кассовой книги (с приложенными к нему приходными и расходными кассовыми документами) под расписку в кассовой книге.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера ООО «БелАвтодеталь» Остаток денег в кассе на конец каждого рабочего дня не должен превышать лимита, установленного банком при согласовании с руководителем предприятия.

С 2012 г. ООО «БелАвтодеталь» самостоятельно устанавливает объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре не уточняется, достаточно распоряжения руководителя в произвольной форме.

Максимально допустимую сумму наличных денежных средств в кассе определяет руководитель организации или индивидуальный предприниматель после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денежных средств на конец рабочего дня.

Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе, является документом бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 5 закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные на ККТ кассовые чеки.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовой технике.

Проверка штрих кодов и локальных кодов товаров в реквизитах кассовых чеков к компетенции налоговых органов не относится.

Обязательными реквизитами кассового чека являются:

− наименование организации;

− идентификационный номер организации-налогоплательщика;

− заводской номер контрольно-кассовой машины;

− порядковый номер чека;

− дата и время покупки (оказания услуги);

− стоимость покупки (услуги);

− признак фискального режима.

Проверка выдачи кассового чека теперь будет осуществляться налоговыми инспекторами. 17 января 2012 г. Министерство юстиции зарегистрировало соответствующий приказ Минфина России № 132н. Согласно данному документу сотрудники ИФНС будут иметь право проверять использование кассовых аппаратов организациями и индивидуальными предпринимателями. Отсутствие чека ККМ не может отрицательно повлиять, при наличии других подтверждающих документов, на правомерность учета расходов. Об этом было сказано на одном из заседаний ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А67-530/2011 от 18 января 2012 г.

Новое заявление на регистрацию ККМ было разработано Федеральной налоговой службой. Ведомство утвердило новую форму приказом № ММВ-7-2/891@ от 21 ноября 2011 г. Приказ, утверждающий новое заявление на регистрацию ККМ, затрагивает и форму карточки регистрации контрольно-кассовой техники. Теперь налогоплательщику необходимо прописывать сведения о платежном терминале и марке-пломбе. В настоящее время данный документ еще официально не опубликован. Для вступления приказа в силу должно пройти десять дней с момента опубликования. В будущем, возможно, не будет необходимости устанавливать на кассовые аппараты знак государственного реестра (соответствующий проект постановления Правительства РФ в настоящее время находится на обсуждении).

Ведение кассовых операций Федеральная налоговая служба планирует взять под свой контроль, планируется контролирование через интернет в режиме реального времени путем установи на контрольно-кассовую технику специального оборудования, позволяющего проводить постоянную слежку за всеми денежными операциями. Обсуждается вопрос передачи ведения кассовой дисциплины от банков в налоговые органы, законопроект ждет своего решения в Государственной Думе. В этом случае проверки кассовой дисциплины будут подпадать под действие федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, а значит, проводиться раз в три года (сейчас – раз в два года). Кассовые ревизии будут отвлекать налоговиков от других проверок, но в то же время полученную информацию можно использовать при планировании выездных ревизий.

На усмотрение руководства отдан порядок хранения кассовых документов. Указано лишь, что хранить их надо в течение сроков, установленных законодательством РФ (п. 1.9 Положения). Денежные документы учитывают по номинальной стоимости. Поступление и выдача ценных бумаг по-прежнему производится по приходным и расходным ордерам с последующим составлением кассиром отчета по их движению. Бухгалтерия открывает книгу движения денежных документов. Отчет по поступившим и выбывшим документам один-два раза в месяц составляется кассиром в кассовой книге, в которой для этого отводят отдельный лист.

Денежные документы – документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в его кассе.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы.

Стоит отметить, что к денежным документам как и раньше не относятся: документы на нематериальные активы (их учитывают на счете 04), ценные бумаги (учитываются на счете 58), бланки строгой отчетности (учитываются на счете 006), выкупленные у акционеров акции (счет 81).

Выдача подотчетных сумм в ООО «БелАвтодеталь» происходит в 2012 г. также по-новому. Для этого сотрудник оформляет заявление каждый раз, когда ему необходимо получить денежные средства, документ рассматривается руководителем ООО «БелАвтодеталь», затем проставляется собственноручная надпись о суммах и сроках возврата, и только при наличии данного оформленного документа кассир ООО «БелАвтодеталь» имеет право осуществить выдачу подотчетных сумм работнику.

Приказ со списком подотчетных работников издавать с 2012 г. нет необходимости.

Очередным важным нововведением является то, что работник после командировки имеет право вернуть подотчетные суммы в первый день выхода на работу. Прежде подотчетные средства необходимо было вернуть в течение трех дней с момента возвращения из служебной поездки. Это также касается возвращения работника с больничного или из отпуска.

Корректурные исправления заверяются подписями главного бухгалтера и кассира. Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия используется счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету – суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту – суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.

Основание для заполнения журнала-ордера №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

 

Таблица 18 - Схема бухгалтерских записей по счету 50 «Касса» применяемых в ООО «БелАвтодеталь»:

№ п/п Содержание записи Дебет Кредит
1. Оприходованы денежные средства, полученные по чекам в банках    
2. Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные от поставщиков    
3. Оприходованы в кассу остатки подотчетных сумм    
4. Оприходован в кассу взнос учредителя (участника) в счет вклада в уставный капитал предприятия    
5. Оприходована в кассу выручка от реализации продукции (работ, услуг)    
       
6. Оприходована в кассу выручка от реализации основных средств и иных активов    
7. Наличные деньги сданы в банк и зачислены на расчетный счет предприятия    
8. Оплачена из кассы задолженность поставщикам    
9. Оплачена из кассы сумма задолженности покупателям (заказчикам)    
10. Погашена задолженность перед бюджетом по отдельным сборам наличными деньгами    
11. Выплачена заработная плата работникам организации    
12. Выданы из кассы подотчетные суммы    

 

Новации в порядке учета кассовых операций с января 2012 г. всесторонни, однако эффект многопланового числа мероприятий в данной области невозможно оценить в краткосрочной перспективе.

 

3.2 Учет денежных средств на расчетном счете

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия ведут расчеты с поставщиками за приобретенное у них сырье и материалы, с покупателями за проданные им товары, с заказчиками за оказанные услуги или выполненные работы, с бюджетом. Расчеты совершаются либо в форме безналичных платежей, либо наличными деньгами. Преобладание той или иной формы расчета зависит от характера хозяйственной деятельности предприятия. Например: розничная торговля различными товарами с населением вынуждена вести расчеты наличными.

Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору. На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов: платежными требованиями-поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, переводами через предприятия министерства связи, чеками из чековых книжек и др.

Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволит сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост остатков товарно-материальных ценностей в пути.

Расчеты платежными требованиями-поручениями сводятся к тому, что поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платежное требование на покупателя-плательщика, отсылает ему или доставляет нарочным. Получив платежное требование, плательщик обязан заполнить вторую часть - платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, так как обязанности (условия договора) поставщиком выполнены. Предприятие-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.

Последовательность действий поставщика и получателя при расчетах платежными поручениями приведена в схеме на рис.2.

В бухгалтерском учете рассматриваемая форма расчетов оформляется следующими записями на счетах:

у поставщика: 1) в момент отгрузки - дебет счетов 45 ”Товары отгруженные”, 90 ”Продажи”, 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками”, кредит счета 43 ”Готовая продукция” (в журнале-ордере №11) или счета 20 ”Основное производство” (в журнале-ордере №10/1);

2) в момент зачисления денежных средств на расчетный счет - дебет счета 51 ”Расчетный счет”, кредит счета 90 ”Продажи” или счета 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками” (в журнале-ордере №11);

у покупателя: 1) в момент акцепта платежных документов, при поступлении материалов - дебет материальных счетов (10, 12), кредит счета 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (в журнале-ордере №6);

2) в момент списания средств с расчетного счета - дебет счета 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 ” Расчетный счет” (в журналах-ордерах).

Расчеты по аккредитивам заключаются в том, что банк покупателя дает поручение (аккредитив) иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда.

Порядок действий поставщика и плательщика при использовании аккредитивной формы расчетов приведен в схеме на рис. 3.

Расчеты по особым счетам - форма иногородних расчетов покупателя с одним или несколькими постоянными поставщиками, находящимися в одном городе, при которой оплата товаров или услуг осуществляется в банке по месту нахождения поставщика за счет депонированных средств покупателя. Оплата требований происходит только при наличии акцепта представителя покупателя. С особого счета допускается выплата представителю покупателя наличных денег на оплату расходов по приемке и отгрузке товаров.

Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются между предприятиями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг.

Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная, плановая сумма стоимости продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется или платежными поручениями, или платежными требованиями. В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или услуг. Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие - доплачиваться. Данные расчеты ведутся у поставщика на счете 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками”, субсчет 2 ”Расчеты по плановым платежам”. Дебетуется счет на суммы выполненных обязательств, а кредитуется на суммы поступивших платежей. Аналитический учет организуется в ведомости №7 в разрезе каждого дебитора, а синтетический - в журнале-ордере №11 (обороты по кредиту).

Расчеты по аккредитивам и особым счетам учитываются на счете 55 ”Специальные счета в банках”, субсчет 1 ”Аккредитивы”. Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале-ордере №3 на основании выписок банка.

Одной из форм расчетов являются расчеты платежными поручениями (переводами). Платежное поручение - приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению.

При расчете с предприятиями министерства связи за переводы, совершаемые по почте, за пересылку почтовых посылок, при разовых расчетах с транспортными организациями применяются акцептованные поручения. Акцептуют поручения банки, если на счете плательщика имеется достаточный остаток свободных денежных средств.

Учитываются эти расчеты на счетах 68 ”Расчеты по налогам и сборам”, 73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”, 76



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: