В4. Заполните таблицу «Уровни научного познания»:
Теоретический | |
Факт | Идеальный объект |
Опыт |
В5. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
В6. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
В7. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)
1)0 каком познании ведет речь Гете?
2)Сформулируйте три суждения о значении такого познания?
Тема «Познание» 2 вариант
А. А1. Сознание идеально, а это значит:
1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир
2) сознание есть поток душевных переживаний
3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости
А2. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
1) социология
2) политология
3) философия
4) история
А3. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) зоология
2) астрономия
3) социология
4) химия
А4. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) лингвистика
2) анатомия
3) генетика
4) юриспруденция
А5. Верны ли следующие суждения?
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта
А6. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:
1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе
3) интеллектуально развивает
|
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
А7. И религиозное, и научное знание:
1) имеет объективный характер
2) необходимо человеку для рациональной деятельности
3) может передаваться из поколения в поколение
4) предполагает доказательства
А8. Только в состав научного знания входят:
1) экспериментально обоснованные выводы
2) установленные факты
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдения
А9. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
А11. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых
2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке
3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
А12. Верны ли следующие суждения о практике?
А. Практика — основа познания и критерий истины.
Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.
А13. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Осознание закономерностей процессов и явлений
|
1) верно только А
2) верно только Б
Б. Отражение действительности в художественных способах
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А14. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?
А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.
Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
В. 1. Прочитайте текст и выполните задание к нему. 2 вариант
Значении категории деятельности для понимания психики человека.
В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один их них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей. воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель - субъективное переживание».
В бихевиоризме,т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул-реакция».
Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой- пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, -от его деятельности.
|
Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся- нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.
/…/ эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность….
Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность /…/ перед психологией выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, /…/ а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением. (А.Н.Леонтьев)
4). О каком значении деятельности пишет автор? С опорой на обществоведческие знания укажите три любые проявления взаимосвязи деятельности и психики.
В2. Запишите пропущенное слово:
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫЛИЧНОСТИ: биологические особенности, особенности психических процессов, уровень опыта, ………………………………………..обусловленные качества.
В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «мышление».
Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление».
В4. Заполните таблицу «Виды истины»:
Абсолютная | |
Изменчивость, углубление знания | |
Не опровергается в последующей науке | Зависит от точности средств измерения |
В5. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».
1. Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»?
2. Сформулируйте три суждения о процессе развития личности.
В6. В чем состоит особенность самопознания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований В7. Назовите два любых отличия рационального познания от теоретического и проиллюстрируйте каждое на примерах.