В этом разделе приводятся определения основных терминов и понятий, которые авторы считают правильными и которые необходимы для верного понимания материала учебно-методического пособия.
Базовый турпродукт – турпродукт, созданный на основе одной из базовых услуг самим поставщиком этой услуги или местным туроператором.
Базоваяуслуга /или турообразующая услуга/ данного турпродукта - услуга, которая воплощает в себе общую цель именно этого турпродукта и определяет формирование всего набора остальных услуг.
Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Дестинация – территория временного пребывания туриста в период оплаченного им тура, на которой туристу предоставляется набор услуг, отвечающих его туристским потребностям.
Заказные туры (употребляются также термины «независимые», «эксклюзив-туры», «индивидуальные», «туры по запросу») – это туры,формируемые, по сути, самим туристом или же заказчиком.
Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.
Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов.
Идеальный турпродукт данного вида – турпродукт этого вида, способный удовлетворить все потребности, предпочтения и прихоти членов его целевой группы.
Исходные данные проектируемого турпродукта – детальная характеристика проектируемого турпродукта, включающая: - вид турпродукта; - его общую и частные цели; - дестинация, в которой планируется создавать турпродукт; - диапазон продолжительности туров, составляющих турпродукт; - ценовую категорию турпродукта; - характеристики целевой группы.
Исходный турпродукт - кем-то созданный турпродукт в том виде туризма, в котором туроператор собирается создавать новый для себя турпродукт и который является одним из самых востребованных в этом виде туризма или имеет высокую динамику роста спроса.
Классы обслуживания, туруслуг и турпродуктов - условное деление многочисленных существующих на практике уровней обслуживания, туруслуг или турпродуктов на небольшое число групп, называемых классами.
Компромиссные туры – это туры, создаваемые под запрос заказчика, но из тех предварительных наработок, которыми располагает туроператор.
Конкурентная стратегия фирмы по данному турпродукту - создание условий, позволяющих фирме успешно конкурировать по данному виду продукции. Конкурентную стратегию по данному виду продукции можно также определить как систему поведения фирмы, которая обеспечит ей желаемые объемы продаж в условиях приемлемой прибыльности.
Контрагенты туроператора - это поставщики услуг и товаров, включенных туроператором в свой турпродукт и взаимодействующие с ним на договорной основе.
Ключевые позиции исходных данных – такие фигурирующие в исходных данных проектируемого турпродукта свойства туристских ресурсов, подбираемых туроператором для создания нового турпродукта, отсутствие которых невозможно устранить.
Опасность для человека – фактор, то есть действующая сила, способная нанести ущерб жизненно важным интересам человека.
Оптимальный турпродукт – продукт, достаточно привлекательный для потребителя и обеспечивающий достаточную прибыльность производителю.
Пакетные туры /употребляются также термины «стандартные туры», «пэкидж-туры», «инклюзив-туры»/ - это туры, которые проектирует и формирует туроператор из общего существующего набора услуг.
Поставщики услуг в туризме – это фирмы, предприятия, индивидуальные предприниматели, создающие определенные услуги и осуществляющие их предоставление туристам.
Потенциальная перспективность данной базовой услуги или базового турпродукта – это наличие у них свойств, способных удовлетворить приоритетные потребности туристов, либо возможность создать такие свойства, используя приемлемые усилия и ресурсы
Потребности человека - объективно существующие нужды, запросы человека, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности и развития его организма, личности, социальной группы, общества в целом.
Приемлемая цена данной базовой услуги или турпродукта – это такая цена покупаемой туроператором у поставщика услуги или турпродукта, которая соответствует возможностям туроператора обеспечить приемлемую прибыльность или, соответственно, рентабельность единицы проектируемого турпродукта.
Приоритетные потребности членов целевой группы по данному турпродукту – это такие туристские потребности членов данной целевой группы, удовлетворение которых для них является обязательным условием приобретения этого турпродукта.
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).
Проектирование туристского продукта – выявление всех компонентов, позволяющих создать турпродукт, и создание определенными методами виртуального турпродукта, позволяющего оценить целесообразность его формирования.
Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договоров о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Ресурсы вообще, как экономическое понятие, - это материальные, денежные средства, любые ценности, труд, а также любые возможности, являющиеся источником какой-либо продукции и доходов или способствующие получению какой-либо продукции и доходов.
Сбалансированность турпродукта: оптимальное соотношение между отдельными компонентами турпродукта.
Сегментация потребительского рынка – это деление всей массы потребителей в соответствии с особенностями и спецификой спроса на некоторые части или сегменты по какому-либо признаку или критерию.
Способность к модификации, то есть гибкость туруслуги или турпродукта – способность услуги, турпродукта и системы обслуживания оперативно приспосабливаться к меняющимся условиям и запросам потребителя.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреацион-ных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Туризм международный - туризм выездной или въездной.
Туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно, без помощи турфирм.
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туристские объекты – это туристские ресурсы, реальноудовлетворяющие те или иные туристские потребности.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Туристская индустрия - совокупность средств размещения, средств передвижения, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Туроператорская деятельность - деятельность по созданию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор).
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
Турпродукт – комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия.
Технология создания турпродукта в выбранном виде туризма – совокупность методов выявления потребностей и предпочтений потребителей в выбранном виде туризма, методов подбора соответствующих услуг и товаров и объединения их в единый комплекс с последующим формированием, то есть реализацией этого комплекса путем заключения договоров с предварительно подобранными поставщиками услуг, а также приданием турпродукту товарного вида.
Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
Тур - это реализуемая покупателю товарная форма турпродукта, а именно - набор услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия, предоставляемых по определенной программе и определенной цене и привязанных к конкретному маршруту, средствам размещения и датам.
Турпакет – это минимальный предлагаемый туристу комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия и привязанных к одной из элементарных базовых услуг.
Туристские услуги (туруслуги) - продукт деятельности фирмы или индивидуального предпринимателя по удовлетворению отдельных потребностей туриста в организации и осуществлении тура.
Туристская услуга – частный случай общего понятия «услуга».
Услуга: экономическое, то есть созданное трудом человека благо, выступающее в нематериальной форме – в виде труда, консультаций, информации, права и т. д.
Туруслуга также выступает в нематериальной форме. При реализации туруслуга выступает в виде покупаемого права на получение этой услуги. То есть, оплачивая какую-либо туруслугу, покупатель приобретает не саму услугу, а право на получение этой услуги.
Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в предварительно спроектированный туристский продукт, а также придание турпродукту товарного вида (здесь третьи лица – это средства размещения, предприятия питания, перевозчики, объекты показа, экскурсоводы, развлекательные учреждения и т. п.).
Целевая группа по данному турпродукту - группа потенциальных покупателей этого турпродукта.
Целостность турпродукта: отсутствие внутренних противоречий между отдельными компонентами турпродукта; способность всесторонне и глубоко удовлетворять приоритетные туристские потребности.
Ценовая категория данного турпродукта – диапазон цен, по которым на рынке туруслуг предлагается этот турпродукт.
Элементарная базовая услуга данного турпродукта - к онкретный вариант базовой услуги.
Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика
Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания
Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты