Во всем несовершенном можно найти и светлое и темное, пусть это будет отдельный человек или общежитие, пусть это будет вещь или явление — решительно во всем найдется что-то заслуживающее похвалы и что-то достойное порицания. В самом заскорузлом разбойнике может светиться маленькая искра добра, и даже в большом человеке можно отыскать какую-то несовершенную черту. Часто нужна обостренная зоркость, чтобы заметить эти малые искры добра и зла, но любящий человек может явить прекрасный пример, как легко отыскивает он что-то светлое, неведомое другим в любимом, а самозваный судья, горящий жаждой осуждения, найдет и в чистоте, для него самого недосягаемой, какой-то отрицательный штрих. Недаром говорят, что добрый видит доброе, а злой — злое.
Так видим, что все несовершенное будет в какой-то степени и добрым и плохим и может встретить с нашей стороны различное отношение. Просто. Но в этом простом положении для носителей психической энергии открывается огромная область мысленного творчества, и все, скорбящие о несовершенстве мира, имеют прекрасную возможность приложить свои силы к улучшению окружающего.
Если мы будем думать о каком-то отрицательном свойстве знакомого, то тем самым мы вызовем это свойство к проявлению, которое, по закону, направится прежде всего против нас. Можно долгое время жить с человеком, общаясь исключительно с его отрицательной стороной, и иметь о нем самое превратное понятие только потому, что мы сами не позаботились коснуться мыслью его положительных качеств. Народ отметил этот закон и формулировал его кратко: как аукнется, так и откликнется. Так, очень часто причина недовольства окружающим и окружающими заключается в нас самих.
|
Говоря о взаимодействии отрицательных мыслей с отрицательными сторонами существующего, мы приходим к заключению, что эти мысли не полезны и там, куда они направлены, и нам самим; можно думать, что простая целесообразность может заставить воздержаться или, по крайней мере, стать на путь воздержания от подобного мышления. Но беря тот же закон в его положительном аспекте, мы видим, что он открывает нам особую область мысленного творчества. Это творчество не только не будет чем-то отвлеченным и далеким, но может сделаться неотъемлемой частью жизни каждого дня. Вот, например, занемог один из друзей. Это замечено и требуется помощь. Чего проще — вместо вредных и обычно безрезультатных пересудов подумать, поговорить о положительных качествах нашего друга. Поговорить с сердечной теплотой, зная, что мысли помчаться к занемогшему, вызывая к действию его психическую энергию.
Вот, например, нас пригласили на собрание какого-то полезного общества, где много несовершенного, и доброе семя еще в зачатке. Что будет, если мы злобно раскритикуем? Разрушение, вызванное проявлением хаотических частиц, — неминуемо. Но вот мы не нашли времени для осуждения. Мы заметили много полезного, утвердили его и пожелали произрастанию со всей сердечной теплотой и получили противоположный результат. А вещи... сколько друзей придет на помощь вместо ненужных врагов.
Окружающие удивлялись поступкам Светлого Художника — почему он пишет и говорит о многих "недостойных" да еще и находит столько хороших слов? Забыли, что врач нужен не здоровым, но больным.
|
Так, прибегая к мыслительной энергии, мы можем творить произрастание светлых зерен повсюду и в этом творчестве приближаться к Магниту нашей Вселенной — Разумному Солнцу.
Пусть глаз наш не замечает зло там, где можно заметить добро.
1938 г.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
"Сердце может почуять стыд недостойной траты времени".
(А.Й., 538)
Прежде чем оценить время, нужно осознать значение мысли и понять, что наша жизнь создается нашим мышлением. Посмотрите на несчастных калек, посмотрите на великих мастеров искусства — не слепая судьба, но качество прошлых отложений мышления создали им соответствующие условия существования.
Каждая мысль отлагает в нашей сущности энергию, соответствующую своему качеству. Самая добрая мысль отложит в нас каплю полезной энергии; самая малая темная мысль отложит в нас каплю яда, которая когда-то отравит наше существование. Эти капли, превращаясь в целые потоки мысленных отложений, соединяясь, постепенно образуют мощный магнит, который притягивает нас в сферы своего проявления. Энергии, живущие в нас, стремятся к проявлению в соответствующих им сферах и создают условия нашего существования. Будучи проявлены, они утончаются, трансмутируются, изживаются.
Этот процесс известен многим, но самое явное обстоятельство обычно упускается: ведь мы мыслим непрестанно. Значит, каждое мгновение мы отлагаем в себе какую-то энергию и намечаем этим условия своей дальнейшей жизни. Почему-то думают, что карма накапливается какими-то исключительными поступками. Ведь часто мысль, заложенная в самом ярком поступке, даст отложения, которые будут ничто по сравнению с теми запасами, которые отлагались по малым каплям каждое мгновение в течение нескольких дней.
|
Теперь возьмем простой пример: вам представляется две возможности — пойти на пошлое собрание или провести это же время в духовном собеседовании. Три часа, проведенные различно, дадут совершенно разные накопления. Вот вам представляется возможность посудачить с "кумушками" в течение часа или прочесть за это время ценную статью. Вот нелепая церемония или рубка дров взамен. Вот скука околачивается из угла в угол, серые мелочи или изучение иностранного языка. Скажите, если вы осознали описанный процесс накопления, если вы думаете о будущем, если вы недовольны настоящим, если вы ужасаетесь прошлому, неужели же вы в этих повседневных делах, где выбор так легок, но следствия столь значительны, — вы не выберете лучшее? Ведь этими мелочами заполнена вся жизнь, ведь в этих мелочах расходуются огромные запасы мыслительных сил, ведь эти мелочи могут сложить тяжкую или прекрасную карму так же, как большие поступки.
Мы не говорим о каких-то трудностях, ибо каждый легко может найти замену темных дел чем-то светлым, полезным и приятным; скверно то, что несмотря на нетрудность этого, редко кто прибегает к нему. Почему-то считается вполне естественным допускать преступную легкомысленность. Если следствие такой дисциплины не громыхает громом, то все-таки оно огромно. Настолько огромно, что смело можно, не боясь потерь, выгнать кудахчущих кумушек, отменить самый шикарный "прием" или отказаться от приглашения на пошлый бал. "Мы имеем несчетное время для всяких подлых занятий, но не находим часа для наиболее важного". (А.Й., 451).
Конечно, дело не в балах и приемах, если нужное качество мышления может быть сохранено. Можно и на пошлом банкете мыслить об основах жизни. Но вся беда в том, что наше мышление еще в значительной степени зависит от того, что мы делаем — во-первых, и мысленная атмосфера различных мест и собраний еще слишком явно воздействует на нас — во-вторых.
Каждый из нас может назвать десятки занятий, которые он любит, которые полезны. Среди них могут быть и музыка, и пение, и чтение, и высшее творчество, и, наконец, физический труд — одним словом, все то, что в той или иной степени наполняет нас всеначальной энергией. С другой стороны, много мы делаем в силу каких-то, невесть кем установленных, этикетов, дряхлых привычек и, что еще чаще, в силу того, что мы еще не задумались над ценностью времени и не сумели правильно организовать распределение его. Бесполезно или с вредом тратить время, это значит бесполезно расходовать энергию мысли, это значить играть с огнем, это значит бесцельно расточать самое ценное свое сокровище, это значит навлекать на себя тяжкую карму.
Сейчас время необычное, грозное и ответственное. Сейчас время особенно ценно, ибо столетие прошлого оценивается в пять лет Армагеддона. Наступает предсказанный срок, который, как гигантский меч разделения, упадет на предначертанную черту. Эта черта отделит Мир Новый от старого, и тот, кто во время не успеет добежать до нее, уйдет туда, откуда когда-то с таким трудом, так бесконечно долго брел он, превозмогая невероятные трудности, к этой заветной черте.
26 февраля 1939 г.
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
"Как прекрасны поучения Великого Антония!"
(Письма Е.И.Р., т.1, стр. 490)
В 251-м году по Р.Х. пришел в этот мир Св.Антоний. В богатой, но благочестивой семье, на земле, где вновь загорелся возрожденный дух, где приняли плоть столько великих подвижников, где жил и учил Ориген, — в Египте — родился с детства отмеченный знаками Великого Служения. Теперь, когда дело, заложенное Антонием, предано поруганию и искажено до неузнаваемости, трудно даже представить себе, какое значение имело основание монашества в последнюю эпоху темного века. Сколько сердец было извлечено магнитом, заложенным Святителем, из слизистой массы человечества, чтобы запылать мощными лампадами в пустынях, горах и лесах, чтобы вдали от ужаса человеческих несовершенств своею чистою мыслью поддерживать равновесие Земли.
Св.Афанасий, жизнеописатель Антония, замечает, что призвание к подвигу обнаружилось в последнем весьма рано. Детские развлечения и игры сотоварищей не прельщали его. Склонность к уединению и стремление к чистой жизни были замечены и поддержаны родителями, бывшими его заботливыми наставниками. Однако, когда после их смерти Антонию пришлось возложить на себя тягость управления домашними делами и воспитание сестры, в нем родилось сильное желание оставить все и жить только для Бога. Так он и поступил. Так начался первый период его подвига — послушничество.
"Без поверки своей жизни жизнью других, — пишет Афанасий, — и без стороннего руководства никто не достигал высших ступеней подвижнической жизни. Примерами означенных старцев Св. Антоний поверял свою жизнь и их руководством был неуклонно направляем по пути к совершенству. Так продолжалось 15 лет. Все это время он делил между рукоделием, молитвой и размышлением об истинах учения. И однажды, когда его томил дух уныния, явившийся Ангел Божий утвердил его в этих занятиях. Питался Св. Антоний хлебом, который обменивал на рукоделие, водой и солью. Ел только раз в день, на закате солнца, нередко, впрочем, оставаясь без пищи по два, по три дня и более. Спал на голой земле, обычно очень мало, бодрствуя целые ночи и засыпая лишь на минуту. Лености терпеть не мог. И работа не выходила у него из рук почти целый день.
"Таким трудным путем шел Св.Антоний. Но, как известно, — пишет Св.Афанасий, — такая жизнь без борьбы не проходит, как не бывает света без тени. Не будь в нас греха и не имей мы врага, в нас раскрывалось бы и росло беспрепятственно одно добро. Но тот и другой есть, и никто не обходится без борьбы с ними. Надо обессилить и победить их, чтобы свободно идти далее. Без этого они будут путать руки и ноги хотящего идти праведно. Вот почему Божья Благодать, созидавшая в духе Св.Антония, вводила его в брань, чтобы, искусив его, как золото в горниле, укрепить его и дать простор их действию. Врагу был дан доступ, а подвижника поддерживала сокровенная мощь. Вражеские стрелы, говорит Афанасий, были очень чувствительны, но мужественный борец отражал их, нимало не колеблясь".
Сначала враг пытался поколебать его сожалением прошлого. Знатность, богатство, кровное родство, будто бы без причины оставленные, а, с другой стороны, трудность избранной жизни не раз вызывали в нем бурю помыслов. Но эти внушения врага были отражены. "Тогда, говорится в "Добротолюбии", враг нападет на юного борца с другой стороны, с которой он уже привык низлагать юность, и он пытается остановить Антония, вызывая в нем плотскую похоть. Борьба была столь ожесточенна и длительна, что не утаилась даже от посторонних. Враг не гнушался никакими средствами. Нечистые помыслы, раздражения тела, обольстительные образы упорно, с невероятным терпением отражал подвижник, противопоставляя им молитву, пост, бдение и утруждая тело различными занятиями. А когда враг являлся ночью, принимая обольстительные образы, Св.Антоний восторгался Горой и созерцал тамошние красоты. Наконец, испытания достигли такого предела, когда Подвижник воспылал неудержимым отвращением к насылаемым мерзостям и прозрел в обольстительной плоти червей копошащихся в зловонии разложения. Этим возмущением духа враг был опален и низложен.
"Но не все стрелы истощились у человеконенавистника. Видя покров Божий над юным борцом и зная, что этот покров осеняет только смиренных, замышляет [враг] лишить его этого покрова и насылает высокоумие и самомнение. Он явился ему в виде малого черного отрока и с притворным унижением говорил ему: "Победил ты меня", — полагая, что Антоний победу отнесет к себе, возомнит и тем отвратится от Учителя. Но подвижник спросил его: "Ты кто такой?" "Я дух блуда, — ответил отрок. — На мне лежит возбуждать похоть и ввергать в плотский грех. Многих давших обет целомудрия обольстил я, многих довел до падения, но тобою все мои стрелы поломаны и сети порваны". Тогда Св.Антоний в порыве благодарности к Учителю воскликнул: "Господь мне помощник, — и аз воззрю на враги моя". После чего безбоязненно воззрев на отрока, он сказал: "Черным попустил Бог явиться тебе ко мне в показание черноты твоих злоумышлении и отроком в обличение твоего бессилия, и достоин ты всякого презрения"; от этих слов, точно огнем палимый, бежал темный и уже больше не приближался к Святителю.
Темные, лишившись возможности действовать на очищенное сознание через помыслы, начинают действовать на него извне, и Учитель попускает это в целях преуспеяния подвижника, открывая ему восхождение на следующую ступень. Так последнее испытание Св.Антония было "страхованиями"*. Это была одна из самых тяжелых ступеней, когда Святитель несколько раз был в весьма трудном положении. Но та же несломимая стойкость и непоколебимая преданность Учителю пронесла над ним и эти грозовые тучи. После чего удалился Св.Антоний в пустыню, где пробыл в неизвестности продолжительное время. Никто не знает об этом сокровенном периоде его жизни. Но как из гусеницы, когда она заворачивается в куколку, под действием невидимых сил природы однажды вылетает прекрасный разноцветный мотылек, так Св.Антоний появился из пустыни для служения среди людей, облеченный мощью приказа Высшего. Он вышел, обладая даром творить чудеса, повелевать темными, прозревать мысли, властвовать над силами природы. Он имел дар видения происходящего вдали, дар откровений и видений, и слово его звучало необычайной мощью. Св.Афанасий пишет, что слово Антония проникало до сокровенных глубин сердечных. Многие вельможи и богачи бросали достояние свое, забывали знатность рода и следовали за ним. И кто, приходя к нему печальным, не получал утешения, кто, приходя гневным, не сменял гнева на кротость, кто, впавши в нерадение, не делался снова ревностным и стойким? А сколько юношей отреклись от утех и полюбили целомудрие, сколько дев, уже имевших женихов, только издали повидав Антония, уходили в монахини.
Так продолжалось служение Антония Великого, и кто сосчитает благо, принесенное им. В столетнем возрасте ушел он из этого мира олицетворение стойкого восхождения, утвердив путь, по которому прошли тысячи. Теперь, когда наступает эпоха Майтрейи, уже не нужно уходить в пустыни, уже не нужны монастыри, и перед жаждущими совершенства простирается еще более трудный, зато более сияющий путь ИНОЧЕСТВА В МИРУ.
Оглавление
ОГОНЬ У ПОРОГА.. 1
ОГОНЬ У ПОРОГА! 1
КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ.. 2
СКОРЕЙ.. 2
НАСТУПАЕТ... 4
НАКАНУНЕ.. 4
СРЕДИ АРМАГЕДДОНА.. 5
СОТРУДНИЧЕСТВО С ОГНЕМ... 6
ПОД ЗНАМЕНЕМ ВЕДУЩЕГО.. 7
МАНВАНТАРА СЕРДЦА.. 8
ДВИГАТЕЛЬ.. 9
ДВЕНАДЦАТЬ СТУПЕНЕЙ.. 10
ВРАТА.. 11
У ОГНЕННЫХ ВРАТ.. 11
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ.. 12
ПОСТРОЕНИЕ ОБЩИНЫ... 13
ДАЛЬНИЕ МИРЫ... 14
СОТРУДНИЧЕСТВО С ДАЛЬНИМИ МИРАМИ.. 15
СТРАДАНИЯ.. 15
ВСТРЕЧИ.. 16
ГОНЕНИЯ.. 17
"РАДУЙТЕСЬ, ДЕТИ". 18
БЕРЕЖНОСТЬ К ДРУЗЬЯМ... 19
КАРТИНЫБУДУЩЕГО.. 19
КРАСОТА.. 20
СВЯЩЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ.. 21
"НЕИЗБЕЖНОЕ". 21
СПАСЕТ ЛИ ОТРИЦАНИЕ?. 22
ЦЕНТР ЛЕГКИХ.. 23
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТЬ.. 23
ОЩУЩЕНИЯ.. 24
СУД СЕРДЦА.. 25
ЕЩЕ О МОЛИТВЕ.. 25
ПЕВЕЦ ВЫСШЕЙ ЖИЗНИ.. 26
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ.. 26
НАБЛЮДЕНИЯ ЖИЗНИ.. 32
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОБОЙ.. 33
ИСКУШЕНИЯ.. 33
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОЩЬ.. 35
ДОВОЛЬСТВО ИМЕЮЩИМСЯ.. 36
САМОМНЕНИЕ.. 37
ДНЕВНИКИ.. 39
СОМНЕНИЕ.. 40
"ГЛОРИЯ МУНДИ". 42
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.. 42
САМОУБИЙСТВО.. 43
ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ.. 44
ДВИГАТЕЛИ.. 45
ЗАПИСИ.. 45
ЕЩЕ О ЗАПИСЯХ.. 48
БИТВА ШУМИТ.. 48
ТВОРЧЕСТВО ДОБРОГО ГЛАЗА.. 50
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ.. 50
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ.. 51
Оглавление. 53
* Невидимый агни (огонь)
* Сюда же могут быть отнесены и огненные видения.
* Испытание страхом