Группа №1.
Отношение студентов к введению двухступенчатой системы высшего образования в РФ.
Актуальность:
В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем.
Развернувшаяся в обществе острая дискуссия о принципах и возможных направлениях модернизации образования в России указывает на то, что к настоящему времени российской научно-педагогической общественностью осознана необходимость и актуальность комплексной реформы системы высшего профессионального образования, которая должна соответствовать новым экономическим, организационным и социокультурным условиям. Сказанное означает, что необходимы как постоянное внесение изменений в содержание учебных дисциплин, так и периодический пересмотр организации всей системы образования, т.е. ее реформирование. Вот о реформировании-то мы и поговорим. А если быть точнее, то о переходе на двухступенчатую систему образования.
В рамках обозначенной темы можно определить следующую проблему: противоречие между необходимостью модернизации системы высшего образования, вызванной присоединением к Болонской конвенции, и отсутствием представлений относительно оценок модернизации процессов со стороны основных участников образовательного процесса.
Объектом исследования является реформа о двухступенчатой системе образования в России.
Предметом исследования является отношение студентов к данной реформе.
Задача исследования заключается в том, чтобы на основании анкетного опроса выявить отношение студентов к переходу на новую двухступенчатую систему обучения.
|
Цель исследования: выявить отношение студентов к реформе о двухступенчатой системе образования в России.
Произведём факторный системный анализ объекта исследовния.
1. Принципы вовлечения нашей страны в процесс модернизации
Процесс образования в России Процесс образования в других
государствах
2. Эффективность реформ об образовании в России
Равный доступ к образованию Платное образование
3. Отношение студентов к реформам о высшем образовании в России
Специалитет Бакалавриат
5. Удовлетворённость участников образовательного процесса в целом модернизацией высшего образования в России
Бакалавриат Магистратура
Центральное понятие в исследовании – реформа о двухступенчатой системе образования в России.
Представим объект исследования Реформу о двухступенчатой системе образовании в России в виде системы переменных.
Представим объект исследования в виде систем переменных
1. Процесс образования в других государствах
2. Процесс образования в России
3. Заинтересованность студентов работать по специальности
4. Характеристики высшего образования в России
5. Роль высшего образования и мотивации его получения у студентов бакалавриата и магистратуры
6. Характеристика реформ об образовании в России
7. Принципы вовлечения нашей страны в процесс модернизации
|
Группа 6 «Характеристика реформ об образовании в России и их эффективность»
6.1 разработка единых стандартов, уравнивающих российскую и европейскую
Системы образования
6.2 Возможность мобильности обучающихся, обеспечение равного доступа к образованию;
6.3 Увеличение доли внебюджетного финансирования и развитие платных
образовательных услуг
6.4 Успеваемость студентов в высших учебных заведениях
6.5 Отзывы преподавателей высших учебных заведений
Рассмотрим переменную 6.1 « разработка единых стандартов, уравнивающих российскую и европейскую системы образования »
Проведем операционализацию этого понятия.
1. Отношение студентов вузов к инновационным образовательным процессам
2. Стабильность реформ
3. Перспективность реформ
4. Наличие условий в стране для развития образования
Рассмотрим Отношение студентов вузов к инновационным образовательным процессам в качестве субъективной характеристики, измеряемой посредством оценки опрашиваемыми различных сторон образовательного процесса в целом.
Для этого вычленяем основные сферы образовательного процесса и формируем инструменты, эквивалентные по своему содержанию вопросу «Как вы относитесь к нововведениям в высшем образовании?».
1. Вас устраивала традиционная форма образования в России?
1) да, очень (4)
2)скорее да, чем нет (3)
3)скорее нет, чем да(2)
4)нет, не нравилась(1)
5)мне все равно (0)
2. Как вы считаете, проведенные реформы в образовании являются необходимыми в современном обществе?
1) да, реформы необходимы (3)
2) реформы бесполезны (1)
3) сейчас реформы не нужны (2)
|
3. Как вы думаете, многие довольны реформой о двухступенчатой системе образования в России?
1) думаю, нет (3)
2) возможно, многие довольны (1)
3) все не довольны (2)
4) все довольны (4)
На основе полученных данных по степени удовлетворенности участников образовательного процесса реформами формулируем гипотезу исследования:
ГИПОТЕЗА: отношение студентов к реформе о двухступенчатой системе образования сложилось отрицательное.
Цель, задача | Понятие | Теоретическая интерпретация | Эмпирическая интерпретация | Операциональная интерпретация | Гипотеза |
Выявить отношение студентов к реформе о двухступенчатой системе образования в России. | Отношение студентов к реформе. | Предрасположенность или не предрасположенность, принятие или непринятие. | Как вы считаете, проведенные реформы в образовании являются необходимыми в современном обществе? | 1) да, реформы необходимы (3) 2) реформы бесполезны (1) 3) сейчас реформы не нужны (2) | У большинства участников обр. процесса сложилось негативное мнение о реформе. |
Задача 1. Выявить отношение студентов вузов к инновационным образовательным процессам. | Отношение | Определённое соотнесение двух или более предметов | Как вы относитесь к нововведениям в высшем образовании? | 1) хорошо (2) 2) нейтрально (0) 3) негативно (1) | У большинства участников обр. процесса сложилось негативное отношение к введённым инновации. |
Подзадача 1.1 Отношение студентов к Традиционной форме образования в России | Традиционная форма образования в России | Традиционная форма российского высшего образования – специалитет. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранного. В основном ВУЗы финансируются средствами из государственного бюджета. | Вас устраивала традиционная форма образования в России? | 1) да, очень (4) 2)скорее да, чем нет (3) 3)скорее нет, чем да (2) 4)нет, не нравилась (1) 5)мне все равно (0) | |
Подзадача 1.2 Необходимость проведения реформ в современном обществе. | Необходимость | Надобность, потребность | Как вы считаете, проведённые реформы образования являются необходимыми в современном обществе? | 1) да, реформы необходимы (3) 2) реформы бесполезны (1) 3) сейчас реформы не нужны (2) |
Задача 2. Выявить отношение студентов к переходу на новую двухступенчатую систему обучения | Двухступенчатая система образования | Необходимость получения начального высшего образования (бакалавриата), а затем магистратуры, как законченного высшего. | Как вы относитесь к введению в России двухступенчатой системы образования? | 1) Хорошо (2) 2) Нейтрально (0) 3) Негативно (1) | Большинство студентов отрицательно относятся к переходу на двухступенчатую систему образования |
Подзадача 2.1 Отношение студентов к Специалитету как форме образования. | Специалитет | Традиционная форма российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранного направления. | Как Вы относитесь к специалитету как форме образования? | 1) самая лучшая форма образования 2) хорошо 3) нейтрально 4) это устаревшая форма образования | |
Подзадача 2.2 Отношение студентов к Бакалавриату как форме образования. | Бакалавриат | Академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранной специальности. | Как Вы относитесь к бакалавриату как форме образования? | 1)прекрасно, готовит профессионалов в своем деле 2)имеет как свои минусы так и свои плюсы 3) отрицательно 4) Другой вариант | |
Подзадача 2.3 Потребность в поступлении у студентов на вторую форму образования – магистратуру. | Магистратура | Вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. | Вы собираетесь поступать в магистратуру? | 1) да, конечно 2) еще не решил(а) 3) нет, не буду, это бессмысленная трата времени 4) я учусь на специалитете | |
Задача 3. Оценить эффективность реформ об образовании в РФ (по мнению участников образовательного процесса). | Эффективность | Результативность процесса. | Как вы оцениваете эффективность реформ? | 1) Хорошо (2) 2)Нейтрально (0) 3) Негативно (1) | В большинстве случаев респонденты считают проведённые реформы неэффективными |
Подзадача 3.1 Выявление у студентов мнения общественности о двухступенчатой реформе образования в России. | Общественность | Общество, общественные организации, коллектив. | Как Вы думаете, многие довольны реформой о двухступенчатой системе образования в РФ? | 1) думаю, нет 2) возможно, многие довольны 3) все не довольны 4) все довольны | |
Подзадача 3.2 Мнение студентов об изменениях в Российской системе образования. | Российская система образования | Представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. | Вы бы хотели что-нибудь изменить в российской системе образования? | 1) нет, меня все устраивает 2) да, хотел бы изменить 3)мне все равно | |
Задача 4. Определить мнение участников образовательного процесса об образовании в России и за рубежом. | Мнение | Это отношение к кому - либо, или чему - либо, основанное на личных чувствах,переживаниях или чувствах и переживаниях других. | Какая система образования вам больше нравится: традиционная российская или европейская? | 1)традиционная система РФ (1) 2) ни та, ни другая (0) 3)Европейская система (2) | Большинство респондентов считают лучшей традиционную российскую систему образования |
Подзадача 4.1 Выявление отношения студентов к возможности обучаться за границей. | Возможность | Выражает направленность развития, которая имеется в данных условиях | Вы бы поехали учиться в Европу, если бы вам выдалась такая возможность? | 1) да, конечно, не буду упускать такой возможности 2)нет, я считаю, что образование в России лучше, чем в Европе 3) затрудняюсь ответить | |
Подзадача 4.2 Выявить преимущество Российского и Европейского образования | Преимущество | Превосходство | Представьте себе, что Вы –работодатель. К Вам на работу пришли устраиваться 2 человека: с Российским и Европейским образованием. Кому бы Вы отдали предпочтение? | 1)с европейским образованием 2)с российским образованием 3)не имеет значения |