Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.





Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников;

-по целевой установке;

-по тематике;

-по срокам реализации.

 

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

-«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

-«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

-«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

 

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

 

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

-«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

-«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);

-«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);

-«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

-«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);

-«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

-дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

-социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

 

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.





Читайте также:
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.018 с.