Объектом изучения в данной курсовой работе является теория государственной власти и ее осуществление государством.




Введение.

Власть – сложное многоаспектное понятие, включающие в себя множество различных факторов проявляющихся в разных формах, методах и способах ее осуществления, в ее целях, задачах, системе и структуре ее организации.

Власть как феномен рассматривается во множестве наук не только юридических, но и многих других, таких как политология, философия. Однако подходов к понятию власти, даже среди юридической теории несколько. Власть рассматривают как функцию присущую любому коллективу людей, где есть более одного человека, как волевое отношение двух субъектов, как способность одного навязать свою волю другим, организационную силу, подчиняющую себе социальные группы общества.

Мы рассмотрим власть которая служит важнейшим фактором организации общества и выполнения этим обществом своих функций и реализации общих задач. Это государственная власть которая является разновидностью социальной властью.

Государственная власть понимается как публично-политическое отношение господства и подчинения, основанное на силе государственного подчинения и монополии на применения силы (насилия).

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории.

Объектом изучения в данной курсовой работе является теория государственной власти и ее осуществление государством.

Предметом является соотношения подходов к понятию государственной власти ее реализации.

Целью курсовой работы является рассмотрение теории государственной власти рассматривая ее, ее виды, элементы структуры, и способы ее осуществления государственными органами.

Цель реализуется путем изучения следующих задач:

1) Дать определение государственной власти, выделить ее признаки и структурные элементы.

2) Выявить компоненты власти, ее функции и формы осуществления.

3) Изучить принцип разделения властей и его реализацию в Российской Федерации

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: исторический, логический, аналитический.

Также была использована научная литература, работы О.Е.Кутафина, В.Г. Баев О.А.Пугина, И.С. Штода. Которые имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с проблемой государственной власти.

 

 

1 Глава: Государственная власть и ее признаки.

1.1 Признаки государственной власти.

Говоря о государственной власти необходимо понимать что же такой власть вообще, в науке существует несколько определений дающих понятие власти. Власть – это способность и возможность оказывать влияние жизнь и поведение людей, коллективов, и общества в целом; с помощью с каких-либо средств: воли, права, насилия и в результате навязать свою волю.

Выступая во множестве проявлений, власть наделена и единым принципом деятельности – командованием в различных его формах: распоряжение, директива, приказ. Она выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти являются отношения господства-подчинения.

Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:

А)власть- это отношение не менее двух партнеров, которыми могут быть как отдельные лица, так и группы лиц, общности, классы;

Б)необходима форма осуществляющая власть (то есть выражение воли по отношению к тому, над кем осуществляет власть) сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом;

В) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающие приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан им подчиниться.[1]

Политическая власть - это власть одной социальной группы над другой, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и т.д. и обладающая всеми перечисленными выше признаками.

Следовательно, государственная власть обладает существенными признаки и компонентами характерными только ей. Однако существуют разные формы политического устройства государств и форм их управления. Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти. Ведь она является разновидностью социальной власти.[2]

Государственная власть – разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми признаками присущими социальной власти. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности характеризующие ее.

Во-первых, она реализуется через государство и его органы власти. При этом только государственная власть имеет особый аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства.[3] В различных обществах и странах характер государственной власти различен, в одних «руководство» со стороны государства означает прямое применение насилия, в других – скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организации деятельности населения государства. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли.[4]

Из этого признака можно выделит два способа организации власти:

-Демократическая

- Недемократическая

В демократической организации власти так же имеет большое значение легитимность государственной власти, то есть формирование ее на основании закона и с учетом общественного мнения. Легитимность власти означает также ее признание обществом государства. Это признание может основываться на традициях, на определенной харизме носителя власти, а также на рациональном выборе властвующих в ходе подлинно демократических процедур.[5] Однако легитимную власть нельзя путать с легальной властью, поскольку власть может быть легальной, но не легитимной. Легальная власть, есть юридическая характеристика власти, легитимность же ее нравственная оценка.

Во-вторых, государственная власть публична. Под публичностью в широком смысле понимается общественный характер государственной власти. Это проявляется тем, что всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности выкладываются еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества и не совпадает с ним.[6] В этом аспекте государственная власть тесно переплетается с политической властью, но они не являются полностью идентичными, и путать эти понятия не следует. Политическая власть может сочетаться с государственной властью, может предшествовать ей (в условиях революций, гражданской или национально-освободительной войны). С другой стороны государственная власть является главным, типичным способом реализации политической власти народа, сословия, класса в государственных формах, специфическими государственными средствами и методами. [7]

Однако согласно другой точке зрения понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как и политическая и, и государственная власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Они исходят от государства и реализуются не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Они или осуществляются непосредственно самим государством, или делегированы, или санкционированы им, то есть проводятся от его имени, по его уполномочию при его поддержке.[8]

К этому следует добавить, что, во первых, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе. Она регулирует отношения социальных, национальных, иных групп населения, не допуская их противоборства до стадий, причиняющих ущерб «общим делам», грозящих анархией и распадом общества. Иная политическая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария. Во вторых, негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, закреплена в правовой форме, она реализуется специализированным государственным аппаратом(парламент, правительство, суды).Политическая власть таких механизмов не имеет. В третьих, только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. В четвертых, государственная власть обладает юридическим верховенством в обществе, она универсальна и суверенна, т. е. независима в межгосударственных отношениях и верховна внутри государства.[9]

Таким образом, понятия «политическая власть» и «государственная власть» не одно и тоже, так как всякая государственная власть является политической, но не каждая политическая власть является государственной.

В-третьих, государственная власть суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиниться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первоначален по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.[10]

В-четвертых государственная власть, распространяется на всю территорию страны и все ее население, так же это подкрепляется еще одним признаком государственной власти т.к в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее КРФ) специальными органными государственной власти на территории РФ, и в ее субъектах на основании разделения власти на три ветви. И подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя.

Государственная власть согласно КРФ заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние же являются субъектами политической власти, но уже не государственной.[11]

Государственная власть- не только социально политическое явление. С юридической точки зрения, это также институт конституционного права, то есть система правовых норм, регулирующих социальное явление -государственную власть с юридических позиций.

В-пятых легализация и легитимация - это два компонента государственной власти без которых она не может существовать в демократическом государстве. Многие важные события последних лет в России (противоборство законодательной и исполнительной власти; договор об общественном согласии 1994 г.; неоднозначное отношение к чеченской войне 1994-1995 гг. и др.) остро ставели в обществе вопрос о государственной власти, ее легальности и легитимности, т.е. ее юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливости, признании, поддержке ее населением – с другой[12]

Законы, иные нормативно правовые акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют т. е. делают законными или, напротив, нелегальными незаконными те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь сама государственная власть тоже нуждается в легализации. Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности.[13]

Легализация государственной власти осуществляется через нормативно-правовые акты органов государственной власти, включая основной закон страны конституцию, законы, подзаконные акты т.д. а также решения судов. Однако определяя легальность или не легальность государственной власти, ее меру, насколько правовые акты осуществляющие легализацию соответствуют общим принципам права.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.[14]

Законность (т. е. легальность) государственной власти означает, что, во первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). В частности, считается, что путем принятия конституции народ осуществляет учредительную власть — устанавливает основы общественного и государственного строя. Во вторых, законной должна быть ее организация. В совершенном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборы). Если в стране в течение многих лет нет публичного парламента и президента, отсутствуют представительные Органы на местах, то организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны применяться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей.[15] Однако для эффективного осуществления государственной власти особое значение имеет термин легитимации. Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества. В упрощенной форме легитимация трактуется как призна- ние власти народом.[16] Существует несколько основных форм легитимации государственной власти. Немецкий социолог М.Вебер впервые выделил три из них: традиционную, харизматическую, рациональную. Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев и традиций, вере в их преемственность, в то, что власть «выражает дух народа», соответствует обычаям и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее). Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями ашшуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент - одно из выражений силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула - Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании). Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом - это вера в «доброго царя», способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она рас- пространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди - Неру (отец, затем дочь, а после ее убийства - сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке. Для укрепления харизмы широко используются специальные обряды: факельные шествия демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь самостоятельной оценкой мероприятий этой власти. Основой такой легитимации являются практическая работа органов государства на благо населения, соблюдение элитой руководства государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеет этическое поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе. Готовность власти к диалогу, умение выслушать и услышать оппонента[17]

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об обществен- ном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление)[18]

 

 

1.2 Компоненты государственной власти, ее функции и формы осуществления.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А. Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.[19]

Как мы уже разбирали для власти характерно быть основанный на принуждении, страхе, привычке т.п

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном гоударстве, объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены.

Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

 

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают реализацию государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов, согласно А.Эьциони: утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.[20]

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами общества. С их помощью власть может обеспечить себя поддержкой как отдельных политиков так и целых социальных слоев общества. Позволяя достигать добровольного подчинения воле субъекта власти.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Так же широкое распространение имеет классификация ресурсов власти на экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические и силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы – это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе.

Среди ресурсов государсвенной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы из достижения, приобретает авторитет у населения.

Силовые ресурсы составляет армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применения его.[21]

 

К основным функциям государственной власти можно отнести: правотворчество, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность в социальном плане -- это согласование волевых устремлений различных субъектов социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются основные легитимации государственной власти, то есть такое состояние, которое выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Только Федеральное Собрание правомочно издавать федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда властвующий субъект, установив фактические обстоятельства дела, находит соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после окончательной проверки реализует его. Правоисполнительная деятельность -- прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.

Правоохранительная деятельность -- это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания власти. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.[22]

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем: 1) наличие единоличного правителя; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей. Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы 70 с законодательными и контрольными функциями.

Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании

Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 71 1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления – президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности: 1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; 2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа; 3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся: 1) верховная власть принадлежит парламенту; 2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом; 3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции; 4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку. Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти.[23]

Также на госудраственную власть оказывает прямое влиение пилитико-территориальная организация.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.

Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические (В.Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические.

Мы выяснили что государственная власть обладает множеством признаков присущим как власти вообще, так и таких элементов государственной власти характиризующих только ее. Является властью публичной и суверенной осуществляется на постоянной основе и зависит от формы государственного устройства, формы правления обладает монопольными правами присущими только ей, к которым относится право применения силы принуждения на своей территории, правом налогообложения и издания нормативно-правовых актов и распространяется на всю территорию и всех людей проживающих на территории государства.

Государственная власть – это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства): государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория.

Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.


 

Глава2. Разделение властей и государственный аппарат как способ реализации государственной власти.

2.1Разделение властей.

 

Системное единство государственной власти и разделение властей. Государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом (институциональным элементом государства) и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». В этом, в частности, заключается государственный суверенитет. Единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. По мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») — это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.[24]

Наряду с персоналистской трактовкой и практикой динства государственной власти существует коллективный подход. Его обычно связывают с сочинениями Ж.Ж. Руссо, хотя, конечно, задолго до него человечество использовало коллективные формы осуществления государственной власти. Руссо заявлял, что власть не может быть разделена,

государств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: