Требования к уровню подготовки абитуриента
В процессе вступительного экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах, и обнаруживать способность:
ü определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;
ü сравнивать изученные социальные объекты;
ü объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
ü приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
ü давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне и значении;
ü анализировать как количественно, так и качественно основные показатели, характеризующие общественные явления.
Содержание программы
Раздел 1. Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество». Признаки общества. Влияние человека на окружающую среду. Природа и общество. Понятие «культура». Общество и культура.
Общество как сложная динамическая система. Сферы жизни общества, их взаимосвязь и взаимовлияние. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории: первобытность, рабовладельческое общество, феодальный строй, буржуазное общество, информационное общество.
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Реформы и революция. Возможность альтернативности общественного развития. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Глобальные проблемы человечества. Проблемы войны и мира в современных условиях. Научно-технический прогресс и экологический кризис. Демографическая проблема. Рост отставания стран Мирового Юга от развитых государств. Продовольственная проблема. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Раздел 2. Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Ценность жизни человека.
Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Человеческая деятельность, ее многообразие. Потребности человека. Способности человека. Структура деятельности человека. Мотивация. Специфика сознательной человеческой деятельности. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.
Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Истина абсолютная и относительная. Критерии истины. Научное познание. Формы и методы современного научного познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.
Человек, индивид, личность. Личность как субъект общественной жизни. Поведение. Социализация личности. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности.
Раздел 3. Духовная жизнь общества
Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.
Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Возрастание роли науки в условиях НТР.
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.
Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Значение искусства для человека и человечества.
Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации. Гуманизация и гуманитаризация современного образования.
Раздел 4. Экономика
Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Виды ресурсов и факторные доходы. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений.
Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация.
Общая характеристика сферы производства товаров и услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности.
Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Конкуренция. Спрос и предложение. Россия в условиях рыночных отношений.
Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум.
Деньги, их функции. Инфляция и ее виды. Банки, их функции и операции.
Национальная экономика. Экономический рост. Общественный продукт. Валовый национальный продукт. Национальный доход. Национальное богатство. Экономический цикл, его основные фазы.
Рынок труда. Занятость. Безработица: причины, виды.
Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет как основа системы государственных финансов. Государственный долг и причины его возникновения. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.
Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.
Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.
Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.