Александр Андреевич Иванов
(16 июля 1806 — 3 июля 1858)
Выдающийся русский живописец, пейзажист, портретист.
Биография
Родился в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова.
В 11 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика. Учился хорошо, получил несколько золотых медалей.
В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. За границей живет до 58 года.
В Италии он изучает античные памятники и живопись великих мастеров (Микеланджело), пишет эскизы на разные библейские сюжеты.
Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, он пишет менее масштабное произведение. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836).
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. (купил Александр - 2 за 15.000)
Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры.
Иванов был выдающимся русский художник, создатель произведений на библейские и антично - мифологические сюжеты, одним из представитель академизма.
Нужное:
Иоанне Крестителе - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. крестил в водах Иордана Иисуса Христа.
Мессия - (от ивр. מָשִׁיחַ, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «помазанник», откуда происходит еще одно значение слова - «избранник», «посвященный».
Иисус Христос - центральная фигура христианства, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, причём большинство христианских конфессий верят, что он — Сын Божий.
Мария Магдалина - (город Магдалы)— блудница, которая, раскаявшись, стала последовательницей Христа. (была исцелена Христом от одержимости семью бесами, затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при кончине Господа, была свидетельницей его погребения, она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться, она же рассказала апостолам о воскрешении Иисуса)
В 20-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о явлении воскресшего Христа Марии Магдалине. Иисус говорит ей: «Мария!» Она, обратившись, говорит: «Равви!» — что значит: «Учитель!». Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему…».
Явление Христа Марии Магдалине
(1835г, холст, масло. 242 x 321 см Государственный Русский музей)
Простота композиции, пластичность фигур, фронтально развернутых на темном фоне – перед нами произведение строго следующее канонам классицизма. Композиция отличается изяществом и простотой.
Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств.
Мария отличается большей живостью. Художник сумел передать сложное чувство: радость, горе, волнение одновременно изображены на ее лице. Золотые волосы, мягко льющиеся на плечи, теплые цвета говорят о влиянии на художника веницианской живописи (Тициан).
Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Образ Христа наделен у Иванова физическим совершенством, идеальной красотой. На вдохновенном лице Иисуса читается непоколебимая твердость духа
Христос спокоен. Жест его не бездушный и отчужденный, он исполнен строгости и любви. Художник делает акцент на психологической стороне эпизода, стремится показать его внутреннюю напряженность и драматизм.
Христос пребывает на грани двух миров. Это выражается в контрасте пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их прозрачными переливами холодных и теплых тонов.
+
В работе над образом Марии Магдалины особенно наглядно проявились творческий метод художника, его стремление достигнуть предельной наглядности, пластической достоверности поведения героев. Первой моделью для Марии Магдалины послужила знаменитая красавица из Альбано – Виттория Кальдони. Второй – неизвестная натурщица, с которой художник писал голову и руки. Чтобы добиться убедительности женских эмоций, Иванов заставлял натурщицу резать лук и одновременно смешил ее, желая вызвать на ее лице улыбку сквозь слезы. Для написания картины Иванов ездил на север Италии и изучал худ. школы.
Явление Христа народу
(1837–1857, холст, масло, 540 на 750 см, Третьяковская галерея)
- Творение всей жизни (работал 20 лет)
Близкий друг - Николай Васильевич Гоголь, писал: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы»
Пока Иванов писал картину, его пенсионерство закончилось, он жил на пособия и помощь мицинатов, которую он буквально клянчил. В тот момент он крайне бедно жил, питался хлебом и водой, а все свободные деньги тратил на краски, натурщиков.
Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал поиску подходящих натурщиков, изучает натуру, предавая внимание всякой мелочи, будь то деревья или камни. За время работы над картиной было написано более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. (ходил в храмы, см молящихся)
Художник настойчиво искал натуру для Христа, Иоанна и других. Искал на улице, на рынке, среди друзей и знакомых. Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со своей жизненной судьбой.
- Содержание картины - Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу
Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Христа, данный Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие.
- Идея картины - духовный переворот в жизни угнетённого человечества.
В картине каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл (каждый по своему переживает появление ИХ, не зависимо от сословий.
- Участники картины объединены в группы (одни с надеждой, радостью,
любопытством встречают идущего, другие - хитро и недоверчиво смотрят на проповедника, который находится в центре композиции)
Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.
Слева от пророка изображена группа апостолов — будущих учеников Христа (юный Иоанн Богослов, за ним – Петр, далее – Андрей Первозванный и Нафанаил).
Дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка.
Рядом с Иоанном группа сидящих на земле. Человека в шляпе – А. А. Иванов.
Группа из 2 фигур - седой человек, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину. Образ раба является, быть может, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств — радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности. Иванов считал, что на земле не может быть счастья, пока не будет уничтожено рабство.
Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями (Фарисеи (отлученные) — известная секта, возникшая между иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне.). Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Н.В. Гоголя.
В образах “дрожащего” и рыжеволосого юношей передан страх и восторг. Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно, в нем сочетается духовное и физическое совершенство, он весь устремлен к Христу. А “дрожащий” слушает, а не смотрит. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, горячая душевная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. К нему жмется озябший после крещения в водах Иордана мальчик.
Вдалеке, за холмом изображена группу людей в черном. Они держатся особняком. Это прокаженные. им не разрешалось приближаться ко всему остальному обществу. Они ждут Того о Ком говорит пророк, потому что верят, что Он может дать исцеление не только физическое, но и духовное.
Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Изображение его отличается естественностью и простотой.
Шаг Христа в картине А. Иванова направлен прямо к группе "грешников", возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: "Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию".
Коллективным героем тут как бы является все человечество. Художник разрабатывает сложную гамму чувств — от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, — богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам.
Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя. Однако в период, когда великий труд художника, детище всей его жизни почти завершен, Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его скандальной книгой «Жизнь Иисуса», где отвергается возможность каких-либо чудес в Евангельских событиях. Под воздействием этого, мастер несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца. «Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал А. Иванов Герцену.