Глава XII. Культура Верхопаденьги




Главным показателем культурного роста населения является его образовательный ценз.

С этой точки зрения культура населения Верхопаденьги в послевоенные годы значительно выросла. Ведь в конце сороковых годов большая часть взрослого населения имела начальное образование, а 27 человек были совершенно неграмотны. Это в основном пожилые женщины, в свое время ушедшие от ликбеза или позабывшие, чему там учили.

Сейчас, в 1980 году неграмотных нет и даже с начальным образованием среди работающих осталось немного. Быстро растет и расширяется группа лиц, имеющих среднее и даже высшее образование. Подумайте над этой таблицей:1

  Начальное 7-8 кл. Среднее Высшее
Рабочие, в т.ч.        
Животноводы       -
механизаторы       -
специалисты -      
бригадиры       -
служащие -      
Обслуживающий персонал   -   -
Итого:        
В %       Около 2

Что касается развития школьного образования, то здесь картина другая, количество школ и учащихся сокращается: в 1980 году в совхозе работало только две школы: Артемьевская начальная – 40 учащихся и Ивановская 8-летняя – 164 человека.

А сравнительно недавно, на памяти жителей, которым сейчас 30-40 лет, в Верхопаденьге работало 5 начальных школ и Ивановская семилетняя. В семилетке обучалось 350 человек. И, когда организовался совхоз «Верхопаденьгский», коммунисты мечтали развернуть восьмилетку в среднюю школу. Сегодня такая реорганизация невозможна – мал контингент детей школьного возраста. Причины общие, всем понятные – мало молодых семей, да и те малодетные.

Что касается учителей, то их количество не сократилось, а в восьмилетке даже выросло. В годы войны здесь работало 15 учителей, теперь 17. Квалификация учителей восьмилетки несравнима с первыми послевоенными годами. Тогда, в конце войны, в семилетке только три учителя имели незаконченное высшее образование. Это Быков Семен Васильевич, директор школы, имел три курса пединститута, Холкина Анна Степановна и Шарапова Анна Васильевна, учителя, имели два курса пединститута. Теперь 13 учителей имеют высшее образование. В основном это учителя, прибывшие в школу в годы работы совхоза: Моршнев Вячеслав Иванович – историк, Синцова Юлия Сергеевна – директор школы, Шепурева Валентина Ивановна – математик, Гоглева Валентина Григорьевна – биолог, Шестаков Олег Михайлович – физик, Шестакова Валентина Николаевна и Малахова Екатерина Ивановна – русский язык и литература, Ракитина Ольга Александровна – начальные классы, Соловьева Ольга Ивановна – немецкий язык, Шестакова Нина Павловна – математик, Моршнева Валентина Владимировна – русский язык, Шестакова Валентина Павловна – географ, Синцова Александра Сергеевна – воспитатель интерната. Четыре учителя имеют среднее педагогическое образование и работают в начальных школах.

Примечательно то, что более трети учителей являются учениками Ивановской 8-летки. Это Шестакова Валентина Павловна, Синцова Александра Сергеевна, Шепурева Ольга Ивановна, Лисицына Юлия Сергеевна, Аншукова Надежда Владленовна, Шестаков Олег Михайлович.

Из среды учителей восьмилетней школы выросло немало талантливых педагогов, среди них следует назвать Аншукову Евстолию Александровну, учительницу начальных классов, проработавшую в школе 43 года. Сразу же после окончания Устьпаденьгской 7-летки (тогда называлась ШКМ – школа крестьянской молодежи) она стала учительницей I-IV классов в Устьпуе. Одновременно заочно училась в Шенкурском педтехникуме. По окончании его, в дни войны, заведовала Остахинской начальной школой. Время было трудное, и Евстолии Александровне вместе с учениками приходилось много работать на полях колхозов. Тогда же, в 1941 году, она вступила в ленинскую партию. С 1952 по 1970 годы работала учительницей в Верхопаденьге. Ее уроки были хорошо организованы, поучительны и успеваемость 100%. Активно участвовала в общественной работе: агитатор, руководитель политкружка, секретарь партийной организации. 25 лет руководила методическим объединением учителей начальных классов.

За свой многолетний и добросовестный труд она была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медалью «За трудовое отличие», юбилейной ленинской медалью и медалью «Ветеран труда».

К числу лучших учителей 8-летней школы относится учительница русского языка и литературы Моршнева Валентина Владимировна. В характеристике РОНО говорится: «Это лучший учитель школы. Уроки проводит четко, на высоком методическом и теоретическом уровне. Дает глубокие и прочные знания. Ряд лет имеет полную успеваемость по предмету. Проводит большую внеклассную работу».1Валентина Владимировна – коммунист, по характеру веселый и остроумный человек, умеет хорошо ладить с людьми, с коллективом и учениками, авторитет ее высок. Не случайно она не раз избиралась секретарем школьной парторганизации и сейчас является завучем школы. За свою работу Валентина Владимировна награждена грамотами РОНО, ОБЛоно, Министерства, а в 1979 году получила значок «Отличника народного образования».

Всю трудовую жизнь посвятила Верхопаденьгской школе учительница математики Галина Григорьевна Шепурева. Окончив в 1937 году Шенкурское педучилище, она приехала в Верхопаденьгу в качестве математика и почти 40 лет трудилась на этом посту. Закончила заодно Архангельский пединститут. В дни войны она стала завучем школы, а с 1953 года и ее директором. Галина Григорьевна – принципиальный коммунист, боевой и непримиримый к плохому человек. За это ее уважают, и все годы работы она была в кипучей общественной деятельности: депутат сельсовета, райсовета, член партбюро, парткома, секретарь школьной парторганизации, член пленума райкома КПСС и т.п.

Много сил отдавала руководству школьным коллективом. По ее словам, она стремилась, чтобы «школа всегда шла в ногу с жизнью». И это не пустые слова. Галина Григорьевна боролась за повышение качества образования, и успеваемость при ней поднялась.

Когда было введено трудовое воспитание в школе, она организовала мастерскую, мобилизовала коллектив на всестороннюю помощь колхозам и совхозу. По ее словам «весь лен был на плечах школы». Кроме того, картошку копали, обслуживали телятник на Баловичах. По ее инициативе был создан участок в 3 гектара по выращиванию капусты.

Оорганизовала краеведческую работу в школе. Ученики собирали воспоминания участников революции, Великой Отечественной войны, организаторов колхозов, составили летопись Верхопаденьги, установили памятник красному партизану И.В. Резвому во дворе школы, где он похоронен.

Галина Григорьевна организовала (и сама участвовала) концертную бригаду из учителей. Ежегодно в деревнях давали по 10-12 концертов. Многие учителя работали агитаторами в деревнях и на фермах. За эту деятельность Галина Григорьевна получила множество грамот и благодарностей. Имеет значок «Отличник народного образования», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медали к 100-летию В.И. Ленина и «Ветеран труда».

Эти успехи школы были бы невозможны, если бы коллектив школы не был бы сплочен и квалификация его не росла. На смену ветеранам пришла хорошо образованная и талантливая молодежь.

По итогам 1978-79 учебного года, наряду со старыми учителями, выдвинулись в число передовиков молодые педагоги. Это Шепурева Валентина Ивановна – учитель математики. Она тщательно готовится к урокам и проводит их интересно, глубоко анализирует материал. К каждому уроку готовит наглядные пособия, организовала кабинет математики – лучший в школе. Добивается прочных и активных знаний. Требовательна и справедлива. И успеваемость в ее классах высокая – 98-100%, качество знаний из года в год растет. Процент успевающих на хорошо и отлично превышает 50%.

Валентина Ивановна – коммунист, активно участвует в общественной работе, руководит производственной комиссией профсоюза.

Учительница русского языка и литературы Шестакова Валентина Ивановна – умелый педагог. Уроки ее увлекательны и успеваемость высокая – 98-100%. На хорошо и отлично учится до 60% учеников. Зарекомендовала себя как отличный классный руководитель. Ее класс живет полной и интересной жизнью, растет организованность и культура учеников.

Валентина Ивановна ответственно относится к общественным поручениям, является председателем месткома, крепко помогает дирекции школы в налаживании работы.

Малахова Екатерина Ивановна, тоже учительница русского языка и литературы, умело ведет уроки. Большинство учащихся выразительно читает, творчески мыслит и активно в общественной жизни. Успеваемость по предмету 100%.

Учебную работу она умело сочетает с воспитательной. Комсомольцы ее класса стали инициаторами движения: «Молодежь – на фермы!». 10 девушек пошли учиться в СПТУ-3 в группу мастеров машинного доения.

Екатерина Ивановна – коммунист, второй год подряд она выбирается секретарем школьной парторганизации, была членом парткома совхоза, делегатом на районную и областную партконференции.

Ее труд отмечен грамотами Роно и Министерства просвещения РСФСР, значком «Победителя соцсоревнования» и «Ударника X пятилетки».

Школа активно участвует в краеведческой работе. Под руководством учителей школьники собрали много фотографий земляков-фронтовиков, систематически организуются стенды участников Великой Отечественной войны. Сейчас школа собирает фотографии и материалы о лучших людях совхоза, оформляется альбом.

Немало полезного делает школа и в помощь совхозу. Так, в 1975-76 году 162 ученика старших классов входили в производственные бригады и выращивали на 3,5 гектарах капустно-брюквенный гибрид, собрали 400 центнеров ценных кормов для скота. Заработали 518 рублей.

Кроме того, в летний период школьники заработали в совхозе 1667 рублей и в лестничестве 2246 рублей.

В 1976-77 году уже 213 школьников работали на полях совхоза и обработали участок в 4,5 гектара, засеянный капустно-брюквенным гибридом, а на одном гектаре выращивали капусту. Собрали урожай – гибрида 835 центнеров и капусты 221 центнеров. Получили за эту работу 685 рублей. Кроме того заработали на разных работах в совхозе 2232 рубля, да в лесничестве – 2385 рублей.

В последующие годы участок земли несколько сократился, т.к. произошло уменьшение учеников. Но и теперь школьники выращивают на 3 гектарах гибрид и на 1 гектаре капусту, по-прежнему работают в лесничестве.1

Эта деятельность готовит молодежь к работе в сельском хозяйстве. За последние 20 лет подготовлено не менее 60 механизаторов, которые пройдя обучение в СПТУ, работали в совхозе. К сожалению, не все удержались там, часть из них ушла в город, другие в лесничество и лесопункты. Но и сегодня основная часть механизаторов – это ученики школы.

Крупный сдвиг среди молодежи, оканчивающей 8-летку, произошел в 1978 году. После известного призыва партии к сельскому молодежи, высказанного Л.И. Брежневым на XVIII съезде комсомола, произошел перелом. 12 юношей и девушек изъявили желание остаться в родном совхозе. Причем, знаменательно то, что из них было 10 девушек, пожелавших стать мастеров машинного доения. Назовем по имени этих «пионеров»: Лосева Нина, Лисицына Людмила, Лопатина Галина, Аншукова Люба, Аншукова Валя, Нестерова Татьяна, Чуркина Надежда, Ноздрина Людмила, Алферовская Тамара и Синцова Елена. Два парня: Василий Власов и Александр Сафонов пошли учиться на трактористов.

Эта инициатива комсомольцев школа нашла отклик во всем районе. Состоялся районный слет восьмиклассников. Выпускница Верхопаденьгской
8-летки сказала: «Нас ждут на фермах, надеются на наши молодые руки… На нашем пути встретится немало трудностей, но мы, комсомольцы, не боимся их, не свернем с пути, который выбрали».

Примечательно и то, что родители поддержали девушек. Известная доярка Гельда Лосева так напутствовала свою дочь Нину: «Нам нужна смена – и смена хорошая. Иди, дочь, учись! Я еще девчонкой приняла стадо от матери. Теперь ты придешь мне на смену».

Мать Лены Синцовой, Нина Никаноровна, сказала коротко и ясно: «Девочки, молодцы! Выбор правилен, мы поддерживаем вас».

В 1979 году по примеру выпускниц 1978 года пошли учиться на мастеров машинного доения еще 6 человек. Причем среди них было два мальчика: Сергей Резвый и Павел Поженский. Через газету «Ленинец» парни обратились с призывом к выпускникам восьмилетних школ пойти работать на фермы. Свое решение Сергей мотивировал так: «На фермах очень нужны крепкие мужские руки, и мы идем туда».

Мать Павла Е.П. Поженская дала такое напутствие: «Знаю, что на ферме труд нелегкий. Нужны крепкие руки. Иди, сын, учись, получи профессию и работай добросовестно».1

В 1979 году, по окончании Ровдинской средней школы, пришли работать доярками на ферму «Зенкино» Бородина Галя (дочь боярки М.Г. Бородиной) и Долгобородова Нина.

В 1980 году еще 5 девушек пошли в СПТУ-3 учиться, из них на мастеров машинного доения Люба Шкаева, Люба Шепурева, Зоя Поженская, Ира Чуркина, а Галя Аншукова – на строителя.

Этот благородный поступок девушек и юношей – работать в родном совхозе на самом трудном участке производства, надеемся, будет продолжен выпускниками школы последующих лет.

Пионеры этого дела – выпускники 1978 года, скоро получат аттестат зрелости и диплом специалиста сельхозпроизводства и вольются в рабочий коллектив. Дирекция совхоза уже сейчас готовится к их встрече: строятся для молодежи дома на центральной усадьбе, где они будут работать на механизированной ферме. Сейчас идет реконструкция фермы: устанавливается молокопровод, холодильные установки, водопровод, центральное отопление. Достраиваются два домика, в которых будут жить девушка по 2 человека в комнате. В домах будут работать телевизоры, холодильники, водопровод, центральное отопление, закупается мебель.

Инициативу верхопаденьгских комсомольцев поддержал районный комитет партии, райисполком, райком ВЛКСМ, и наш опыт работы с молодежью стал распространяться. Такое движение развернулось во многих 8-летних и средних школах района.

За проявленную инициативу и хорошую работу школы 8-летки ее директор Юлия Сергеевна Лисицына награждена ордена «Знак почета».

Укрепилась материальная база школы. В середине 70-х годов построена интернат на 50 мест, а старый дом культуры переоборудован под спортивный зал. Появилось новое учебное оборудование, прибавилось книг и учебников. Сейчас дирекция совхоза собирается построить новую школу на 190 мест в каменном исполнении.

В селе Ивановском работает детский сад-ясли. В нем воспитывается 45 малышей, детей жителей Верхопаденьги. Заведует детсадом опытный педагог Синцова Нина Никаноровна. По окончании средней школы она по путевке комсомола пошла работать в колхоз. Потом 2 года заведовало сельским клубом и с 1960 года работать в детских садах, вначале воспитателем, а затем заведующей детским садом-яслями.

Нина Никаноровна – коммунист с 1959 года, активный общественник: секретарь комсомольской организации колхоза, заместитель секретаря и секретарь партийной организации, агитатор, пропагандист, лектор общества «Знание». Часто выступает с лекциями и докладами о воспитании детей, о текущих событиях в стране, на международной арене, о делах колхозных и совхозных.

Уважаемый человек, ударник коммунистического труда, Нина Никаноровна имеет много почетных грамот, награждена юбилейной ленинской медалью. Она хорошая мать, правильно воспитывает своих детей: ее старший сын Сергей – механизатор, дочь Лена учится в СПТУ-3 на мастера машинного доения, младший сын Андрюша учится в школе. Вырастает новая династия хлеборобов.

На территории совхоза работают 4 медицинских пункта (Керзеньга, Артемьевка, с. Ивановское, Остахино), работают 4 специалиста со средним медицинским образованием.

Большое значение в культурной жизни села имеет сельский клуб и библиотека. К сожалению, эти учреждения работают слабо. Делами клуба занимались до сих пор неспециалисты, чаще местные парни и девушки, нередко не знающие что и как надо делать. В основном клуб используется как кинотеатр. Киносеансы проводятся 6 раз в неделю. Посещаемость кино низкая. Многие, особенно пожилые, предпочитают сидеть дома у телевизоров. Изредка в клубе проводятся собрания, доклады, лекции. Концертов самодеятельности давненько не было, да и секций при клубе нет.

В 1973 году возник фольклорный ансамбль ветеранов совхоза. В него входят Анастасия Кирилловна Синцова, Клавдия Андреевна Малахова, Александра Дмитриевна Лисицына, Елена Семеновна Лисицына, Мария Филипповна Долгобородова, Екатерина Михайловна Чеснакова, Ираида Яковлевна Капустина, Евстолия Серапионовна Лопатина. Хор исполняет старинные русские песни. Работает без руководителя. Спевки проводятся редко, обычно перед выступлениями. Тем не менее, за 8 лет хор побывал во всех бригадах совхоза, на фермах, у лесорубов и на смотрах в Шенкурске – ежегодно, в Ленинграде. Их песни записывались на пленку. Со смотров ансамбль всегда приезжает с премиями, а из Ленинграда привез баян, который находится в доме культуры. Недостатком является то, что молодежь в хор не привлекается и хорошее дело может скоро заглохнуть.

Сейчас в Архангельском культпросветучилище обучается совхозный стипендиат Лисицына Мария Алексеевна. В этом году она заканчивает училище и возьмет клубную работу на свои плечи. Вольется в рабочий коллектив группа молодежи из СПТУ и армии. Будем надеяться, что они под руководством парткома, сельсовета и молодого специалиста высоко поднимут культурную работу. Этому делу помогут учителя, учащаяся молодежь 8-летки, специалисты и работники совхозы.

В совхозе работает одна и старейших библиотек района (с 1898 г.). В каталоге библиотеки значится 5280 книг, из них художественной около 3000 экземпляров, общественно-политической – 1200, научной – 300, сельскохозяйственной около 400.

По данным библиотеки читателей всего 500 человек, из них рабочих и их семей – 218, учащихся – 153 и служащих – 72. Выдача книг совершенно недостаточная и из года в год сокращается: в 1977 г. выдано 9246 книг, в 1978 г. – 7318. Средняя посещаемость библиотеки: 6 книг в день.

Никакой работы по продвижению книг в массы не ведется. Кто придет – выдадут книгу, а не придет – заботы меньше.

Мы спрашивали в библиотеки, сельсовете, у отдельных работников совхоза: «У кого есть личные библиотеки?». Никто ничего не знает. Говорят, что у всех учителей, у многих служащих и специалистов есть, но у кого и сколько книг – такого учета не заведено нигде.

Будем надеяться, что в ближайшем будущем библиотека активно продвигать книгу в массы, появятся книгоноши, комсомол поможет в этом, и книга станет спутником в жизни всех жителей.

Очень давно, еще в XIX веке, в Верхопаденьге появилась почта. Она располагалась в с. Ивановском в крестьянской избе. Этот дом и сейчас стоит на Погосте. Теперь для отделения связи построен специальный дом. Работает в нем 4 работника и пятый в сберкассе, расположенной в том же помещении. Дела всем хватает, т.к. поток писем, газет, журналов, посылок за последние годы сильно вырос. Сравните: до революции выписывается 3 газеты, в 1947 году – 143, в 1970 году – 963, в 1980 году – 1262. И все это надо переработать, разнести письма и газеты по домам. Расстояние от почты 2-4 км. Зимой, несмотря на снежные заносы и вьюгу приходится преодолевать такое расстояние пешком.

В отделении связи подобрались добросовестные работники. Никогда по их вине доставка почты не задерживалась. В тот же день письма, газеты, журналы доставляются адресату.

Немалая заслуга в этом старейшего работника почты Ракитиной Анны Алексеевны. Она еще в 1944 году девчонкой пришла на почту учеником, а в 1947 году стала начальником отделения. За свою 36-летнюю работу Анна Алексеевна не раз поощрялась почетными грамотами, премиями, ее имя неоднократно заносилось на районную доску почета как победителя соцсоревнования.

О своей работе Анна Алексеевна говорит: «Люблю эту работу. Она приносит людям радость, связывает их между собой. Я люблю людей и стараюсь сделать для них как можно лучше».

Под стать заведующей и ее заместитель Чуркина Клавдия Александровна. Она пришла на почту в 1945 году. Это тихий, скромный работник, но очень внимательный, добросовестный, четко исполняющий обязанности на нее возложенные.

Крупные сдвиги произошли в электрификации деревни. С начала 60-х годов электричество появилось на фермах, мастерских, общественных зданиях и в некоторых деревнях. Оно вырабатывалось на передвижных электроустановках, на так называемых «движках». Это сам по себе большой прогресс, но освещение было неустойчивое и только вечером и утром. В годы IX пятилетки провели электроэнергию от государственных электростанций («Коряжма») на временных деревянных опорах. Сейчас прокладывается новая трасса на железобетонных опорах, которая будет завершена в XI пятилетке.

На рубеже 60-70-х годов пришло телевидение. Первый телевизор появился в 1967 году в доме кузнеца Шестакова Михаила Васильевича. Затем телевидение распространилось по всем деревням, и голубой экран засветился во многих домах. Вначале передачи были неустойчивые, но в 1979 году дело изменилось в лучшую сторону, хотя и далеко пока до совершенства.

Все учреждения, фермы, мастерские и некоторые квартиры телефонизированы. Радио работает с 6 утра до 11-12 часов ночи. Верхопаденьгцы слушают передачи из Москвы, Архангельска, Шенкурска и местного радиоузла. Надо пожелать радиоузлу, чтобы местные передачи были чаще и содержательнее, а в репродукторах был слышен голос местных руководителей.

Наличие новой техники, электричества, радио, телевидения предъявляют сельскому жителю высокие требования в овладении техникой. Еще острее встает задача подготовки из молодежи новых трактористов, комбайнеров, машинистов, шоферов, электриков, чтобы полнее обеспечить село квалифицированными кадрами. Работа должна вестись под лозунгом: «Живешь на селе – знай технику!». Это движение все шире охватывает наши колхозы и совхозы. Не должна отстать от этого и Верхопаденьга.

На наших глазах происходит изменение облика деревень. Всего на территории совхоза расположена 21 деревня. В них находится 527 жилых домов общей площадью 25 989 кв. метров. Из этого числа 67 домов покрыты шифером. Кроме того, 110 домов не заселено. В части их жильцы появляются только на лето. Это владельцы домов, живущих в городе. Поживут лето, а на зиму уезжают обратно.1

В связи с отливом населения в город часть деревень прекратила свое существование. Это Гридино и Заручевье. Деревня Поташевская дышит на ладан. Из ее 40 жителей только несколько человек в рабочем возрасте. Детей там нет, живут в основном пенсионеры. На этом основании у дирекции имеется мнение закрыть там ферму молодняка. Нигде такого травостоя в совхозе, как здесь, нет. Возможно, лучший вариант будет такой: построить дорогу, проезжую во все времена года и использовать естественные богатства Поташевки для увеличения кормовой базы, если нельзя будет возродить там население.

Дома в деревнях в основном старой конструкции. Только русская печь теперь не глинобитная, а возводится из кирпича. Просторные скотные дворы тоже не строят, ограничиваются небольшой пристройкой для личного скота и запасов продовольствия, для хранения домашнего имущества.

Самым значительным изменением в жилищном и производственном строительстве является начало постройки нового поселка на Бору – будущего центра совхоза. Он будет построен в основном из кирпича. По генеральному плану, разработанному «Архоблколхозпроектом» в 1964 году предполагается построить там производственную зону и жилой массив. Они разделяются между собой ручьем.

В производственную зону входят строительство гаража на 20 автомобилей, мастерские вместимости одновременно 8 автомашин и 8 тракторов, материально-технический склад и котельная на 4 котла «Универсаль», нефтебаза на 300 тонн, водопроводная башня.

Рядом будет расположена животноводческая зона. Здесь должно быть построено 3 коровника на 300 голов каждый, 3 молочных блока, 2 телятника на 254 головы каждый, 2 зернотока, 2 семенохранилища, баня на 25 мест с прачечной, кормоцех мощностью 9 тонн в сутки, очистные сооружения, канализация.

В течение X пятилетки производственная зона в основном сооружена. В XI пятилетке будет построен второй зерноток, второе семянохранилище, коровник с молочным блоком, телятник-откормочник, пункт технического обслуживания, кормоцех. К 1985 году строительство производственной зоны будет завершено.

В перспективе предусматривается строительство теплофикации, сети канализации, водозабора на р. Паденьге с очистными сооружениями.

В жилой зоне предвидится строительство клуба на 300 мест, школы на 192 ученика, интерната на 80 мест, детского сада-яслей на 50 мест, столовой, торгового центра, бани. Кроме того, будут построены стадион и административное здание. Продолжит строительство жилых домов. Сейчас дирекция отказалась от возведения многоквартирных домов. Будут строиться двухквартирные с земельным участком при них и необходимыми хозяйственными пристройками. В перспективе предвидится переход на центральное отопление, водопровод, канализацию.

Из намеченного генпланом уже построено два деревянных двенадцатиквартирных дома и 6 двухквартирных. Приступлено к сооружению конторы совхоза. ВXI пятилетке появятся клуб, детский сад, несколько двухквартирных домов. Остальное будет завершено в XII пятилетке.1

По мере строительстве жилого поселка население постепенно будет концентрироваться в одном месте. Нынешние деревни будут постепенно свертываться, но просуществуют еще долго.

Ожидая строительства нового поселка, нельзя ослаблять внимание к благоустройству нынешних деревень. Чистота в доме, на улице и усадьбе должна быть постоянной заботой жителей. Наши деревни бедны зелеными насаждениями, цветниками и украшениями фасада домов. Даже красивых наличников немного найдешь. Но зато часто встречаются поленницы дров вокруг домов, что, как известно, не украшает вид дома, да и деревню в целом. Причем эти поленницы нередко выкладываются дрова у клуба, сельсовета, школы, кооператива, столовой, школьной мастерской. Они стоят на самом видном месте, а то и валяются в кучах.

При реконструкции старой церкви в спортзал верх ее был снят и сложен тут же в штабель под окнами сельсовета и школы, на самом бойком месте центра совхоза. Три года лежат бревна и гниют. Теперь начали их пилить на дрова, а жаль. Такой древесины больше не найдешь. В здании церкви бревна лежали 200 лет и еще простояли бы столько же в другой постройке.

Дороги в деревнях грязные. Попробуйте в дождливую погоду пройти в магазин не измазавшись?! Виновниками грязи являются трактора, автомашины, которые ходят и останавливаются везде, где только вздумается водителю. А ведь деревни наши стоят на песчаных холмах. Очевидно, здесь навести порядок не трудно.

Красивый, чистый поселок оказывает большое воздействие и на самих жителей. Они становятся опрятнее, вежливее, красивее.

Произошли глубокие изменения и во взглядах людей. Головы людей в основном освобождены от религиозного дурмана. Верующие среди старого населения есть, но они составляют ничтожную часть населения. Молодое поколение свободно от религиозного мировоззрения. Их взгляды иные. Все чтят Ленина, верят в справедливость его идей и дел. Внешним выражением этого является замена религиозных праздников революционными. Раньше каждая деревня, кроме общих праздников (пасха, Рождество, Покров и т.д.) отмечала еще свой, так называемый «поварок».

  Раньше праздновали («поварок») Теперь
Артемьевская и Горбачевская Николин день (весенний) Октябрьская годовщина
Купуринская Успенье День рождения В.И. Ленина
Лосевская и Киселиха Иванов день 1 мая
Калиновская Духов день День Победы
Бильневская Михайлов день 8 марта
Остахино Ильин день День кооперации
Поташевская Николин день (зимний) День Советской Армии

и т.д.

Изменился и облик самого человека. Крестьянин давно ходит в городской одежде. Еще до войны он отказался от кафтанов, балахонов, лаптей и оделся в фуфайки, резиновые и кирзовые сапоги, белье и рубаха из хлопчато-бумажных тканей, появились костюмы, пальто из хороших шерстяных тканей, ботинки, туфли, модные сапожки у женщин. Сейчас к этому одеянию добавились современные из синтетических тканей куртки, плащи, появились шляпы. Теперь уж не услышишь грубого окрика: «Эй, ты шляпы!». Привыкли. А девушки, молодые женщины одеваются не хуже городских: модно, ярко, красиво.

В домах диваны, ковры, шкафы, буфеты, стулья и прочее, все городского изготовления. На кухне работают электроплиты, электрочайники, стоит эмалированная посуда, фарфоровые тарелки, сервизы.

Все это хорошо. Сердце радуется, глядя на своих земляков. Жаль только одного – утрачены старые ремесла. Раньше в деревнях жило много мастеров изготовления деревянных поделок, красивых и полезных вещей из бересты. Утрачено ремесло ткачих, делающих из льняной нити красивые и прочные ткани, полотенца, кружева. Кое-кто из старых мастеров еще жив и мог бы научить своему делу молодежь, но учебы никто не организует, да и молодежь к этому не рвется. Лишь один Андрей Тарасович Лисицын пропагандирует свое ремесло. Он непременный участников всех районных выставок со своими красивыми туесками.

Прогресс культуры населения велик, но все самое главное впереди. Надо настойчиво бороться за то, чтобы в деревне было интересно жить.

Со стариками не создашь жизни боевой, кипучей. Только большой прилив молодежи в коллектив работников совхоза создаст условия для новой, подлинно коммунистической жизни. Этот процесс уже начался. Теперь ежегодно будет прибывать человек по десять и более из СПТУ, армии и города. Закрепить их – наша задача.

Заключение

Вот и подошли мы к концу изложения истории нашей родной Верхопаденьги. План изложения был взят широкий – от возникновения первых поселений до наших дней. Это оправдано. Интерес к далекому прошлому велик. Даже любознательные старожилы мало что помнят не только о далеком прошлом, но и о сравнительном близком времени – конце XIX – начале XX веков. Любому жителю важно знать, когда появились здесь наши предки, как они жили, чем занимались и какие события волновали их.

Такой размах работы позволяет читателю наблюдать, как Верхопаденьга вместе со всей страной поднималась все выше и выше: от феодального уклада к капиталистическому и затем к социализму.

В ходе исследования выяснилось, что первоселы в Верхопаденьге появились неXVI веке, как сказано в I части, а гораздо раньше. В архивах были найдены документы, где указано, что две наши деревни – Лосевская и Зенкино (Киселевской еще не было) были отданы в 1470 году под власть Важского Иванобогословского монастыря, расположенного ниже Шенкурска при впадении в Вагу речки Пенежки. Кроме того, в фондах Важского монастыря сохранились «порядные грамоты» начала XVII века об условиях пользования этими землями крестьянами деревень Лосевской, Зенкинской и Киселевской.

Надо полагать, что в XV веке имелись в Верхопаденьге и другие населенные пункты. Деревни на Севере обычно зарождались с починка (один дом). Население росло очень медленно: велика смертность детей, опустошительные «моровые язвы», посещавшие время от времени Верхопаденьгу. Логичен вывод, что для превращения починка в деревню потребовался не один десяток лет. Из этого следует, что первоселы появились здесь не позднее XVI века, а возможно раньше, скажем, в виде охотничьих станов в лесах, изобилующих дичью.

Верхопаденьга – глухой уголок нашего района, но живут здесь хорошие, интересные люди. Они всегда шли в ногу со временем. И современное поколение стоит на высоте, хотя совхоз «Верхопаденьгский» пока не является передовым хозяйством. Но это среднее хозяйство, каких большинство в районе. В этой связи наше исследование по истории совхоза приобретает ценность. Это не идущее
где-то сбоку или в хвосте хозяйство, а идет оно в глубинном потоке, которое охватывает основную часть жителей района.

Написать историю такого хозяйства, несущего на себе немало недостатков, нелегко. Куда проще написать историю передового хозяйства, где высокие показатели труда. У нас этого нет.

В одном случае сработали хорошо, в другом имелось немало недостатков. Нарисовать объективную картину жизни большого коллектива людей, не искажая и не приукрашивая ее, составляет большой и сложный труд. Удалось ли нам это – покажет критика.

Бросая взгляд на прошедшие 20 лет жизни совхоза, четко прослеживается тенденция роста производства. Правда, это развитие не идет гладко, без спадов и топтания на месте, но общая тенденция – продвижение вперед:1

Годы Зерновые Молоко Мясо Продано государству
Валовое произ-во в цент. Урожай Валовое произ-во в цент. Надои в цент. Валовое произ-во в цент. Мясо Молоко
    5-6     -    
    7,9          
    9,7          
  - 13,8          
  - 14,2     -    
                     

Да, зигзаги есть, в особенности если посмотреть по годам, но общая тенденция – подъем производства продукции налицо. Только в X пятилетке произошел спад, особенно последние три года. Из-за дождей в 1978 году техника не пошла на поля и значительная часть урожая погибла. Начиная с 1979 года опять начался подъем, но пока совхоз не достиг показателей 1975 года: произведено мяса в 1980 году 2031 центнер, молока 15049 центнеров, средние надои молока 1669 кг. Заготовлено было больше кормов заскирдована вся солома. Есть основания надеяться, что совхоз вступит в новую полосу подъема.

Главное богатство любого сельскохозяйственного предприятия – земля. Не расточать бездумно это богатство, а умножать его! Посмотрите, сколько заросло покосов?! И не где-то в дали, не доступной технике, а рядом: по Паденьге, Симсовде, Енгасу, Манебе, Керзеньге, не говоря уж о богатейших травостоях в притоках реки Паденьги в зоне д. Поташевской. А сколько покосов измято тракторами вблизи полей и по сплавным рекам…

На территории Верхопаденьгского сельсовета находятся два лесопункта. Самые лучшие леса ими вырублены. Сейчас идет сплошная рубка, но делается это бесхозяйственно. Много леса заминается тракторами. В лесу и по дорогам валятся целые плети (срубленное дерево, но нераскряженное), а то и целые возы бревен, брошенных по дороге шоферами. Их потом никто не подбирает, так они лежат и гниют.

Лесничество борется за восстановление лесов, ежегодно засевает или засаживает десятки гектар, но это капля в море. Обычно на место вырубов поднимаются березки, осинки или ольшаник и кустарник, а елочки и сосеночки лишь кое-где виднеются. А они-то (ель, сосна) и составляют главную ценность наших лесов. Березы, осины, ольха у нас считаются сорным лесом, их не заготовляют и не вывозят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: