В задачах этого вида даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом даны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой переменной, а второе значение этой величины является искомым. Использую любые три величины, связанные пропорциональной зависимостью, можно составит шесть видов задач на нахождение четвертого пропорционального.
1)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р |
| 2 шт. | ? | ||
| Т | 4 шт. | 4 р. |
2)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р |
| 2 шт. | 2 р. | ||
| Т | ? | 4 р. |
3)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р | 1 р. |
| ? | ||
| Т | 2 р. | 10 р. |
4)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р | 1 р. |
| 5 р. | ||
| Т | ? | 10 р. |
5)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р | 1 р. | 10 шт. |
| ||
| Т | ? | 5 шт. |
6)
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р | 1 р. | ? |
| ||
| Т | 2 р. | 5 шт. |
Анализ учебников по программе М.И. Моро
Рассмотрев учебники 3-4 класса, замечаем, что отдельная тема для изучения типовой задачи на нахождение четвертого пропорционального выделяется лишь на первый вид данных задач. С ним же и начинается знакомство детей с задачами тройками на нахождение четвертого пропорционального.
1 вид:
М3М, часть 1, стр. 46
| Расход овощей за 1 день | Количество дней | Общий расход овощей | ||
| 5 д. | 10 кг | ||
| 3 д. | ? |
2 вид:
Далее, в этом же учебнике, мы встречаем задачу, которая относится ко второму виду. Как и говорилось выше, отдельного урока знакомства с такими задачами программа не предусматривает. Никак не выделяется, находится в списке других разных заданий.

М3М, часть 1, стр. 61
| Расход ткани на 1 вещь | Количество вещей | Общий расход ткани | ||
| 8 шт. | 24 м. | ||
| ? | 15 м. |
3 вид:
Аналогично второму виду, 3 – появляется в первый раз в списке других разнообразных заданий, в 3 классе 1 части учебника, никак не выделяется и подробно не поясняется. А значит, учитель сам должен провести соответствующую работу по ознакомлению учеников с таким видом задачи.

М3М, часть 1, стр. 83
| Расход на 1 рулон | Количество рулонов | Общий расход | ||
| 7 м. |
| 35 м. | ||
| 10 м. | ? |
Далее последовательность появления видов задач по программе М.И. Моро нарушается.
6 вид:

М3М, часть 2, стр. 82
В 3 классе 2 части учебника в первый раз встречается задача на обратнопропорциональную зависимость.
| Расход на 1 плащ | Количество | Общий расход | |||
| Д. | 2 м. | 12 шт. |
| ||
| В. | 4 м. | ? |
В данных задачах мы видим иную зависимость, в отличие от предыдущих видов задач. Здесь, чем больше расход на 1, тем меньше количество при постоянном общем расходе. На данный вид задачи не отводится в учебнике отдельного урока или части на объяснение. А значит учитель должен сам подготовить материал и провести с классом работу по ознакомлению с таким видом задач.
5 вид:

М4М, часть 2, стр. 100
| Цена | Количество | Стоимость | |||
| Р | b р. | 25 шт. |
| ||
| Т | ? | 8 шт. |
Задача 5 вида встречается в конце 4 класса. Она также на обратнопропорциональную зависимость, как и предыдущая. Детям предлагается по таблице составить выражение, по которому будет находится ответ, на главный вопрос задачи. Специального урока на введение вида нет, также как и достаточного количества задач этого вида для формирования умения.
4 вида задачи в учебниках так и не было обнаружено. А значит учитель должен сам его ввести и объяснить классу.
Анализ учебников по программе М.И. Моро показывает, что специальный урок на изучение выделяется лишь для 1 вида задачи на четвертое пропорциональное. Для остальных видов работу составляет и проводит учитель сам для класса. На 1 вид должно выделяться примерно 1-2 недели, не забывая о формировании общих умений решать задачи.
Задание №3