Художественность произведений С.Т. Аксакова. Книга «Детские годы Багрова-внука». Выборочный анализ глав.




Практическое занятие № 19

(Занятие 2)

 

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в 1858-м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

Главное место в художественном наследии Аксакова занимает автобиографическая проза. В “Семейной хронике” прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга “Детские годы Багрова-внука” является продолжением “Хроники”. При этом “детские годы” произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, Аксаков обещает сочинить для нее книжку «...про весну младую, про цветы полей, про малюток птичек, про лесного Мишку, про грибочек белый». В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

В творчестве Аксакова огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя - «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - находятся на грани между художественной прозой и литературой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII-XIX вв.- далекой российской окраины, где Аксаков провел детские и отроческие годы, - патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отраженную во всем творчестве Аксакова: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с которой Аксаков считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлеченной книжности.

Самым большим достоинством "Детства" Аксакова Л.Н.Толстой считал разлитую в книге любовь к природе, поэзию природы. Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во время первой весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова и дядьки Евсеича. Оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью, плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по голосам, наполняли сердце мальчика восторгом. Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой, которое так характерно для писателя Аксакова: "В конце фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту". Природа благотворно влияла на Аксакова.

Аксаков впервые в отечественной литературе в качестве главного персонажа представил путешествующего и в пути рассуждающего ребенка, уделил значительное место переживаниям, сопровождавшим в дороге Сережу Багрова. Главный герой вспоминает детство, проведенное им в Уфе, а также в нескольких деревнях, составлявших у семейства Багровых "родовую отчину". В "Дороге до Парашина" автор наделяет следующими чертами имя героя повести "Детские годы Багрова-внука". "Кто он, этот Сережа?" - спросите вы. Отвечаем. Это маленький мальчик, который любознателен, любопытен, вся дорога ему интересна заранее. Он испытывает недоумение, удивление, даже потрясение от того, что увидел, поскольку все происходит с ребенком впервые. Мальчик ощущает радость и удовольствие, и именно это состояние становится определяющим, главным в пути. В первом путешествии, таким образом, перед нами предстает герой, открытый для восприятия всего нового, все его восхищает, удивляет. Помимо волнующих впечатлений, у него здесь нет других мыслей. Настолько хороша дорога, что смотрит в будущее лишь с надеждой герой повести "Детские годы Багрова-внука".

По-другому изображает автор мальчика в главе под названием "Зимняя дорога в Багрово". Осень и зима проходят между этими двумя путешествиями. Прошедшее время было наполнено разнообразными событиями, как печальными, так и радостными. Цель его - навестить дедушку, который умирает, и этот факт очень огорчает главного героя. В нем, кроме того, еще живы грустные воспоминания о днях, проведенных в Багрово с сестрой без родителей.

Герой Сережа из этого путешествия может быть охарактеризован следующим образом: из его восприятия исчезли любопытство, удивление, изумление, но остались тревога и страх, которые становятся основой для возникновения веры в предчувствия. Путешественник этот - уставший от дороги, раздражительный, злой, вкладывающий свое раздражение в характеристику окружающих предметов и явлений. Сереже в первой поездке хотелось путешествовать, а во второй он почувствовал окончание пути с облегчением и радостью, ощущал себя в то же время измученным и разбитым. Аксаков рассказал с полной правдивостью о том, что было в детстве им пережито, начиная от первых ощущений и заканчивая целой гаммой различных человеческих чувств. Даже имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" автор взял свое, подчеркивая тем самым автобиографичность произведения. Хотя в тексте, безусловно, присутствует и вымысел. Так, имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" следует считать лишь наполовину автобиографичным, поскольку фамилию автор произведения изменил. имя героя повести детские годы багрова внука кто он К внутреннему миру ребенка писатель проявляет большой интерес. Он следит с пристальным вниманием за развитием в мальчике душевных движений, включая самые незначительные. Умственная зрелость, обгоняющая возраст, выработала у главного героя привычку анализировать свои мысли и чувства. Он живет не одними лишь впечатлениями. Они являются предметом анализа мальчика, который подыскивает соответствующие понятия и толкования и закрепляет эти впечатления в своей памяти. Когда маленькому Сереже это не удается, Багров вспоминающий, повзрослевший приходит на помощь. Таким образом, на протяжении всего произведения слышны два разных голоса. Развитие личности мальчика. Углубляются, расширяются знания о внешнем мире. Это приводит к тому, что мальчика все чаще навещает желание его практического освоения. Потребность труда пробуждается в нем. Начинает восхищаться Сережа прелестями работ в поле, но подмечает он также и то, какими ужасно тяжелыми порой бывают будни крепостных крестьян. Повзрослевший герой не только сострадает, но утверждается в мнении о святости и важности труда, в том, что гораздо ловчее и искуснее состоятельных слоев населения крестьяне, так как могут делать то, чего не умеют другие.

Герой повести детские годы багрова внука Сережа, переживая существующую дисгармонию внешнего мира, приходит к пониманию собственного несовершенства. В мальчике просыпается критическое отношение к себе. В его душе "ясная тишина" заменяется исканиями выхода, сомнениями.Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни -- разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования. Аксаков в детстве нежно привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым любимым и дорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным и пережитым. Добросердечие и искренность, которые мать воспитывала в Сереже, побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных. В богатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был Мироныч, которого Сережа называл про себя "мужиком со страшными глазами".Осматривая вместе с отцом мельницу, Сережа наблюдал грубое отношение Мироныча к старику-засыпке и другим крестьянам и чувствовал "внутреннюю дрожь". Множество вопросов возникало в сознании Сережи: "За что страдает больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и бабушка". О Михайлушке - Михаиле Максимовиче, управителе имениями Прасковьи Ивановны. Он был дедом известного поэта-шестидесятника М. Л. Михайлова. В "Воспоминаниях" Н. В. Шелгунова содержатся некоторые интересные сведения о последующей судьбе Михайлушки, дополняющие рассказ Аксакова: «Замечательно умный и деловой человек, известный всем и каждому в двух губерниях, был дед Михаила Ларионовича Михайлова; но он умер не потому, что спился на воле, а вот почему. После смерти Прасковьи Ивановны Михайлушка был отпущен на волю, но вольная была сделана не по форме. Этим воспользовались наследники, и всех уволенных Прасковьей Ивановной, в том числе и Михайлушку, опять закрепостили. Дед Михаила Михайлова протестовал, за что его заключили в острог, судили и высекли как бунтовщика. Вот отчего он умер; очень может быть, что он и запил, но уж, конечно, не оттого, как объясняет Аксаков, что Михайлушка «держался скромного образа жизни», пока был крепостным, и разбаловался на свободе.»

Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего героя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своейпамяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два голоса. Расширяются, углубляются знания о внешнем мире - и все чаще и чаще приходит желание практического его освоения. И пусть над Cережей не тяготела необходимость физического труда, потребность труда, неотъемлемая от человеческого естества, властно пробуждается и в нем. Сережа не только восхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то, какими невыносим тяжелыми бывают они для крепостных крестьян. И, повзрослев, он не только сострадает, он убеждается в "важности и святости труда", в том, что "крестьяне и крестьянки гораздо нас искуснее и ловчее, потому что умеют то делать, чего мы не умеем". Чем шире раздвигаются горизонты Сережиного мира, тем настойчивее вторгаются в него факты, нарушающие его гармонию. В сознании Сережи никак не укладывается, почему злой староста Мироныч, выгоняющий крестьян на барщину даже в праздник, считается самими же крестьянами человеком добрым".Почему пасхальный кулич для Багровых "был гораздо белее того, каким разговлялись дворовые люди"? Одни из этих многочисленных "почему" оставались без ответа. Даже его любимая мать, чьим "разумным судом" привык Сережа проверять свои впечатления и мысли: "Это не твое дело". Другие же "почему" затрагивали такие отношения, которые дети с их врожденной справедливостью вообще не могли понять, а тем более оправдать. Все это приводило к "смешению понятий", производило "какой-то разлад в голове", возмущало "ясную тишину души".

Мир взрослых, не всегда понятный для детей, начинает просвечиваться непосредственным, естественным, чисто человеческим детским взглядом. И многое в нем начинает выглядеть не только странным, но и не ненормальным, достойным осуждения. Переживая дисгармонию внешнего мира, Сережа приходит к сознанию и своего собственного несовершенства: в нем пробуждается критическое отношение и к самому себе, "ясная тишина" сменяется в душе по-детски преувеличенными сомнениями, исканиями выхода. Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не распадается. Он изменяется: он наполняется социально-психологическим содержанием, в него входят ситуации и столкновения, в преодолении которых и протекает становление человека, подготавливающее его к равноправному участию в жизни.

Повествование в "Детских годах" прекращается накануне важнейшего события в жизни Сережи - предстоит поступление в гимназию. Детство кончилось. Изображение взрослеющего, мужающего человека со своим событийным и духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, - вот главный пафос книги "Детские годы Багрова-внука". Выйдя в свет, "Детские годы Багрова-внука" сразу же стали хрестоматийным классическим произведением. "Семейная хроника" после своего выхода вызвали восторженные отзывы современников. У каждого из знаменитых современников С.Т.Аксакова был свой взгляд на его книги, но все сходились в одном: в признании выдающихся художественных достоинств этих книг, редкого таланта их автора.

Для Толстого Л.Н. в "Детских годах Багрова-внука" "равномерно сладкая поэзия природы разлита по всему, вследствие чего может казаться иногда скучным, но зато необыкновенно успокоительно и поразительно ясностью, верностью и пропорциональностью отражения".

«Семейная хроника» Аксакова - это прежде всего художественное изображение детских лет его собственной жизни. Чтобы придать фактам и событиям своего далекого прошлого типическое значение, автор этих художественных мемуаров скрывается под маской постороннего рассказчика, добросовестно излагающего то, что он слышал от Багрова-внука. Поскольку повествование ведется от лица его главного героя, постольку авторское "я" и авторская речь почти полностью сливаются с образом и речью самого Багрова-внука. Его отношение к описываемым событиям, как правило, выражает авторское отношение к ним.

Тема детства глубоко органична для творчества Аксакова и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Аксаков посвятил этой теме свое художественное произведение, основополагающим началом в духовном развитии есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.

Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. В своем произведении Аксаков называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

Детские годы Аксакова были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. Аксаков рисует, как постепенно перед Сережей раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Сережа постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь.Сережа живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.

Большое место в произведении занимает описание чувства любви к людям. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность -все это вместе взятое окрашивает для Сереженьки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Аксаков дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности развиваться во всей чистоте и непосредственности.

Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального образа - Сережи. Объективное содержание этих образов характеризуется не столько отношением к ним самого Сереженьки, сколько тем действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития, о чем сам Сережа еще не может судить, но весьма определенно судит автор. Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения Аксакова. В "подробностях чувств", в "тайных процессах психической жизни человека", в самой "диалектике души" ищет и находит Аксаков выражение типического и раскрывает это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений.

Детство до сих пор сохраняет все свое художественное и познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов 30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на этот процесс социальная среда. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Сережи ко всему, что его окружает.

Видение Аксакова реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Хотя Сережа и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер".

В. Г. Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы. Автобиографическая трилогия Аксакова занимает уникальное место в русской литературе. Она сразу же была высоко оценена как литературной критикой, так и всей читающей Россией. Каждое из произведений её составляющих намечало новые пути развития жанра и служило образцом для будущих поколений писателей. До сих пор читателя не оставляют равнодушными стиль и художественные образы аксаковской автобиографической прозы.

Задания:

1. Прочитать учебный материал.

2. Прочитать повесть С.Т. Аксакова«Детские годы Багрова-внука».

3. Письменно в тетрадях составить тестовые вопросы по повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (мин. – 14 вопросов, макс. – 20 вопросов).

 

 

Примечание.

 

Задания выполняются письменно в тетради. Фотос выполненными заданиями высылаются преподавателю через личное сообщение в ВК (или на адрес эл.почты: liter-rustieva@yandex.ru). Обязательно указать фамилию, имя, группу! Задание сдать в срок до 22.05.2020 г.

 

Ссылки на интернет-ресурсы:

 

https://24smi.org/celebrity/34014-sergei-aksakov.html

 

https://lit.wikireading.ru/29148

 

https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/122793/fulltext.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: