Социального Форума «Наше Будущее»




Информация

К вопросу организации и проведения

Социального Форума «Наше Будущее»

Социальная политика как основополагающий фактор построения справедливого общественного устройства и показатель реальности социально ориентированного государства во все времена была практически недостижимой мечтой, утопией. Всегда предпринимались попытки улучшить положение большинства населения той или иной страны посредством косметических популистских изменений, серьезных реформ или кардинальных преобразований, завершавшихся сломом существующего строя. Но и после революционных преобразований она формировалась рукотворно (искусственно) и умирала закономерно из-за утраты своих носителей, смены формаций, государственных систем, хозяйственных парадигм.

Только социальная политика, опирающаяся на целостное представление о мироздании и социально-хозяйственных системах, на мировоззренческие основания, духовные традиции, нравственные ценности и исторический опыт, имеет практическую ценность, будущее, способна устремлять к цели и вдохновлять общество, обеспечивая его гармоничное развитие.

При этом под социальной политикой мы понимаем не только систему мер и действий по достижению общественно значимых социальных целей (что общепринято и почти всегда неконкретно). Это и целостная система ценностных ориентиров и принципов, выработанных обществом для осмысленного, целесообразного использования мировоззренческих оснований общественного развития при разработке и реализации стратегий развития общества. На основе этих принципов определяются приоритеты социального, хозяйственного и культурного развития, вовлекаются ресурсы и используются инструменты развития, разрабатываются механизмы управления и регулирования, посредством которых формируется и реализуется социальная политика. Только после этого можно разрабатывать комплекс стратегий, программ и проектов, объединенных одной системой замыслов, ценностей и целей.

Такой подход к социальной политике возвращает человека и общество, как приоритетную ценность нашего общежития, во главу формирования стратегий гармонизации социально-хозяйственных и культурных систем и развития страны!

Именно из такого понимания социальной политики, формулируем актуальные задачи, которые и предлагаем организаторам Социального Форума «НАШЕ Будущее» для учета в принятии решений о замыслах Форума, его целях и задачах, основных поднимаемых вопросах и обсуждаемых актуальных решениях, предложениях и проектах.

При этом будущее Социального Форума мы видим в формировании широкого Социального Партнёрства, реализующего стратегию, в основе которой используются сформулированные в настоящем документе задачи.

Для НАСК приведенные задачи, базовые элементы и логика их взаимосвязи полезны для применения при инициации отраслевых стратегий и программ, где инструментальное место занимают процедуры организации событий, вовлечение населения в формирование образа будущего своей отрасли или проекта.

Задача 1. Разработка единой государственной политики, естественными, гармоничными и неотъемлемыми частями которой станут и культурная, и социальная, и хозяйственная, и научно-техническая, и национальная, и оборонная, и все другие политики. Именно как единое целое!!!

Картина мира, как метасистемно структурированная целостность, является необходимой основой созидательного мировоззрения, как отдельного человека, так и общества в целом. И только при осознании и принятии целостности человека и мира возможно гармоничное развитие общества, государства и цивилизационной социально-экономико-культурной системы, возможно проектирование и созидание желаемого будущего во благо всех. Это означает, что, во-первых, в социально-хозяйственно-культурной системе объективно необходим приоритет целого над частями и, во-вторых, что целостная социально-хозяйственно-культурная система – единственно возможная форма устойчивого существования общества. Система может быть различна по форме правления и государственного устройства, по применению хозяйственных механизмов, по социальной динамике и бытию культуры, но она не может быть лишена своей целостности. Время отдельных решений, самостоятельных отраслевых (социальных, например) политик безвозвратно прошло. Сегодня время целостных осмысленных и осознанных решений и действий.

Это исходная предпосылка (основание, замысел), которая лежит в основе формулирования всех остальных задач настоящих материалов. Она возможными, корректными путями доводится инициаторами Форума (Партнёрства) до руководителей всех уровней власти, социальной сферы, чтобы обращать внимание на целостность мира, на нашу общую ответственность за судьбы этого мира и его будущего, на гармоничность и целостность всех принимаемых решений. Эта исходная предпосылка является и одним из главных критериев выбора инструментов и механизмов социального развития, выбора направлений и замыслов проектов реализации стратегии социально-хозяйственного развития нашего Отечества.

Ожидаемый результат: Осознанная и осмысленная согласованность Социального Партнёрства во всех действиях, решениях, делах. Понимание, что мир един, и все хозяйственные, социальные и культурные системы составляют части единого целого.

Задача 2: Формирование единой целостности законодательного и стратегического обеспечения социального развития России.

К обсуждению и обоснованию предлагается система законодательного обеспечения развития социальных процессов в России в следующей начальной структуре:

· Социальная доктрина России (как долгосрочный, принципиальный законодательный акт в области социальной политики и социальной поддержки населения);

· Стратегия социального развития Российской Федерации (как неотъемлемая часть стратегии социально-хозяйственного и культурного развития России);

· Социальная политика России (как среднесрочная система действий государства в социальной сфере);

· Программа Социального развития Российской Федерации (как целостная часть целостной программы развития России);

· Национальные проекты и программы в области социального развития и социальной поддержки населения.

Социальная составляющая, хозяйственная и культурная – это три стороны нашего единого целого мира. Поэтому социальную стратегию и политику возможно и необходимо рассматривать в этом единстве. Законодательные и нормативные акты, стратегии и политика социального развития призваны обеспечивать эту целостность для того, чтобы это единство становилось внутренней потребностью и осмысленностью всех членов общества!!! Задача – целостно и научно-обоснованно формировать систему законодательного и стратегического обеспечения социальной гармонизации.

Сверхзадача: подготовка мотивированного обоснования и рекомендаций органам управления государством и социальной сферой в выработке системы целостного законодательного и нормативного обеспечения социального развития Российской Федерации (как один из результатов проведения стратегических сессий, Форумов).

Ожидаемый результат:

2.1. Создание эффективной системы законодательного и стратегического целостного обеспечения социальных преобразований в России. Необходимое законодательное обеспечение системных социальных проектов и программ Социального партнерства, вырабатываемое в ходе реализации их пилотных вариантов.

2.2. Установление деловых отношений с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами законотворчества в сфере социального развития и обеспечения.

2.3. Формирование и координация взаимодействия партнёрской сети с участием представителей всех слоев общества, ветвей власти государства, научного и отраслевого сообществ для подготовки и сопровождения проектов законодательных и нормативных актов в социальной сфере.

 

Задача 3: Формулирование высших критериев, культурных принципов, подходов к хозяйственным механизмам многоукладной экономики (хозяйства) в качестве существенных, смысловых условий формирования и реализации социальной политики, объединения (сборки) субъектов реализации этой политики (в том числе в составе субъектов стратегического и регионального социально-хозяйственно-культурного развития, и управления).

Задача жизнеспособного, самодостаточного общества – хранить традиции и преумножать наследие, частью которого являются современники; передавать потомкам культурные традиции, исконные духовно-нравственные ценности, которые не навязаны извне, а ниспосланы нам свыше, выстраданы, выпестованы поколениями предков для построения и достижения гармоничного будущего, образ которого создаётся при участии каждого человека и воспринимается всем обществом. Вне человеческих возможностей изменить Мироустройство и действие Канонов Мироздания. Знание Канонов и ясное понимание Мироустройства позволяют гармонично вписываться в этот Мир. Жизнь в согласии с Канонами Мироустройства позволяет строить желаемое грядущее. Без человека ни одно хозяйство не развивается, без изменения уклада жизни ни одна хозяйственная система не эволюционирует, без ориентации на общечеловеческие ценности ни одна стратегия социально-хозяйственно-культурного развития не бывает успешной. Социальная политика (как инструмент реализации идеологии гармоничного развития) – интеграция и консолидация побудительных мотивов духовного совершенствования каждого человека, его устремленности к саморазвитию и творческому созиданию достойного настоящего и желаемого будущего.

Выработка критериев, культурных принципов, подходов к хозяйственным механизмам многоукладной экономики (хозяйства) в качестве существенных, смысловых условий формирования и реализации социальной политики могут быть положены в тематику Форумов, организуемых Социальным Партнерством.

Ожидаемый результат:

3.1. Формирование целостной, научно обоснованной, исторически сложившейся системы критериев жизненных ценностей, принципов принятия управленческих решений во всех сферах обеспечения жизнедеятельности. Создание смыслового пространства развития социальной сферы.

3.2. Использование выработанных обобщенных критериев и принципов при формировании законодательных актов, доктрин, стратегических и управленческих решений, отбора социальных инициатив и системных социальных проектов и программ.

3.3. Выработанные критерии и принципы являются основой формирования самого Социального Партнёрства, федеральных и региональных команд реализуемых социальных проектов.

Задача 4: Формирование дееспособной целостной системы инструментария социального развития России.

По-нашему мнению, система инструментария обеспечения практического формирования и реализации стратегических и программных установок социальной гармонизации опирается на следующие институты:

· Методология гармонизации социально-хозяйственных и культурных систем регионов и всего государства;

· Единый понятийный аппарат социальной политики;

· Методические рекомендации по формированию стратегий и программ социальной гармонизации (в структуре стратегий и программ социально-хозяйственного и культурного развития);

· Систематизация (типологизация) социального потенциала развития регионов;

· Методологическая экспертиза законодательных актов, документов стратегического развития социальной сферы;

· Система социальной экспертизы принятия значимых и масштабных решений в развитии государства и регионов, как инструмента анализа, диагностики и прогнозирования ситуации в социальной сфере при принятии значимых управленческих и стратегических решений;

· Система ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований социальной политики государства и регионов;

· Система критериев выбора значимых, наиболее перспективных социальных проектов и инициатив;

· Создание системы подготовки кадров социальной сферы, повышения их квалификации для решения задач социального развития;

· Формирование финансовой платформы развития социальной сферы (в структуре Социального Партнёрства), ориентированной на консолидацию финансовых источников для определения и реализации социальных проектов и инициатив;

· Формирование информационно-коммуникационной платформы социальной сферы (в структуре Социального Партнёрства). Системное освещение проводимой работы в СМИ, социальных сетях; организация и проведение открытых мероприятий, событий; реализация издательской программы. Формирование СМИ платформы, издательского плана, сети собственных источников информации, площадок размещения.

Задача – выстраивание единой системы инструментария, охватывающей все стороны социально-хозяйственного и культурного развития, позволяющей научно обосновывать принимаемые законодательные и нормативные акты, стратегические и программные документы, инициируемые события, проекты, принимаемые решения. Обеспечение социальных проектов и механизмов их реализации целостной системой инструментария (в первую очередь, организационным, образовательным, технологическим, финансовым, коммуникационным). Поиск недостающих инструментов для реализации социальных программ, широкое, но обоснованное вовлечение партнеров, выполняющих соответствующие функции инструментария – одна из основных задач открытых мероприятий, стратегических сессий, Форумов Социального Партнерства.

Сверхзадача: выступить инициаторами выполнения разработок, формирования институтов инструментария, создания платформ (сообществ), объединяющих профессиональных участников среди государственных, научных, общественных организаций и консолидирующих свои возможности для обеспечения реализации стратегий и программ социального развития на условиях «под ключ».

Ожидаемый результат:

4.1. Создание Социальным Партнёрством собственных и вовлечения партнёрских субъектов, реализующих функции тех или иных инструментов разработки и реализации социальных программ, формирования механизмов управления ими.

4.2. Целесообразное и обоснованное использование сформированной и развиваемой системы инструментов для практической реализации социальных программ, проектов Социального Партнёрства и социальных программ государства, региональных органов власти.

4.3. Инициирование Социальным Партнёрством использования ряда сформированных инструментов в государственной системе принятия управленческих решений (например, Социальную экспертизу) и в реализации целевых социальных программ.

Задача 5: Совершенствование системы механизмов согласованной реализации социальной политики.

К обсуждению предлагается видение системы механизмов реализации стратегических и программных установок социально-культурной гармонизации (как предметно и проектно ориентированная интеграция замыслов, ресурсов и инструментов):

· Формирование согласованной, скоординированной системы программ государственной поддержки социокультурных программ и проектов;

· Разработка национальной программы формирования стратегического мышления для системы развития социальной сферы;

· Создание механизмов вовлечения и консолидации необходимых ресурсов для реализации социальных программ (Финансовая Платформа Социального Партнёрства);

· Разработка системы сбалансированных и скоординированных целевых программ развития социальной сферы;

· Создание механизма синхронизации деятельности министерств и ведомств, региональных органов власти и гражданского общества, научного сообщества для решения актуальных задач социального развития и государства и его регионов;

· Формирование действенного механизма межотраслевых согласований при интеграции решений в комплексные социальные продукты и проекты;

· Формирование механизмов мотивирования и осознанной вовлеченности населения и социальных работников в социальные процессы на всех уровнях управления ими;

· Создание механизма формирования и распространения инновационных социальных технологий, интегрированных с административным, организационным, образовательным и финансовым его обеспечением;

· Формирование системы синхронизированных открытых мероприятий, событий в системе управления реализации социальных программ, проектов и инициатив;

· Развитие местного самоуправления в структуре механизмов реализации социальной стратегии государства.

 

Задача – разработка и развитие сбалансированных механизмов реализации стратегий, программ, системных социальных инициатив, разработок; выполнение межотраслевого согласования программ и проектов; согласования интересов всех слоев общества, государства; формирование механизмов вовлечения населения в формирование и реализацию социальных программ; создание сред для функционирования программ и возможности реализации населением своего творческого потенциала. Сборка (инициация и формирование) механизмов социальных программ – целенаправленная деятельность Социального партнерства, осуществляемая системно при выполнении своих замыслов и целей, с вовлечением широкого круга партнеров (в том числе и через организуемые Форумы).

Сверхзадача: инициация формирования механизмов и создание партнёрства для их практического использования при реализации социальных проектов.

Ожидаемый результат:

5.1. Формирование гармоничной среды реализации социальных инициатив и проектов населения, творческого потенциала людей.

5.2. Целесообразное использование механизмов социальных программ при их распространении в регионы России.

5.3. Обязательное и системное обеспечение механизмами реализации всех разрабатываемых стратегий и программ социального развития.

Задача 6: Проектное наполнение стратегий и программ социального развития.

По нашему мнению, проектное наполнение стратегий и программ социального развития может осуществляться по следующим направлениям:

· Создание региональных центров отработки социальных стратегий, программ и проектов для дальнейшего распространения их в регионы России;

· Сборка социальных проектов с выбором оптимальных технологических, финансовых, образовательных и организационных решений;

· Организация конкурсов на лучшие решения формируемых социальных проектов и программ;

· Формирование системы сбора и обработки региональных инициатив по формированию социальных программ и проектов. Отбор перспективных решений для распространения их в регионах России с организацией финансовой, организационной и административной поддержки;

· Создание каталога успешных региональных социальных проектов, инициатив и практик, которые предлагаются в социальные программы в другие регионы России;

· Управление созданием, развитием и реализацией социальных программ, проектов и инициатив.

Именно здесь, в практической реализации социальных проектов и программ, появляются практические результаты деятельности Социального Партнерства. Задача сделать эти результаты масштабными, затрагивающими жизненные потребности основной массы населения страны, гармонично и постоянно развивающимися, обеспечивающими самодостаточность социально-хозяйственных и культурных систем, как государства, так и его регионов.

Реализация проектов осуществляется на основе имеющихся и вовлеченных ресурсов, использования необходимого инструментария и собранных механизмов. Проекты инициируются, исходя из актуальных задач, стоящих перед социальной сферой, сообществом социальных работников.

Задачи инициаторов Форума заключаются в формировании системы создания, выбора социальных программ, выявлении социальных инициатив и системных проектов, в создании команд реализации этих проектов. Одной из действенных задач региональных Форумов может быть распространение системных социальных проектов, комплексных решений в регионы страны. Именно Форумы являются возможностью практического взаимодействия с региональными сообществами через целенаправленную проектную деятельность (обеспеченную комплексом механизмов и инструментов).

Ожидаемый результат:

6.1. Снижение социальной напряженности в результате повышения уровня жизни, обеспеченное реализацией социально-хозяйственных стратегий гармонизации, проектными решениями, имеющими практическую социальную значимость;

6.2. Рост доверия к власти через согласование интересов в реализации социальных проектов, их административную, организационную и ресурсную поддержку;

6.3. Вовлечение населения в гармонизацию социальной сферы через практическую проектную деятельность;

6.4. Использование коллективных форм управления проектами;

6.5. Развитие кооперативных форм организации, финансирования и управления проектами.

Задача 7: Формирование субъектов реализации проектов и программ, развития партнёрской сети.

Сборка субъектов управления стратегиями, программами осуществляется при развитии и реализации следующих начальных решений:

· Создание Социального Партнёрства инициаторов Социального Форума «НАШЕ Будущее», формирование стратегии его развития, включая и организацию проведения Форума;

· Выявление и постоянно расширяемые региональные ядра социальных активистов, создание социальных лифтов региональных лидеров в федеральные сообщества и управляющие, координирующие структуры;

· Формирование регионально распределенной команды единомышленников решения поставленных стратегических задач Социального Партнёрства;

· Создание управляющих компаний платформами обеспечения развития социальной сферы (по мере необходимости и в ходе реализации собственной стратегии);

· Формирование системы управления распространяемыми (базовыми) социальными программами и проектами;

· Программы государственной поддержки социальных программ и проектов.

Задача - Формирование действенной системы управления Стратегий развития Социального Партнёрства, с развитым инструментарием и эффективными механизмами, с возможностями ресурсного их обеспечения и вовлечения широких слоев населения.


Основные понятия и определения,

используемые в вышеприведенном материале

 

Социальная политика — составная частьгосударственной политики в области воспроизводств социальной жизни и развития общества, его социального обеспечения; система проводимых мероприятий, реализуемых стратегий и программ, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, мировоззренческие, хозяйственные, методологические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Социальная справедливость - мера равенства в жизненном положении людей, классов, социальных групп и сообществ, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, возможность реализации ими своего творческого потенциала. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная экспертиза — специальное исследование, проводимое для оценки уровня социальной жизни или для определения целесообразности принятия того или иного стратегического или проектного решения, выработки прогнозных оценок воздействия результатов решений на состояние общественных отношений и их гармонии с развитием других сторон социально-хозяйственного развития в границах права, прав и свобод человека и гражданина, и возможности реализации человеком своего творческого потенциала. Социальная экспертиза призвана содействовать адекватному выражению, учету и реализации интересов участников процессов социально-хозяйственного развития и общественных отношений, вовлеченных в это развитие в целях их гармонизации.

Социально-хозяйственная система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных, индустриальных единиц и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, инструментов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социальная, хозяйственная, индустриальная и культурная составляющие единой системы – это целостность, гармонизацию которой поддерживает и развивает государственное управление, реализуя единую стратегию функционирования и развития страны.

Социальное обеспечение — система предоставления материальной помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных, а также семей с детьми.

Социальные объекты - социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.

Стратегия – абстрактно-нормативное выражение пути достижения новой абстрактной цели совокупными усилиями представителей той или иной целостности (социокультурный институт, предприятие, регион, страна, сообщество, макрогруппа и т.п.), перед которой стала необходимость принципиального изменения направленности пути, смены ценностных и идеальных систем, качественной коррекции механизма и т.п. Стратегия даёт представление о пути организации как целостности и целостности самого пути.Стратегия – это ответ на вопрос о том, как должна существовать организация в соответствии с миссией. Определенность ответа на этот вопрос зависит от эффективности долгосрочного результата – цели организации. Поэтому стратегия определяется относительно и функции, и миссии, и цели организации. Функциональное содержание зависит от сущности деятельности и мира деятельности в целом, а миссия – от деятельности самоопределения.

Стратегическое мышление – специфическая форма мышления, особенность которого предопределяется помещенностью управленца в позицию высшего иерарха управляемой целостности (в т.ч. социально-хозяйственной). В отличие от «обычного», стратегическое мышление сохраняет высокий уровень абстрактности проектного содержания, оперируя с представлением об организации как целым, переходя в конкретизацию только при налаживании взаимодействия с представителями тактического мышления.

Стратегия развития общества — сформулированное понимание целей развития, практических действий и теоретических системных разработок на основе образов будущего, построенного с опорой на целостный стратегический замысел, направленного на максимальное приближение стратегий к природным законам развития сложных систем, стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Цель социально-хозяйственно-культурного развития - состояние механизма социально-хозяйственной и культурной объединённости в стране, которое формируется участниками процесса стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: