Развитие понятийной системы педагогики




1.О сущности понятийной системы педагогики

2.Причины изменения понятийной системы педагогики

3.Систематизация понятийной системы педагогики.

 

О сущности понятийной системы педагогики. Научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависит от уровня развития ее теории, которая дает целостное представление о законах и закономерностях, объективно отражающих определенную область действительности и являющихся предметом изучения данной науки. Каждую науку отличает своя система знаний, которая отражается в ее понятиях и категориях.

Для представления понятийно-категориальной системы педагогики вначале остановимся на определении понятий - термин, понятие и категория.

Термин – слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве и т. д. Термин является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий.

В некоторых учебниках по педагогике приводятся терминологические словари, в которых даются определения различным терминам. И тогда термины становятся понятиями. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Раскрыть содержание понятия – значит перечислить его существенные признаки, т.е. признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов.

Вся совокупность понятий и терминов любой науки, предстающей как множество различных, нередко противоречащих друг другу теорий, идей, положений и т.д., отражает ее структуру в зависимости от уровня и состояния развития науки – полно и адекватно.

Понятия (и соответственно обозначающие их термины) по своему объему и содержанию находятся в определенных взаимосвязях, взаимообусловленных отношениях между собой, дополняют и раскрывают друг друга, образуя в то же время целостное единство. Даже если речь идет о понятиях, выражающие какие-либо альтернативные теории, они всегда логически, так или иначе, взаимосвязаны. Именно это дает возможность представителям науки, независимо от их конкретных научных позиций и взглядов, легко понимать аргументы разных исследователей, дискутировать с ними и доказывать свою точку зрения.

Развитие научных знаний неизбежно вызывает потребность во введении новых понятий и терминов, а также в уточнении, переосмыслении, корректировке и упорядочении уже имеющихся. Понятия в науке закрепляются не сразу. Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью той или иной науки. Реальная действительность многогранна и изменчива. Поэтому и понятия, отражающие эту изменчивую деятельность, не являются статичными. Они изменяются в зависимости от исторической обстановки, той объективной действительности, которую они призваны отражать. Понятия как бы проживают свою собственную жизнь.

В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют наиболее общие, фундаментальные, так называемые «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Не является исключением в этом отношении и педагогика. Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

При всей близости терминов «категория и понятие» между ними есть существенные различия. Любая категория есть понятие, но не любое понятие может стать категорией. Перевод понятия в категорию довольно продолжительный и трудоемкий процесс. Педагогика оперирует общенаучными философскими категориями (закономерность, принцип, система, модель и др.), классическими категориями педагогики (образование, воспитание и обучение). В последнее время в статус педагогических категорий многие ученые вводят такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическую деятельность», «педагогические технологии» и другие.

Однако базовыми фундаментальными категориями педагогики как самостоятельной отрасли научного знания являются образование, обучение и воспитание. Эти три категории оформились в период становления самой науки и выразили область ее интересов. Все последующее развитие педагогической науки, по сути, представляло изучение этих категорий, постижение их сущности и соотношений с другими понятиями педагогики. Рассмотрим их более подробно., прежде всего, категорию образование. Как мы уже отмечали, проблемы образования исследуют многие науки.Образование имеет разные значения, объединенные общим смыслом: то, что создает образ человека как активного носителя духовности, культуры, информации.

Образование в педагогике рассматривается с нескольких позиций, которые объединяются как «социальная сфера», «система», «процесс» и «результат».

Образование сегодня – это обширнейшая составляющая социальной сферы общества. Через нее проходят абсолютно все члены общества. Как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентированное на овладение определенными знаниями, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых исторически изменяется. Образование выполняет важнейшую функцию в обществе. Посредством образования происходит передача культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Культура влияет на формирование разносторонних качеств личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.

Образование как система является, прежде всего, функцией государства, определяется его политикой в области образования. Современная нормативная база в сфере образования, прежде всего, связана с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования, целевых программ развития образования на 2016-2020 годы и других.

Как мы уже отмечали, структура системы образования включает общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее) и профессиональное (среднее, высшее и дополнительное). Стандарты определяют преемственные образовательные программ, отражающие содержание образования, разветвленную сеть различных образовательных учреждений, реализующих эти стандарты, и органы управления образованием.

Система образования включает три основных компонента: содержательный (образовательные программы), организационный (образовательные учреждения) и управленческий (органы управления).

Образование как процесс, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, с другой – отражает сущность этих явлений.

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения личности. Педагогических процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов (учителей) и воспитанников (учеников) для воспитания и обучения человека в интересах личности, общества и государства; усвоение и развитие компетенций учащимися для достижения более высокого образовательного уровня.

Образование как результат сопровождается констатацией достижением обучающегося установленных государством образовательных уровней – соответствующего документа об образовании. При этом важно определить не только уровень знаний и умений учащихся в определенной области знания (физике, математике, литературе и др.), но также уровень сформированности у воспитанников нравственных качеств личности.

Таким образом, образование представляет особую функционирующую и развивающуюся социальную систему, имеющую нормативно-регулирующую назначение и обеспечивающую целенаправленное – в интересах общества, государства и личности - систематизированное наследование социокультурного опыта человечества.

Следующими важными категориямипедагогики являются обучение и воспитание. К этим категориям мы будем обращаться постоянно, подробно рассматривать их в следующих главах учебника. В самом общем виде воспитание и обучение определяется так:

воспитание это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социальногшо формирования человека;

-обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования»[1].

Кроме этих категорий в педагогике существует много педагогических понятий таких, как педагогическая деятельность, педагогических процесс, педагогическое взаимодействие, социализация, образовательный процесс и др. Ряд ученых обосновывают их как педагогические категории.

Причины изменения понятийной системы педагогики. Развитие, систематизация и совершенствование понятийной основы любой отрасли науки, в том числе и педагогики, является одной из постоянно актуальных проблем науки. Как показывает история, в периоды становления или качественного скачкообразного развития любой научной отрасли ее понятийные проблемы всегда приобретают особую остроту.

На современном этапе развития педагогики и сферы образования обращение к понятийной проблематике обусловлено сразу целом рядом обстоятельств.

Во-первых, еще в 80-х годах прошлого столетия в педагогике стало формироваться новое направление исследований, связанное с созданием автоматизированных информационных систем и банков данных в области научно-педагогической информации. Сегодня, когда информатизация и компьютеризация образования становится поистине массовым явлением, это направление приобретает еще большую актуальность. Использование Интернет-технологий дает возможность развития различных телекоммуникационных образовательных проектов и программ, представляющих уникальную возможность для самообразования человека.

Работа над такими информационными источниками должна базироваться на знании специфики системы понятий и терминов педагогики и образования. Причем эта работа носит регулярный характер, поскольку такого рода информационные источники постоянно обновляются и дополняются. Поэтому создание автоматизированных информационных систем и банков данных в области научно-педагогической информации, составление рубрикаторов, классификаторов, информационно-поисковых языков (тезаурусов) сегодня одна из важнейших задач педагогической науки[2].

Второе обстоятельство связано с модернизацией системы образования, о чем мы уже писали в параграфе 1.3. В этих условиях проблема совершенствования понятийной системы педагогики и образования приобретает особую актуальность вследствие необходимости пересмотра содержания многих категорий и понятий, упорядочения большого количества вновь вводимых понятий и терминов, например, инклюзия, тьютерство, инновации в образовании и др.

Следующее важное обстоятельство связано с интеграцией России в мировое образовательное пространство. Россия активно включается в интеграционные, в том числе, образовательные процессы. Сегодня стало нормой международное общение специалистов в области образования, совместные научные исследования, зарубежные стажировки и т. д. Поэтому возникает необходимость проводить сравнительный анализ проблем отечественной и зарубежной науки об образовании. Возникает потребность сопоставления иноязычных терминов и понятий, создания сравнительных словарей в области педагогики и образования.

Следующей важной особенностью современности является принятие нормативных документов: федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и СПО и других, которые оказывают влияние на развитие понятийной системы педагогики. В связи с принятием нормативных документов в педагогике получили широкое распространение и юридические понятия. Юридические понятия, приводимые в нормативно-правовых актах, имеют правовой приоритет перед научными понятиями, употребляемыми в научной литературе по педагогике

Под правовым приоритетом понимается обязательность употребления именно юридических понятий в сферах деятельности, касающихся разрешения проблем, связанных с получением образования. В федеральном законе приводится определение таких важных понятий как «образование», «воспитание» и «обучение», которые отличаются от научных понятий, разрабатываемых учеными-педагогами. Также в законе «Об образовании в РФ» вводятся такие понятия как «образовательная организация» и «обучающийся». Однако в педагогической литературе широко используются такие понятия как «образовательное учреждение», «школа», «лицей», «учащиеся», «школьники», «ученики», которые на страницах учебника используются как синонимы.

Систематизация понятийной системы педагогики. Педагогическая наука занимается не только изучением сущности самих понятий, а также их систематизацией. Краткий экскурс в историю педагогики показывает, что систематизация понятийной системы педагогики началась с создания различных педагогических словарей. Это относится к середине ХVIII века и связана с именем Ивана Ивановича Бецкого, виднейшего просветителя и ученого (1704-1795). Используя прогрессивные для своего времени методы (анализ и сравнение), он дал определение 300 педагогическим терминам, из которых большая доля приходилась на те, или иные грани воспитания.

Позднее в конце ХIХ - начале ХХ века начинается активное издание словарной и справочной литературы по педагогике: «Словарь физического и нравственного воспитания" (1827 г.), "Народная энциклопедия научных и прикладных знаний" (1911), "Народная школа... Настольная справочная книга..." (1913) и другие, в которых систематизировалась понятия и термины педагогики.

Следующий этап коренного пересмотра понятийной системы педагогики связан с Октябрьской революцией (1917 год). Выдвижение новой идеологии – построения коммунистического общества в корне изменили и понятийную систему педагогики. Объектом педагогики стало коммунистическое воспитание подрастающего поколения. В Советском Союзе за 70 лет была создана стройная, многоуровневая и многофункциональная система коммунистического воспитания. Она включала идеологические установки партии и правительства, профессиональную подготовку педагогических кадров для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, систему общественных (пионерской и комсомольской организации), теорию коммунистического воспитания и др. В советское время были изданы «Педагогическая энциклопедия» в четырех томах, различные словари: «Педагогический словарь», «Коммунистического воспитания», «Семейное воспитание» и другие.

Однако в методологических работах того времени Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.В. Краевского и др. отмечалось неудовлетворительное состояние понятийно-терминологического аппарата педагогики и образования, в связи, с чем ставилась проблема его совершенствования.

Следующий революционный период развития понятийной системы педагогики и образования относится к 90-м годам прошлого столетия. Перестройка системы образования была инициирована политикой государства, принятием соответствующей нормативно-правовой базы, концепцией модернизации образования, государственными образовательными стандартами и др.

Все эти «революционные» по форме и практически неуправляемые, спонтанно развивающиеся в образовательной практике процессы с неизбежностью привели к разрушению еще недавно казавшейся такой устойчивой системы педагогических понятий и терминов. В педагогику хлынул мощный поток новых понятий, как вновь введенных, так и заимствованных из самых разных областей знаний и профессиональной деятельности, в том числе из зарубежной образовательной науки и практики. На этом фоне стали подвергаться радикальному пересмотру традиционные педагогические категории и понятия.

ХХ век дал миру выдающихся талантливых отечественных ученых, таких, как Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Л. И. Новикова, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и других, которые оказали существенное влияние на развитие педагогической теории и практики, в том числе на систематизацию понятийной системы педагогики[3].

Сегодня педагогика выходит на новый уровень своего развития. Заметно углубляется и расширяется спектр проблем, исследуемых этой наукой, укрепляется ее методологический фундамент, все большую определенность приобретает характер ее взаимосвязей с другими науками, а тем самым – ее собственная специфика и место в системе научного знания.

Однако для развития педагогической теории существенную роль играет ее понятийная система. Еще К.Д. Ушинский говорил, «что обсуждение различного рода проектов, дискуссии в педагогических журналах могли бы быть легко разрешены, во многом выиграть в основательности, если бы авторы придавали одно и тоже значение терминам, которые в них бесспорно повторялись». Только наличие у понятия определенного единого содержания позволяет ученым общаться в рамках единого смыслового поля, формировать теоретическое знание. В свою очередь только теоретическое знание, возможно, эффективно использовать в практике образования, так как смысловое наполнение каждого понятия определяет принципиальные подходы к целям, задачам и средствам педагогической деятельности.

Сегодня, становится очевидным, что несформированность понятийного аппарата, размытость и неоднозначное толкование основных категорий не только затрудняет развитие педагогической науки, но и становится причиной некоторых негативных явлений в практике образования.

Разработать общую понятийную систему педагогики – задача весьма сложная. Для этого необходимо объединение ученых - философов, психологов, педагогов, филологов и других ученых, которые исследуют различные проблемы понятийного аппарата педагогики.

 

Литература

1. Краевский, В.В. Методология педагогики. – М., 2001.

2. Краевский, В.В. Методология для педагога: теория и практика. / В.В.Краевский, В.М. Полонский. – Волгоград, 2001.

3. Полонский, В.М. Словарь по педагогике и образованию – М., 2004.

4. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.

 

 


[1] Полонский, В.М. Словарь по педагогике образования. – М. - С. 31, 34

[2] Полонский, В.М. Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. Рубрикатор – М., 2006.

[3] Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогический исследований: дидактический аспект. – М., 1982; Краевский, В.В. Методология педагогики. – М., 2001; Полонский, В.М. Словарь по педагогике и образованию – М., 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: