GPS-мониторинг транспорта как метод снижения




логистических затрат (строчными жирными буквами)

(1 интервал)

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

(1 интервал)

Аннотация: (4-5 строк). (12 шрифт)

Abstract: (12 шрифт)

Ключевые слова: (12 шрифт)

Keywords: (12 шрифт)

(1 интервал)

Учёт внешних факторов, влияющих на показатели обеспечения ком­фортных условий климатических установок, наиболее актуален при их проектировании. Современные автомобили достаточно экономичны, но в реальных условиях эксплуатации, потребление топлива может быть больше, чем указано в их технических характеристиках.

На процесс формирования расхода топлива оказывают влияние сле­дующие режимы работы автомобиля – разгон, установившийся режим, торможение и холостой ход.

Режим холостого хода является безнагрузочным, при нем не выпол­няется работа, т.е. он является балластным. Однако может быть исключе­ние, когда на холостом ходу в работу включается технологическое и вспо­могательное оборудование, которое забирает часть энергии вырабатывае­мой двигателем. Время, в течение которого двигатель работает на режиме холостого хода доходит до 25 %. По данным приведенных в табл. 1 ранее проведенных исследований процентное распределение времени и расхода топлива между холостым ходом, ускорением, постоянной скоростью и замедлением следующее [1].

(1 интервал)

Таблица 1.

Продолжительность в транспортном потоке режимов работы автомобиля

и их влияние на расход топлива (12 шрифт, курсив)

Режим работы Продолжительность работы, % Расход топлива, %
Холостой ход   15..16
Ускорение   42..44
Постоянная скорость   32..34
Замедление   7..8

 

Отсюда можно сделать вывод, что автомобили простаивают на ре­жиме холостого хода до 17 % и расходуют при этом до 15-16 % топлива.

С целью определения более точных значений авторы работы И. А. Анисимов и Е. А. Черменина, провели эксперимент по изучению ха­рактеристик транспортного потока в г. Тюмени, который показал, что про­стой по причинам уличного движения составляет 20 % времени, средняя скорость движения – 32 км/ч., среднее время задержки – 28 с [2]. Данные результаты по продолжительности работы автомобиля в режиме холостого хода в условиях городского цикла движения, явились основой для изуче­ния влияния работы кондиционера на расход топлива.

Для подтверждение данной гипотезы были проведены пробные экс­перименты, позволяющие сделать вывод о её состоятельности.

Испытания проводились в июле 2012г. в г. Тюмени. В них участво­вало 12 автомобилей Ford Focus с автоматической коробкой передач и климатической системой охлаждения салона тип кузова хетчбэк на холо­стом ходу. Транспортные средства находились в исправном состоянии.

Эксперимент проводился в 13часов, так как это время наибольшей солнечной радиации. Диапазон температуры окружающей среды составлял от +20 до +40 оС.

Для контроля за расходом топлива и прогревом двигателя автомо­биля использовались адаптер «USB-ECU K-Line+CAN» и программа «Трип-компьютер» предназначенная для мониторинга параметров работы двигателя (температуры охлаждающей жидкости, мгновенного, среднего и абсолютного расхода топлива и др.) – всего более 30 различных парамет­ров. На первом этапе проведены испытания, в которых установлена зави­симость расхода топлива при работе кондиционера от мощности двига­теля. На рис. 1 представлены результаты эксперимента серебристого авто­мобиля при разной мощности автомобиля и температурой окружающей среды +29 оС.

(1 интервал)

Рис. 1. Влияние мощности серебристого автомобиля на расход топлива

при работе кондиционера при температуре +29 оС (12 шрифт, курсив)

 

На втором этапе были проведены пробные испытания на трех авто­мобилях с мощностью двигателя 105 л.с., 125 л.с. и 150 л.с. Автомобили были прогреты до температуры 85-90 оС., температура окружающего воз­духа составляла +20 оС. Была проведена серия из двух испытаний – при включенном и выключенном кондиционере. На рис. 2 представлены дан­ные эксперимента.

(1 интервал)

Рис. 2. Влияние мощности серебристого автомобиля на расход топлива

при работе кондиционера при температуре +20 оС (12 шрифт, курсив)

(1 интервал)

Как видно из рисунков, что средний расход топлива при работе дви­гателя с включенным кондиционером уменьшается относительно работы без кондиционера при увеличении мощности двигателя. Так же на данный расход топлива влияет и температура окружающей среды.

Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что при нормировании расхода топлива во время работы кондиционера или климатической установки следует учитывать температуру воздуха и мощ­ность двигателя.

В действующих нормативных документах дополнительный расход топлива, связанный с необходимостью обеспечения оптимальных тепловых условий в салоне автомобиля при простоях с повышенной температурой внешней среды, устанавливается нормой из расчета, что один час простоя соответствует до 10 % от базовой нормы [3]. Вследствие этого повышающий коэффициент будет иметь разные значения в зависи­мости от исследуемых в работе факторов.

(1 интервал)

Список литературы (в алфавитном порядке).

(1 интервал)

1. Гаврилов А.А. Моделирование дорожного движения. – М.: Транспорт, 1980. – 189 с.

2. Черменина Е.А. Название статьи / Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Но­вые технологии – нефтегазовому региону» – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – т. 2. – С. 170-172.

УДК 629.013

(1 интервал)

Иванов Д. А.

 

(2 интервала)

Повышение энергоэффективонсти перевозок грузов автомобильным транспртом (строчными жирными буквами)

(1 интервал)

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

(1 интервал)

Аннотация: (4-5 строк). (12 шрифт)

Abstract: (12 шрифт)

Ключевые слова: (12 шрифт)

Keywords: (12 шрифт)

(1 интервал)

Значительный рост стоимости топлива и смазочных материалов (ТСМ) и острая конкуренция на рынке автомобильных перевозок грузов и пассажиров ставят перед автотранспортными организациями и предпри­ятиями различных сфер деятельности актуальную задачу по снижению се­бестоимости перевозок и сбережению топливо-энергетических ресурсов при выполнении транспортной работы.

Вопросы экономии топлива и смазочных материалов на автомобиль­ном транспорте рассмотрены в «Руководстве по энергосбережению на ав­томобильном транспорте» Р 3112199-0337-95. В «Руководстве» приводятся рекомендации по экономии топлива и смазочных материалов для служб эксплуатации, производственно-технических служб, планово-экономиче­ских и других подразделений автотранспортных организаций. Согласно «Руководства» основными мероприятиями по экономии ТСМ являются:

– подготовка предложений по изменению законодательства в области энергосбережения;

– изменение структуры подвижного состава;

– совершенствование технологии перевозочного процесса;

– совершенствование производственной базы автотранспортных предприятий (АТП);

– изменение организационной структуры управления энергохозяйст­вом АТП;

– организация системы метрологического контроля средств измере­ния, учета, хранения, отпуска ТСМ;

– организация материального стимулирования мероприятий энерго­сбережения.

Рассмотрев подробнее мероприятие по совершенствованию техноло­гического процесса перевозки грузов и пассажиров необходимо говорить о сбережении топливно-энергетических ресурсов за счёт снижения энерго­емкости и повышение энергоэффективности перевозок.

Необходимость учета электрической энергии вызвана увеличением количества электромобилей, автомобилей с гибридной силовой установ­кой, а также использованием электрической энергии при заморозке пла­стин холодильной установки эвтектического типа для перевозки скоропор­тящегося груза [7].

Снижение энергоемкости перевозок определяется в первую очередь сэкономленным топливом и электрической энергией.

Для совместного учета показателей топливной экономичности (путе­вой и часовой расхода топлива) автомобилями и количества израсходован­ной энергии (кВт·ч) и для сравнения эффективности использования раз­личных видов транспорта используется показатель энергоемкости перево­зок (МДж на 100 пасс·км. или 100 т·км.) [1].

В общем виде энергоемкость перевозок [1] определяется по формуле:

(1 интервал)

, (1)

(1 интервал)

где δ плотность топлива, кг/дм3;
  λ теплотворная способность топлива, кДж/кг;
  Q годовой расход топлива, л.

(1 интервал)

Данную формулу необходимо преобразовать с учётом количества израсходованной электрической энергии на передвижение транспортного средства (электромобили, автомобили с гибридной силовой установкой) и на работу холодильной установки автомобиля-рефрижератора для обеспе­чения сохранности груза.

Энергоемкость перевозок зависит от большого количества факторов, которые можно сгруппировать по группам:

– конструктивные (тип ДВС и силовой установки);

– организационно-управленческие (квалификация водителя, приме­няемая система корректирования нормы расхода топлива автомобилем с учетом условий эксплуатации);

– технологические (характеристика маршрута, оптимальность мар­шрута перевозки по критериям расстояние и себестоимость перевозки, со­хранность груза; выбор наиболее приспособленной к условиям перевозки и обеспечения сохранности груза марки и модели подвижного состава, оп­тимальность загрузки грузового отсека транспортного средства с учётом сохранности перевозимого груза). Определение энергоэффективности перевозок вызвано необходимостью соотношения полученного эффекта в виде сэкономленного топлива или электрической энергии и затрат на достижение этого эффекта. При получении небольшого эффекта и значительных затратах на его достижения необходимо сравнивать срок окупаемости с возможным сроком использования подвижного состава.

При выполнении перевозок на строительстве объектов нефтегазодо­бывающей отрасли срок использования подвижного состава в некоторых случаях составляет не более 4-5 лет. При сроке окупаемости 6-7 лет вне­дрение мероприятий по снижению энергоемкости перевозок для предпри­ятия становится не выгодным.

Реализуемое качество автомобиля [4], обеспечение сохранности гру­зов и расход топлива автомобилем [5] зависят от условий эксплуатации: природно-климатических [3], транспортных и дорожных [2].

Степень негативного влияния того или иного фактора условий экс­плуатации различна для разных видов груза. Например, на перевозку све­жих овощей и фруктов дорожные условия влияют в большей степени, чем на перевозку замороженных продуктов.

И наоборот, высокие температуры окружающего воздуха больше влияют на перевозку замороженных про­дуктов. В магазинах северных городов часто встречается «переморожен­ные» потерявшие свои потребительские свойства продукты питания из-за несоответствия режима перевозки условиям хранения груза.

Данная проблема актуальна и для некоторых промышленных това­ров. Например, некоторые виды красок при заморозке теряют свои свойства, и продавцы несут убытки от порчи товара. Для обеспечения сохранности качества груза требуется соблюдение условий его перевозки и хранения. Энергоемкость перевозок (Э, МДж/100 пасс·км или МДж/100 т·км) можно разделить на 3 составляющие:

– энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс);

– энергозатраты на выполнение транспортной работы (Эг) при перевозке грузов;

– энергозатраты на выполнение погрузо-разгрузочных работ и обеспечение сохранности груза (Эсохр).

(1 интервал)

. (2)

(1 интервал)

В некоторых случаях природно-климатические условия эксплуата­ции оказывают различное влияние на энергозатраты. Так при перевозке скоропортящихся грузов (замороженные грузы по классификации скоро­портящихся грузов) в летний период энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс→Эо) и выполнение транспортной работы (Эг→Эо) оптимальны.

При этом затраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр→max) значительно возрастают. И наоборот, в зимний период затраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр→0) минимальны, а затраты на перемещение транспортного средства (Этс→max) и транспортную работу (Эг→max) значительно возрастают.

Степень влияния температуры воздуха на энергоемкость перевозок и сохранность груза будет отличаться для автомобилей разных марок и мо­делей [7] и определяется разными уровнями приспособленности подвиж­ного состава к условиям эксплуатации.

Установив закономерности влияния указанных факторов на энерго­емкость перевозок можно предложить способы её снижения (табл. 1) и по­высить энергоэффективность использования подвижного состава.

(1 интервал)

Таблица 1.

Способы снижения энергоемкости перевозок (12 шрифт, курсив)

Составляющие энергоемкости перевозок Способы снижения энергоемкости перевозок
энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс) – совершенствование конструкции ДВС и силовой установки; – дифференцированное корректирование нормы расхода топ­лива с учетом условий эксплуатации; – выбор наиболее приспособленной к условиям перевозки и марки и модели подвижного состава; – составление оптимального маршрута по критерию расстояние и себестоимость перевозки, в том числе по условиям неравно­мерности движения.
энергозатраты на выполнение транспортной работы (Эг) при перевозке грузов
энергозатраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр) – выбор наиболее приспособленной к условиям сохранности груза марки и модели подвижного состава; – составление оптимального маршрута по критерию сохран­ность груза; – определение оптимальной загрузки грузового отсека транс­портного средства.

(1 интервал)

Список литературы (в алфавитном порядке).

(1 интервал)

1. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транс­портная система и автомобильные перевозки. – М.: Транспорт, 1984.

2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

3. ГОСТ 16350-80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. – М.: Государ­ственный комитет СССР по стандартам, 1985. – 140 с.

4. Захаров Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 127 с.

5. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобиль­ном транспорте. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125 с.

(ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНЕННАЯ СТРАНИЦА!)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: