логистических затрат (строчными жирными буквами)
(1 интервал)
Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
(1 интервал)
Аннотация: (4-5 строк). (12 шрифт)
Abstract: (12 шрифт)
Ключевые слова: (12 шрифт)
Keywords: (12 шрифт)
(1 интервал)
Учёт внешних факторов, влияющих на показатели обеспечения комфортных условий климатических установок, наиболее актуален при их проектировании. Современные автомобили достаточно экономичны, но в реальных условиях эксплуатации, потребление топлива может быть больше, чем указано в их технических характеристиках.
На процесс формирования расхода топлива оказывают влияние следующие режимы работы автомобиля – разгон, установившийся режим, торможение и холостой ход.
Режим холостого хода является безнагрузочным, при нем не выполняется работа, т.е. он является балластным. Однако может быть исключение, когда на холостом ходу в работу включается технологическое и вспомогательное оборудование, которое забирает часть энергии вырабатываемой двигателем. Время, в течение которого двигатель работает на режиме холостого хода доходит до 25 %. По данным приведенных в табл. 1 ранее проведенных исследований процентное распределение времени и расхода топлива между холостым ходом, ускорением, постоянной скоростью и замедлением следующее [1].
(1 интервал)
Таблица 1.
Продолжительность в транспортном потоке режимов работы автомобиля
и их влияние на расход топлива (12 шрифт, курсив)
Режим работы | Продолжительность работы, % | Расход топлива, % |
Холостой ход | 15..16 | |
Ускорение | 42..44 | |
Постоянная скорость | 32..34 | |
Замедление | 7..8 |
Отсюда можно сделать вывод, что автомобили простаивают на режиме холостого хода до 17 % и расходуют при этом до 15-16 % топлива.
С целью определения более точных значений авторы работы И. А. Анисимов и Е. А. Черменина, провели эксперимент по изучению характеристик транспортного потока в г. Тюмени, который показал, что простой по причинам уличного движения составляет 20 % времени, средняя скорость движения – 32 км/ч., среднее время задержки – 28 с [2]. Данные результаты по продолжительности работы автомобиля в режиме холостого хода в условиях городского цикла движения, явились основой для изучения влияния работы кондиционера на расход топлива.
Для подтверждение данной гипотезы были проведены пробные эксперименты, позволяющие сделать вывод о её состоятельности.
Испытания проводились в июле 2012г. в г. Тюмени. В них участвовало 12 автомобилей Ford Focus с автоматической коробкой передач и климатической системой охлаждения салона тип кузова хетчбэк на холостом ходу. Транспортные средства находились в исправном состоянии.
Эксперимент проводился в 13часов, так как это время наибольшей солнечной радиации. Диапазон температуры окружающей среды составлял от +20 до +40 оС.
Для контроля за расходом топлива и прогревом двигателя автомобиля использовались адаптер «USB-ECU K-Line+CAN» и программа «Трип-компьютер» предназначенная для мониторинга параметров работы двигателя (температуры охлаждающей жидкости, мгновенного, среднего и абсолютного расхода топлива и др.) – всего более 30 различных параметров. На первом этапе проведены испытания, в которых установлена зависимость расхода топлива при работе кондиционера от мощности двигателя. На рис. 1 представлены результаты эксперимента серебристого автомобиля при разной мощности автомобиля и температурой окружающей среды +29 оС.
(1 интервал)
Рис. 1. Влияние мощности серебристого автомобиля на расход топлива
при работе кондиционера при температуре +29 оС (12 шрифт, курсив)
На втором этапе были проведены пробные испытания на трех автомобилях с мощностью двигателя 105 л.с., 125 л.с. и 150 л.с. Автомобили были прогреты до температуры 85-90 оС., температура окружающего воздуха составляла +20 оС. Была проведена серия из двух испытаний – при включенном и выключенном кондиционере. На рис. 2 представлены данные эксперимента.
(1 интервал)
Рис. 2. Влияние мощности серебристого автомобиля на расход топлива
при работе кондиционера при температуре +20 оС (12 шрифт, курсив)
(1 интервал)
Как видно из рисунков, что средний расход топлива при работе двигателя с включенным кондиционером уменьшается относительно работы без кондиционера при увеличении мощности двигателя. Так же на данный расход топлива влияет и температура окружающей среды.
Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что при нормировании расхода топлива во время работы кондиционера или климатической установки следует учитывать температуру воздуха и мощность двигателя.
В действующих нормативных документах дополнительный расход топлива, связанный с необходимостью обеспечения оптимальных тепловых условий в салоне автомобиля при простоях с повышенной температурой внешней среды, устанавливается нормой из расчета, что один час простоя соответствует до 10 % от базовой нормы [3]. Вследствие этого повышающий коэффициент будет иметь разные значения в зависимости от исследуемых в работе факторов.
(1 интервал)
Список литературы (в алфавитном порядке).
(1 интервал)
1. Гаврилов А.А. Моделирование дорожного движения. – М.: Транспорт, 1980. – 189 с.
2. Черменина Е.А. Название статьи / Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Новые технологии – нефтегазовому региону» – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – т. 2. – С. 170-172.
УДК 629.013
(1 интервал)
Иванов Д. А.
(2 интервала)
Повышение энергоэффективонсти перевозок грузов автомобильным транспртом (строчными жирными буквами)
(1 интервал)
Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
(1 интервал)
Аннотация: (4-5 строк). (12 шрифт)
Abstract: (12 шрифт)
Ключевые слова: (12 шрифт)
Keywords: (12 шрифт)
(1 интервал)
Значительный рост стоимости топлива и смазочных материалов (ТСМ) и острая конкуренция на рынке автомобильных перевозок грузов и пассажиров ставят перед автотранспортными организациями и предприятиями различных сфер деятельности актуальную задачу по снижению себестоимости перевозок и сбережению топливо-энергетических ресурсов при выполнении транспортной работы.
Вопросы экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте рассмотрены в «Руководстве по энергосбережению на автомобильном транспорте» Р 3112199-0337-95. В «Руководстве» приводятся рекомендации по экономии топлива и смазочных материалов для служб эксплуатации, производственно-технических служб, планово-экономических и других подразделений автотранспортных организаций. Согласно «Руководства» основными мероприятиями по экономии ТСМ являются:
– подготовка предложений по изменению законодательства в области энергосбережения;
– изменение структуры подвижного состава;
– совершенствование технологии перевозочного процесса;
– совершенствование производственной базы автотранспортных предприятий (АТП);
– изменение организационной структуры управления энергохозяйством АТП;
– организация системы метрологического контроля средств измерения, учета, хранения, отпуска ТСМ;
– организация материального стимулирования мероприятий энергосбережения.
Рассмотрев подробнее мероприятие по совершенствованию технологического процесса перевозки грузов и пассажиров необходимо говорить о сбережении топливно-энергетических ресурсов за счёт снижения энергоемкости и повышение энергоэффективности перевозок.
Необходимость учета электрической энергии вызвана увеличением количества электромобилей, автомобилей с гибридной силовой установкой, а также использованием электрической энергии при заморозке пластин холодильной установки эвтектического типа для перевозки скоропортящегося груза [7].
Снижение энергоемкости перевозок определяется в первую очередь сэкономленным топливом и электрической энергией.
Для совместного учета показателей топливной экономичности (путевой и часовой расхода топлива) автомобилями и количества израсходованной энергии (кВт·ч) и для сравнения эффективности использования различных видов транспорта используется показатель энергоемкости перевозок (МДж на 100 пасс·км. или 100 т·км.) [1].
В общем виде энергоемкость перевозок [1] определяется по формуле:
(1 интервал)
, (1)
(1 интервал)
где | δ | – | плотность топлива, кг/дм3; |
λ | – | теплотворная способность топлива, кДж/кг; | |
Q | – | годовой расход топлива, л. |
(1 интервал)
Данную формулу необходимо преобразовать с учётом количества израсходованной электрической энергии на передвижение транспортного средства (электромобили, автомобили с гибридной силовой установкой) и на работу холодильной установки автомобиля-рефрижератора для обеспечения сохранности груза.
Энергоемкость перевозок зависит от большого количества факторов, которые можно сгруппировать по группам:
– конструктивные (тип ДВС и силовой установки);
– организационно-управленческие (квалификация водителя, применяемая система корректирования нормы расхода топлива автомобилем с учетом условий эксплуатации);
– технологические (характеристика маршрута, оптимальность маршрута перевозки по критериям расстояние и себестоимость перевозки, сохранность груза; выбор наиболее приспособленной к условиям перевозки и обеспечения сохранности груза марки и модели подвижного состава, оптимальность загрузки грузового отсека транспортного средства с учётом сохранности перевозимого груза). Определение энергоэффективности перевозок вызвано необходимостью соотношения полученного эффекта в виде сэкономленного топлива или электрической энергии и затрат на достижение этого эффекта. При получении небольшого эффекта и значительных затратах на его достижения необходимо сравнивать срок окупаемости с возможным сроком использования подвижного состава.
При выполнении перевозок на строительстве объектов нефтегазодобывающей отрасли срок использования подвижного состава в некоторых случаях составляет не более 4-5 лет. При сроке окупаемости 6-7 лет внедрение мероприятий по снижению энергоемкости перевозок для предприятия становится не выгодным.
Реализуемое качество автомобиля [4], обеспечение сохранности грузов и расход топлива автомобилем [5] зависят от условий эксплуатации: природно-климатических [3], транспортных и дорожных [2].
Степень негативного влияния того или иного фактора условий эксплуатации различна для разных видов груза. Например, на перевозку свежих овощей и фруктов дорожные условия влияют в большей степени, чем на перевозку замороженных продуктов.
И наоборот, высокие температуры окружающего воздуха больше влияют на перевозку замороженных продуктов. В магазинах северных городов часто встречается «перемороженные» потерявшие свои потребительские свойства продукты питания из-за несоответствия режима перевозки условиям хранения груза.
Данная проблема актуальна и для некоторых промышленных товаров. Например, некоторые виды красок при заморозке теряют свои свойства, и продавцы несут убытки от порчи товара. Для обеспечения сохранности качества груза требуется соблюдение условий его перевозки и хранения. Энергоемкость перевозок (Э, МДж/100 пасс·км или МДж/100 т·км) можно разделить на 3 составляющие:
– энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс);
– энергозатраты на выполнение транспортной работы (Эг) при перевозке грузов;
– энергозатраты на выполнение погрузо-разгрузочных работ и обеспечение сохранности груза (Эсохр).
(1 интервал)
. (2)
(1 интервал)
В некоторых случаях природно-климатические условия эксплуатации оказывают различное влияние на энергозатраты. Так при перевозке скоропортящихся грузов (замороженные грузы по классификации скоропортящихся грузов) в летний период энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс→Эо) и выполнение транспортной работы (Эг→Эо) оптимальны.
При этом затраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр→max) значительно возрастают. И наоборот, в зимний период затраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр→0) минимальны, а затраты на перемещение транспортного средства (Этс→max) и транспортную работу (Эг→max) значительно возрастают.
Степень влияния температуры воздуха на энергоемкость перевозок и сохранность груза будет отличаться для автомобилей разных марок и моделей [7] и определяется разными уровнями приспособленности подвижного состава к условиям эксплуатации.
Установив закономерности влияния указанных факторов на энергоемкость перевозок можно предложить способы её снижения (табл. 1) и повысить энергоэффективность использования подвижного состава.
(1 интервал)
Таблица 1.
Способы снижения энергоемкости перевозок (12 шрифт, курсив)
Составляющие энергоемкости перевозок | Способы снижения энергоемкости перевозок |
энергозатраты на перемещение транспортного средства (Этс) | – совершенствование конструкции ДВС и силовой установки; – дифференцированное корректирование нормы расхода топлива с учетом условий эксплуатации; – выбор наиболее приспособленной к условиям перевозки и марки и модели подвижного состава; – составление оптимального маршрута по критерию расстояние и себестоимость перевозки, в том числе по условиям неравномерности движения. |
энергозатраты на выполнение транспортной работы (Эг) при перевозке грузов | |
энергозатраты на обеспечение сохранности груза (Эсохр) | – выбор наиболее приспособленной к условиям сохранности груза марки и модели подвижного состава; – составление оптимального маршрута по критерию сохранность груза; – определение оптимальной загрузки грузового отсека транспортного средства. |
(1 интервал)
Список литературы (в алфавитном порядке).
(1 интервал)
1. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. – М.: Транспорт, 1984.
2. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. ГОСТ 16350-80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1985. – 140 с.
4. Захаров Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 127 с.
5. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125 с.
(ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНЕННАЯ СТРАНИЦА!)