«Золотые комнаты» дома Демидовых в Москве, созданные в конце XVIII века великим русским архитектором М.Ф.Казаковым, - один из лучших образцов русского интерьера эпохи классицизма. Они отличаются великолепной резьбой по дереву, лепкой и монументальной живописью. Расположены они в так называемом демидовском особняке на втором этаже. До нас дошли только три.
Музейный комплекс состоит из девяти помещений общей площадью 380 м. кв. Официальная дата образования – 1842 год.
1. Круглая столовая (с временной экспозицией, в трёх витринах, посвящённая 70 летию Президента МИИГАиК Летчику-космонавту Дважды Герою Советского Союза В.П. Савиных);
2. Голубая гостиная (рояль, 2 зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в.);
3. Малиновая гостиная (10 кресел, 2 зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в., камин и каминный набор);
4. Изумрудная гостиная (2 кресла, диванчик, банкетка XVIII в.);
5. Гардеробная (на реставрации)
6. Большой геодезический зал со старинными инструментами и витринными шкафами;
7. Малый геодезический зал с инструментами советского периода и витринными шкафами;
8. Кабинет;
9. Хранилище
Музейный комплекс располагается в старинной усадьбе Демидовых, построенной в 1789-1791 г.г. известным архитектором М.Ф. Казаковым. Дом Демидовых является памятником истории и архитектуры XVIII века, где тесно переплелись судьбы древнего рода меценатов и промышленников и одного из старейших в России учебных заведений – Константиновского межевого института (КМИ), открытого в 1779 г.Территория крупного владения (со зданием), занимавшего участок Гороховского и Малого Демидовского переулков, сложилось во второй половине XVIII в. В 70-х гг. XVIII в. усадьбу купил Иван Никитич Демидов. В конце 1780-х гг. ее унаследовал его сын, отставной бригадир Иван Иванович Демидов, для которого в 1789-1791 гг. по проекту М.Ф.Казакова был построен существующий ансамбль: главный дом, два флигеля, симметрично поставленные по линии Гороховского переулка, и каменная ограда, соединяющая главный дом и флигеля. За главным домом и западным флигелем располагался небольшой парадный двор. Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений отвечающих определенным устоявшимся требованиям. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Помещения третьего этажа использовали для повседневных и утилитарных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты прислуги. Двусветный просторный Большой парадный зал, расположенный в восточной половине дома, предназначался для проведения торжественных встреч, балов и приемов. От Большого зала начиналась анфилада парадных комнат, выходящих окнами на главный северный фасад дома: Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные и гардеробная. Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку они украшены тончайшей золоченой резьбой, искусно исполненной резчиками по рисункам Казакова. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты. С резьбой сочетается роспись и лепнина. Данная усадьба, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяет составить представление о том, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени.
|
|
Круглая столовая
В центральной части второго этажа расположен большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома. Периметр зала разделён сдвоенными пилястрами ионического ордена на 8 простенков с вкомпоноваными окнами, дверьми и печными нишами. Лёгкий карниз отделяет стены от плоского зеркального свода с небольшой падугой(плавный переход от стены к поверхности потолка). Круглая столовая расположена по оси дома и сообщается с центральной гостиной.
Голубая гостиная
Эта комната занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон. В этой гостиной за исключением декоративных композиций расположенных над дверьми (дюседепортов) позолоченных элементов немного.
Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных проёма (портала), два из которых относятся к анфиладе (в столовую и малиновую гостиную).Дверные полотна здесь открывались во внутрь комнаты и рисунок их профилей был схож с рисунком дверей столовой, что художественно объединяет эти две смежные комнаты, различные по характеру архитектуры.
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная самая большая из сохранившихся комнат анфилады, она отделана изысканнее и богаче. Глубокие дверные проёмы и оконные ниши во всю толщину стены украшены золочёной резьбой. Особый уют комнате придаёт белый мраморный камин с зеркалом в деревянной раме с тонкими резными колонками.
|
Общий колорит комнаты создаётся из трёх основных цветов:
Белого цвета - в карнизе, плафоне, мраморе камина и фоне резьбы;
Золота – в резьбе;
Темно-красного цвета – штофная обивка стен.
Такое же сочетание прослеживается в и в сохранившейся меблировке комнаты - экране камина, подзеркальниках, креслах с золочёной резьбой на белом фоне и темно-красным штофным шёлком.
Во внутренних углах комнаты расположены печи светлого искусственного мрамора. Их вогнутая поверхность, также как обрамление дверей и зеркал занимает всю высоту комнаты.
Паркетные полы набирались на щитах таким образом, чтобы при сборке на месте получался бы цельный узор. Наборный паркет геометрического рисунка с круглой розеткой в центре гостиной выполнен из серого дуба, мореного дуба и берёзы.