Канон на Пасху преп. Андрея Критского, Иерусалимского.




По всей видимости, этот канон св. Андрея († 713) был первым «каноном» для пасхальной утрени – пока его не вытеснил пасхальный канон Иоанна Дамаскина († 780). Последний не только написал свой знаменитый канон, но и провел серьёзную богослужебную реформу: именно он (И.Дамаскин) создал каноны как отдельное произведение, разбитое на песни, возглавленные ирмосами. Все, что известно нам в качестве «канона» до Дамаскина – это собственно собрание стихир или тропарей, исполнявшихся на утрени между стихами библейских Песен (точно так, как и поныне исполняются вечерние стихиры на «воззвах» или утренние – на «хвалитех» [См: Филарет Гумилёвский, ИОППГЦ, § 36]). Творения Андрея «проиграли» Дамаскину по одной единственной причине: Дамаскин всё слагал в стихах. Да, да, именно так! Не содержание, а стихотворная рифма одержали победу в постиконоборческом византийском богослужении. Это не чувствуется в переводах. Но и в последних чувствуется «простота» андреевского стиля.

Предисловие редактора славянского текста: Канон св. Андрея Критского на Святую Пасху имел общецерковное употребление с IX века, был рано переведен на славянский язык и использовался за богослужение Церкви на Руси до XV века наряду с каноном Иоанна Дамаскина. Изменение Устава в XIV веке повлекло постепенное вытеснение этого канона из богослужение и богослужебных книг. В основу данной публикации положено издание этого текста по двум славянским рукописям XI и XIII веков, выполненное прот. Сергием Правдолюбовым: «Пасхальный Канон святителя Андрея Критского». М. 1996».

Итак, греческий оригинал не найден. В PG он отсутствует. Потому переводчик [sThg] рискует взяться за перевод со славянского текста, ввиду недоступности греческого. Ввиду излишней примитивности построения текста в славянском переводе мой труд следует назвать не столько переводом, сколько пересказом, творческой переработкой. В ряде случаев я вставлял свои авторские тропари с соответствующей пометкой.

© † архимандрит Феогност Пушков, священник Православной Церкви (УПЦ МП, Луганская епархия), 30.04.2020.

КАНОН, ГЛАС 1

Песнь 1

Ирмос: Песнь победную все воспоём Богу, сотворившему дивные чудеса мышцей высокой и спасшему Израиля, и прославившемуся.

Зиждитель и Избавитель мой стоит на судилище и висит на древе и страдает Бог, будучи бесстрастен, и ради нас терпит досаду, дабы мы спаслись.

Пред Коим трепещут ангелы, добровольно распинается и погребается и связывает смерть, и терпит всё за ради нас, бесстрастный пострадав, страданиями Своими убивая страсти.

Распинаясь на Кресте, Господи, в полудни солнце покрыл Ты мраком, поставив как в тени луну, когда сокрыло свои лучи солнце. Но вскоре вновь воссиял свет.

Велики дела Твои и дивны муки Твои, Христе Боже наш, и страшны чудеса Твоего Воскресения: Крестом бо ад разрушил Ты и опустошил гробы.

Сойдя с высот, Господень Ангел отвалил от входа гробный камень и сел на нём, так поучая мироносиц: Ни в смирне, ни в слезах нужды иметь не может Воскресший из мёртвых.

Плачущих женщинам утешил ангел: «С Пречистой вместе вы в слезах! И отчего на ваших лицах ужас? Воскрес Господь. С поспешностью идите и возвестите апостолам».

Пойдем и мы, христиане, вместе с Петром и Иоанном на гробницу, и узрим погребальные пелены на месте их и погребальный платок, обвивавший лицо Иисуса Воскресшего.

Стража, бывшая у гроба, омертвела. Христос воскрес и мятутся иудеи, земля же веселится и небо играет светло, и радуются все роды земные.

Светло празднуя, возвеселимся: Пастырь принёс Себя в жертву, Агнец нам в пищу предлагается. Христос воскрес – просветимся же все воскресеньем Его.

Слава: Воспеваем и славим Тебя, Безначальный Отче, Сын и Дух Божественный, Свет поистине Животворящий, Безначальная, Сродная, Троица Нераздельная.

И ныне: Во утробе Своей вместила еси Приятого землёй в недра свои, и ужаснулась преисподняя, узрев Рождённого Тобою без растления чистоты, Богородица Чистая.

Песнь 2

Ирмос: Видите, видите! Я есмь Бог, / порабощённых людей израильских поручивший Моисею / и в пустыне питавший, и спасший, / силою и властью Своею.

Видите, видите! Я есмь Бог, бывший мёртвым плотью среди мертвецов, и в гробнице лежал, и мёртвых воскресил, и оживил Адама властью Моей.

Ангелу Ты камень отвалить от дверей гробницы повелел, и явился плачущим жёнам, Спаситель, послав их в радости к апостолам Своим по Воскресении из мёртвых.

Мироносицам явившись, блистающий светом ангел возгласил: Войдите и осмотрите место, где лежал Воскресший. Зачем Живого вы оплакиваете среди умерших? Христос Воскрес, как и предрёк.

Неся бальзамы, мироносицы на гроб пришли к рассвету, ища Того, Кто им дороже всех бальзамов в мире. Но не найдя Его среди умерших, возлили аромат хвалы и воспевали песни из божественных Писаний.

Сегодня Пасха – чистое торжество, Пасха светлая и светлейшая весна Христова. Придите, христиане, духовно и таинственно возвеселимся о Господней Пасхи.

Всех нас удостой без осужденья, Господи, праздновать светоносную и блистательную тайну Твоего Воскресения, Христе, и ликовать. Пасха, Господня Пасха.

Слава: Безначальная, Нетварная и Неделимая Троица. Монада, сущая в Трёх особых Субъектах, благоговейно воспеваемая в единстве силы и славы: спаси певцов Твоих.

И ныне: Недра девственные освятил и обновил образ рождения. Без семени зачался и без растления девства родился Женщиной Святой Приснодевой пострадавший ради нас.

Песнь 3

Ирмос: Камень, отвергнутый строителями, вознесён во главу угла. Сей есть камень, на нем же основал Христос Свою Церковь, искуплённую Им от язычества.

В полудни солнце, на зрелище взглянув Голгофы, сокрыло все свои лучи. И как же мне не закатиться, когда со страхом я взираю на распятого Владыку, и мне, и всему миру источающего Жизнь?

Как распались камни и задрожала земля? И как природе всей не трепать при виде Бога, висящего на Кресте и добровольно терпящего страдания от Своего творения?

Непокорный и беззаконный иудейский синедрион, опечатав Гробницу Жизни, удостоверили вы всех в поистине великом Воскресеньи.

Сказали вы, о, иудеи, что был украден Сей Мертвец. Но разве кто крадёт покойников, оставив погребальный саван? Замыслили вы чудеса сокрыть в гробнице, но тем яснее свидетельствует она миру о Воскресении Мессии.

Грядите, торжествуем, христиане. Сей день Господь нам сотворил днем Своего из мёртвых воскресенья. Земные люди, радуйтесь, всех созывает нас к Себе Господь Воскресший.

Миновало время слёз и рыдания, и прошло время скорби первой Евы. Христос Воскрес и жёны стали первыми Его евангелистами, первые встретили Его по воскресении.

Слава: Единому божеству поклоняясь, почитаю Трёх в Божестве: Безначальному Отцу и Его Сыну и Духу. В Монаде неделимой Троице пою хвалу; Её благословляю вечно.

И ныне: Единого Тебя Сына почитаю – предвечного из недр Бога и Отца и во времена рождённого от Приснодевы Чистой, воскресшего из мертвых единого Христа.

Песнь 4

Ирмос: Пророк Аввакум в Духе предвидел Воплощение Слова, / и проповедал, уча: / Когда приблизятся сроки – откроешься; / когда настанет время – явишь Себя. / Слава силе Твоей, Господи.

Опечатанный камень отвалился, не обольщайтесь, иудеи: вот камень, вот печати и вот стража. Да и сама гробница взывает, что воскрес Христос и живёт во веки.

Обман, безумное упрямство и неистовство! Отрёкшись от жизни, иудеи лгут о Христе, отрицая Его воскресение и жизнь во веки.

Ты воссиял из Гроба – Свет, рождённый из недр Света, и землю всю Ты озарил Своим Божественным сиянием и просветил Ты всех, держимых во мраке ада, славящих Твоё воскресенье.

Ликуем, люди! Явился спасший падший образ человека, погребённый под прахом преступления Адама. Слава страшному Воскресению Мессии.

Слава: Славим Троицу в Единстве воли и в согласии хотений, и в неделимом единстве естества. В Трех Персонах созерцается единое Божество.

И ныне: В Твою чистейшую утробу вселился Бог и Творец мой, без семени воплотившись из Твоих недр и всем Тебя Он Богородицей явил и Приснодевой. Его без устали моли спасти Твоих певцов от всяких обольщений.

Песнь 5

Ирмос: Одари нас миром Твоим, Сыне Божий! / Ведь иного кроме Тебя Бога не знаем. / Имя Твоё призываем, / Бог живых и мертвых.

Когда угас Ты на Кресте, то даже солнце покрылось мраком. И как могло светить светило, когда угас Источник Света? Когда погашен был огонь, покрылись мраком и лампады. Так и небесные светила во мраке канули во след за Светодавцем.

Распят Ты был на древне крестном как бессильной, и в силе Божества крушил Ты адские врата и разрушал его основы. И, умирая на кресте, убил Ты дьявольскую лесть. Мы поклоняемся Твоим страданьям.

Безгрешный Агнец в жертву принесён за нас был добровольно. И непорочный Сам Себя отдал на всесожженье, как беспорочная овечка, как Агнец, взявший грехи мира.

Обвив умершего в свой белый саван и окурив священными бальзамами, в своей гробнице с честью положил Благообразный ученик Иосиф.

Твою гробницу, камнем привалив и опечатав, внутри сокрыли жизнь и страже приказали бдеть снаружи. И как Воскрес Ты, Сам мирозданье всё в Себе объемлющий?

Светло празднуем! Воскрес Христос и даровал таинство Пасхи и святых страстей. И мы, весь человечий род, от смерти избавленье получили.

Слава: Слава Тебе, Святая, Единая и Неделимая Троица – Отец, Сын, Дух Святой. Спаси служащих Тебе.

И ныне: Ни образа зачатия Твоего, ни страшного таинства Христова рождества постичь никто не в силах. Но хотя превосходит представленье зачатие и непостижимо уму рождение, однако, поистине делом, а не в мыслях одних совершилось через Тебя, Мария Богородица, эта великая тайна.

Песнь 6

Ирмос: Подражая пророку Ионе, зову: / Жизнь мою освободи от тления, / и спаси меня, Спаситель мира, / милосердием Твоим.

Старого и злого врага обличил Ты Крестом Своим, Христос, и разорил державу смерти, нас осияв Светом Воскресенья Своего.

Среди мертвецов положился Ты, оживляющий умерших, Спаситель, и узы ада разрушил Ты своею властью, и Воскрес из мёртвых, Жизнью будучи Истинной, возводя с Собою земных.

Во ад сошел Ты, Необъятный, всё испытав и претерпев, и пробудив, воздвиг Адама, спасая прародителей от тления Воскресением Своим.

Верные, светло празднуем, веселясь о Таинстве Христовой Пасхи

Слава (Феогностово): Не троицу природ, но поистине Единую Монаду Божества все православно вероисповедуем. И не одного только Отца в сущности Божества, но с Ним и от Него Рожденное мы почитаем Слово и воссиявший из Него же славим Дух, единосущными отеческому естеству Обоих почитая.

И ныне: Скажи нам Дева, как зачала Ты Того, Кого отец в тебя не сеял? И как, родив, осталась нерастлённой? Нам отвечает Родительница Бога во плоти: Никто на всей земле не может изъяснить, как это сталось.

Песнь 7

Ирмос: Отроков из печи Избавивший, / став человеком, страдает как смертный, / и Своими страданиями / смертное облекает в благолепие нетления, / Единый благословенный Бог отцов, / и препрославленный.

Хотя и пригвоздился на Кресте, бесстрастным оставался Ты по естеству Отца, из недр Которого Предвечно Ты родился Словом. Но плотью пострадал и претерпел, дабы меня Божественным бесстрастьем одарить.

Ради меня на Крест взошел Ты, долготерпеливый, дабы меня избавить от проклятия Закона, согласно писанному Моисеем став проклятием, по слову: Проклят всяк, повешенный на древе.

Вкусивши жёлчи, Ты горечь всякую и тлен мне обратил в усладу. Из рёбер своих воду источивший, Ты утолил томившую нас жажду. И мы благословляем Тебя, Спаситель и Очиститель душ и телес наших.

Из гроба днесь воскрес Мессия. Истина пришла, явилась Жизнь, блистает Свет, сошла с небес благодать Духа, посреди нас Христос – Воскресение и Жизнь наша.

Покров невежества лежит на вас, и потому не видите вы Света. Отвергните же господствующий в ваших душах помысел неверия, тогда и вас просветит истинный Свет.

Да просветится вся земля и ангелы да радуются с нами. Христос Воскрес из гроба, воздвиг Адама и все разрушил узы.

Сей светоносный праздник дан нам свыше: Пасха священная, Пасха новая, Пасха Господняя, возводящая верных от земли к небесам, согласно прежде изреченных предписаний.

Слава: Воспоём Троице песнь, славя Безначального Отца и Его Сына и Духа недр Его, пребывающих в согласии и единстве по природе и по единомыслию. И мы поём: Свят, Свят, Свят еси Господи.

И ныне: Превосходит границы разума великая Тайна, неисповедимая даже для ангельских уст: Быв Богом, Слово стало Твоим Сыном, благословенная Приснодева.

Песнь 8

Ирмос: При Ним трепещут воинства ангелов, / Его, Творца и Избавителя всех, / священники воспевайте и превозносите во веки.

Как жертвенного агнца повесили на древе Христа, распяв с Ним двух нарушителей закона, и содрогнулась в страхе вся земля, катапетасма разорвалась в час распятья, являвшая собою красу религии Израиля.

Взирая на Тебя, пригвождённого ко Кресту, Мария совершала материнский плач: Не оставляй Меня бездетной, Сын Небесного Отца, но да узрю и Я велений и деяний Твоих славу.

Феогностово: Сокрыты от Тебя, возлюбленная Мать, все таинства небесного Престола: на этот час в сей мир Меня послал Отец, чтоб мирозданье к совершенству возвести страданьем. Но и бездетной на земле Тебя Я не оставлю. Юнейшего из всех Моих учеников Тебе усыновляю.

Все мертвецы встречайте во гробах Христа, сошедшего в гробницу. И, пробудив Адам, вновь в теле возвратился к жизни и живёт во веки.

Ликуйте ангелы! Земные веселитесь! Воскрес Христос, как Бог, в Себе соединив все высшие и низшие творенья. Убив вражду на Древе, Он одолел мучителя томленья.

Богородичен: Радостно земные воспеваем Тебя, Дева, уневещенная Богом: Без семени зачав, нам родила Ты Сына Божья, Его же неустанно умоляй обо всех нас, Тебя молящих.

Ин ирмос: Основавшего мудро небеса, / и землю повесившего на водах, / и Создавшего все творения Господа, / священники благословляйте, / люди воспевайте во веки.

Жёны с драгоценными бальзамами мирры, собранными из благовоний со всей земли, поутру спешили к страшной и живоносной Гробнице, из которой воскрес Христос.

Сидевший юноша на камне, как нам благовествует Марк, рыдавших утешает жён: Войдите, осмотритесь же в могиле; вот место, где лежало Тело Обновителя нашего. Не плачьте, но радость миру возвестите.

Светоносные Твои страдания светло проповедует нам Воскресение Твоё. И мы в Боге торжествуем великой Пасхи день, светло празднуем вечную победу Христа.

Всем праздникам праздник и всех торжеств – торжество! Воскрес владыка мирозданья, с Собой воздвигнувши Адама и просветивши всё творенье.

Слава: Отец и Сын и Святой Дух – Единый Свет, предначальный всему миру; сродство Трёх, почитаемых вместе единым поклонением. Всех с верой почитающих Тебя Своею неделимостью избавь от тления и зла.

И ныне: Сокровищница Ты благоволения Небесного Отца! Скиния пришествия Сына! И Духа Святаго одеянием и видимым Храмом явилась Ты, Мария: Через Тебя неизреченно проявился в мире незримый прежде образ Троицы Божественной.

Песнь 9

Ирмос: Мышцею Своею державу Свою сотворил, / сильных с престолов низложил, / и смиренных вознёс Бог Израиля, / с высоты Востока нас посетив, / и направив стопы наши на мирный путь.

Вознёс Себя, на древне пригвоздившись крестном. И род весь человеческий вознёс в Себе на высоту небес. И хартию грехов пронзив распявшими Тебя гвоздями, и кровью как черницами нам хартию свободы подписавший. А смертью живоносной Ты аннулировал всю хартию суда и приговора падшему Адамову потомству.

Быв погребён, Ты положил в могилу наши прегрешенья. Воскреснув же, в Себе воздвиг ты падший образ первого Адама. Мы поклоняемся Твоему погребению и Воскресению, и славим Тебя, Иисуса, как Царя всех.

По воскресении ученикам явившись, твоею мессианской властью наделив их, посла крестить народы все и приводить сынов Адама к познанию в Тебе Творца, Спасителя, Мессию и мирозданья Судью.

В вечер Пасха великая Христова, готовящая нам на утро светлый праздника Таинства Воскресения из мёртвых Первородного Слова. Празднуем, отметив день и радостью, и добродетелями.

Богородичен: Своими родами Ты обновила падшую природу, родив Творца миров во плоти в падшем мире, среди людей явившегося Бога Авраама. И остаёшься Ты на веки Чистой, не растленной, как древний праотеческий Адамов рай, воссозданный Тобою.

Ин ирмос: Живоносный вечнотекущий Источник! / Яркий светильник благодати. / Славный Покров Церкви Божьей. / Просторнейшую небес и земли, / Чистую Богородицу величаем.

Придите, христиане, и узрѝте величие Христа в Его страданьях. Он распинается, щадя своих врагов и воскрешает их отцов умерших. И мертвецом считается, умерших поднимавший из гробов. Из мёртвых же воскресши, всех спасает.

Весна Господня – светлая весна, и Воскресенье Христа венчает Пасхи торжество. Отпразднуем же с честью это Таинство. Ведь наша Пасха – Сам Христос, Великий Пастырь, за нас был как ягнёнок в жертву принесён.

Христос воскрес и во плоти Бог живёт во веки. Он Сущий Свет и Жизнь и Воскресенье мира. Ликуют мироносицы, веселье у апостолов и радуется мир весь, все колена и племена земные торжествуют: Воскресла наша Жизнь.

Все просвещаемые светом Пасхи преображайтесь, внутренне меняйтесь, благообразье обретите, составьте торжество и с верой веселитесь. Превознеситесь пастыри народа – священники Господни. Ликуйте вместе цари и простецы; богатые и бедняки; монахи и простолюдины Христа. Все радуйтесь: воскресла наша Жизнь.

Слава (феогностово): Первый и Начальный Свет, Жизнь Твоих творений: Отец и воссиявший Сын и Дух чрез Сына из Отца сопросиявший. Единство Трёх в природе Божества – объедини Церквей рассеянье по миру в единстве Веры и Любви и Приснобытия.

И ныне: Радуйся, Матерь Бога, одушевлённый Город, Скиния Живая средь нас явившегося Слова, что не оставив высей небосвода, изволило в Тебе пообитать, дабы всё мирозданье обновить через Твою богородящую утробу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: