Данилова Н.П.,
специалист МУ «МЦОКО»
Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года называет приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В указанных документах сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Общие задачи и принципы воспитания дошкольников средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Исходя из этого, можно сформулировать общую цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении как личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
И воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и должна опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Цели и задачи воспитания должны реализоваться через организацию всех видов деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. В качестве средств реализации целей воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Успешность воспитания во многом зависит от ее системного характера.
«Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения подразумевается как развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
- исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается);
- деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
- субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих;
- отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
- среды, освоенной субъектами;
- управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность» (Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы образовательного учреждения»
Другими словами, воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие показатели как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления.
Структура воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении включает в себя основные направления развития воспитания такие как:
Поддержка семейного воспитания с целью:
- содействия укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей;
- Повышения социального отцовства, материнства, многодетности;
-содействия развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
- возрождение значимости профессиональных династий.
Гражданское воспитание, которое включает:
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотическое воспитание и формирование идентичности предусматривает:
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Приобщение детей к культурному наследию, которое предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики.
Популяризация научных знаний среди детей или познавательного направления воспитания подразумевает:
- поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
- повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и оздоровительное направления воспитания включает:
- формирование у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Для достижения положительного эффекта в воспитательной работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
В ситуации доступности информации, распространяемой посредством прессы, телевидения, радио, сети Интернет на подрастающее поколение детей обрушивается поток сведений, нацеливающих на праздный образ жизни, культ потребления, насилия и пр., что приводит к постепенной утрате обществом традиционного российского гражданского самосознания и базовых национальных ценностей. Отмечается распространение равнодушия, индивидуализма, немотивированной агрессии, недостаточно уважительного отношения к государству и социальным институтам.
Это еще раз указывает на то, что воспитательная система должна быть включена не только в работу отдельного дошкольного образовательного учреждения, но и в государственную и региональную воспитательную систему и направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, предпосылок для объединения усилий семьи, общества и государства, нацеленных на воспитание подрастающего поколения.
Приоритетами в воспитании детей должны стать развитие воспитания в целом в системе образования, осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы, повышение квалификации работников образования по направлению «Воспитание обучающихся», поддержка общественных объединений в сфере воспитания, формирование базовых национальных ценностей у воспитанников, поддержка семейного воспитания и обучение родителей по программам родительского просвещения и т.д.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.