К трехсложным размерам относятся




Стихотворный размер

Что такое стихотворный размер?

Размер стиха (метр, метрическая схема) - число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Какие существуют стихотворные размеры?

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трехсложные (в зависимости от количества слогов в стопе).К двусложным размерам стиха относятся ямб и хорей.

1) Ямб - двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы. Еще говорят,что ударение при ямбе падает на четные слоги. Например, из произведений классиков:

Двухстопный ямб:

Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали... (А.Пушкин)

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)

Шестистопный ямб:

К блестящим шалостям, как прежде, не привязан,

Я правилам твоим последовать бы мог... (Е. Баратынский)

2) Хорей - это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог стопы., т.е. на нечетный слог. И снова из произведений классиков:

Трехстопный хорей:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов)

Четырехстопный хорей:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)

Пятистопный хорей:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит... (М. Лермонтов).

Уместным будет упомянуть, что такое стопа в стихотворении. Это единица измерения стихотворного размера, состоящая из нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Чтобы понять каким размером пользовался автор, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и соответственно называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.д.

К трехсложным размерам относятся

1. Дактиль - размер стиха, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы, т.е. первый ударный и два последующих безударные. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Примеры:

В рабстве спасённое

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

 

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною

МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники. (М.Ю.Лермонтов).

 

2. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

 

3. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: "Есть женщины в русских селеньях" Н.А.Некрасова и

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

 

3. Какие типы тонического стихосложения существуют:

 

Тоническое стихосложение (или акцентная система) – один из способов организации поэтического текста, использующийся в литературе наряду с силлабо-тонической и силлабической системами. Но в отличие от двух этих систем в тоническом стихосложении применяются иные принципы создания стихотворения. Рассмотрим подробнее эту систему, чтобы отличать её от других.

 

Термин «тонический» происходит от греческого слова «tonos», что переводится как «ударение, напряжение». Ударение – это важнейшая для тоники характеристика. В стихе, созданном по тоническому принципу, имеется более или менее фиксированное количество ударных слогов, в то время как безударные считаются не столь важными, а потому их число может колебаться. Тоническое стихосложение характерно для тех языков, в которых отмечается сильное динамическое ударение (т. е. непостоянное) и ослабление (редукция) безударных гласных звуков. К таким языкам относятся русский, английский, немецкий и другие.

 

Отметим, что до определённого времени тоническое стихосложение в России считалось преимущественно народным стилем. Литературные произведения создавались на основе силлабо-тонической системы. Но были и такие поэты, которые создавали поэмы и стихотворения, применяя тонический принцип для подражания фольклорному звучанию. Этим приёмом пользовался, например, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Вот фрагмент из этого произведения:

 

На свя той Ру си, на шей ма тушке

Не най ти, не сыс кать та кой кра са вицы:

Хо дит плав но – будто ле бё душка;

Смот рит слад ко – как го лу бушка;

Мол вит сло во – соло вей по ёт;

Го рят щё ки её ру мя ные,

Как за ря на не бе бо жием…

 

В зависимости от количества ударений в поэтическом тексте, организованном по тоническому принципу, выделяют несколько типов стиха. Наиболее распространёнными считаются двух-, трёх- и четырёхударные тонические стихи. Снова обратившись к тексту былины, увидим, что она написана трёх- и четырёхударными стихами. Отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова – только четырёхударными.

 

-Верлибр - это стих, частично или полностью лишенный структуры: строфы, рифмы, ритма. Однако в нем присутствуют характеристики стихотворения:

 

фразы разделены на строки;

каждая начинается с заглавной буквы;

прослеживаются звуковые повторы.

Разновидности верлибра

 

Принято условное деление понятия на 3 вида.

 

а) Белый стих. Достаточно вспомнить драму «Борис Годунов» Пушкина. Рифмы нет, но строчки звучат напевно. Такой эффект достигнут использованием пятистопнопным размером ямба. Он регулирует звуковое построение строки, т.е ее ритм. Пушкин сетовал на малое количество рифм в русском языке. Со своим словарным запасом в 21 000 он порой сталкивался с проблемой подбора.

 

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ.

Как думаешь, чем кончится тревога?

 

б) Акцентный стих. Исходя их названия, ожидаем создания ритма расстановкой акцентов. В каждой строке количество ударных слогов одинаково, а число безударных разное. Эту форму любил В.В. Маяковский. Возьмите первую строфу стиха «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Рифма очень вольная, а главное ударное слово Нетте - единственное в последней строке. Его нужно обязательно выделять интонацией.

 

Я недаром вздрогнул.

Не загробный вздор.

В порт,

горящий,

как расплавленное лето,

разворачивался

и

входил

товарищ «Теодор

Нетте».

Это — он.

Я узнаю его.

В блюдечках — очках спасательных кругов.

— Здравствуй, Нетте!

Как я рад, что ты живой

дымной жизнью труб, канатов

и крюков....

 

в) Вольный стих. Часто его называют басенным. Нет никакой регулировки стопности. Вспомните «Лебедь, Щука и Рак» Крылова. Рифма прослеживается, а вот размер ударных слогов в строчках - разный.

 

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 

Особой разновидностью тонических стихов можно назвать дольники и тактовики.

 

-Дольник – это такой стих, в котором интервал между ударными слогами колеблется в пределах одного-двух слогов. Чередование односложных и двухсложных интервалов должно быть случайным. Дольник получил распространение в конце XIX – начале XX вв., в эпоху творческих экспериментов, называемую Серебряным веком. этим размером написаны, например, следующие строки:

 

Пока за лось, что мно го сту пе ней,

А я зна ла – их толь ко три!

Меж ду клё нов шё пот о сен ний

Попро сил: «Со мно ю ум ри!

«Песня последней встречи», А. А. Ахматова.

 

-Тактовик – ещё одна форма тонического стихосложения, при которой число безударных слогов, расположенных между ударными, составляет от одного до трёх. Этот размер также был популярен среди поэтов Серебряного века. Вот пример из стихотворения «Из газет» Александра Александровича Блока:

 

Под кра лись су мерки. Дет ские те ни

За пры гали на сте не при све те фона рей.

Кто -то шел по лест нице, счи та я сту пе ни.

Сосчи тал. И за пла кал. И посту чал у две рей.

 

В современной поэзии использование тонического принципа – не редкость. Вот пример из стихотворения молодого поэта, пишущего под псевдонимом Арчет. Оно не организовано в столбик, но имеет выраженную рифму и одинаковое количество ударений в отдельном отрезке стиха:

 

В дет стве мы все у ме ли ле тать. Я же у мел, то же. «Ну -ка не мед ленно пере стать, эт ого быть не мо жет!» – взрос лые гово ри ли мне. Я ковы рял стен ки. Кры лья, шур ша щие на спи не, глад или по ко лен ке.

 

Таким образом, видим, что тоническое стихосложение является вполне жизнеспособной системой, которая широко применялась и применяется сегодня различными авторами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: