МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




«Введение в историческую науку»

Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1 рабочей программы дисциплины.

 

1. Определите, к какому виду источников относятся перечисленные документы: письма, мемуары, дневники

1) Законодательные источники

2) Вещественные источники

3) Источники личного происхождения

4) Делопроизводственные документы

 

2. Расположите последовательно этапы источниковедческого анализа

1) Комментирование (вписывание в контекст эпохи)

2) Внешний анализ

3) Интерпретация

4) Выявление явных фактов

5) Выявление скрытой информации

 

3. Выберите из предложенных вариантов такую характеристику истории как науки, которую целесообразно использовать на вводном уроке по истории России, чтобы показать ученикам современные представления о специфике исторического познания

1) «История взяла на себя обязанность судить прошлое, поучать настоящее на благо грядущих веков. Эта работа не может служить источником вдохновения для таких возвышенных целей. Ее цель состоит только в том, чтобы показать то, что происходило на самом деле» (Л. фон Ранке)

2) «История – это не “объективная реальность”, раз и навсегда данная… История меняется не потому, что раньше ее кто-то “фальсифицировал”, а теперь наконец-то при снятии идеологического давления появилась возможность написать “подлинную историю”… Переписывание истории – это нормально, потому что та целостность, в которой мы определяем и оцениваем те или иные исторические события, меняется с ходом времени, включая в себя и наше недавнее прошлое, и настоящее с его надеждами на будущее» (О. М. Медушевская)

3) «История – не наука. Место ее среди муз» (Л. Н. Гумилёв)

4) «…Историки питали ребяческое и благоговейное почтение к “фактам”. Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый – это человек, который, приложив глаз к окуляру микроскопа, тут же обнаруживает целую россыпь фактов. Фактов, дарованных ему снисходительным провидением. Фактов, созданных специально для него, фактов, которые ему осталось лишь зарегистрировать» (Л. Февр)

 

4. Укажите фамилии историков согласно последовательности предложенного ряда их визуальных образов

А) Б)

В) Г)

А) Н. М. Карамзин

Б) И. Н. Данилевский

В) В. О. Ключевский

Г) Е. В. Анисимов

 

5. 12. Соотнесите тексты письменных исторических источников и их виды

  Из «Повести временных лет» В лето 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». АА Художественная литература
  Из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище»   Всю ночь гремела канонада, Был Псков обложен с трёх сторон, Красногвардейские отряды С трудом пробились на перрон.   И следом во мгновенье ока Со свистом ворвались сюда Германцами до самых окон Напичканные поезда.   Без всякой видимой причины Один состав взлетел к чертям. Сто три немецких нижних чина, Три офицера были там.   На рельсах стыли лужи крови, Остатки мяса и костей. Так неприветливо во Пскове Незваных встретили гостей! Б   Б Делопроизводственные документы
  Из протокола чрезвычайного общего собрания Самарского биржевого общества 6 сентября 1913 г. В Самаре средние годовые цены на нефтяное топливо в 1903 г. были 15 коп. за пуд, в 1910 г. – 29 коп., а в 1913 г – 56 коп. за пуд. С повышением нефти за последние месяцы до непомерной цены 63 коп. за пуд оказывается, что нефть, по сравнению с 1903 г. – 400 %... Можно быть уверенным, что некоторые владельцы промышленных и судоходных предприятий будут вынуждены при таких ценах на нефть сократить производство и даже ликвидировать свои дела… В В Законодательные акты
  Из «Русской Правды» 1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен. <…> 8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен. <…> 34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему. Г   Г Летописи

 

6. Определите последовательность изложения следующих этапов вводной (постановочной) части научного исследования

1) А. Анализ источников для исследования

2) Б. Определение цели и задач исследования

3) В. Историографический обзор

4) Г. Актуальность темы

 

7. Укажите название электронного ресурса, созданного при сотрудничестве Вольного исторического общества и Научно-исследовательского и просветительского центра «Мемориал» – цикла встреч-бесед с историками, комментирующими смысл и назначение своей профессии

1) «Исторический поединок»

2) «Арзамас»

3) «Историк у верстака»

4) «Постнаука»

 

8. Укажите автора монографии «Апология истории, или Ремесло историка»

1) Л. Н. Гумилёв

2) Марк Блок

3) С. М. Соловьёв

4) А. Я. Гуревич

 

9. Укажите правителя Московского царства, во время правления которого с экспедиции Ермака началось освоение русскими Сибири, что является актуальным в контексте региональной истории Сибири

1) Иван IV (Грозный)

2) Алексей Михайлович

3) Василий III

4) Иван III

 

10. Укажите, к какому историческому периоду относится законодательный источник «Русская Правда»

1) Опричнина

2) Смутное время

3) Киевская Русь

4) Эпоха Александра II

 

11. Определите вариант понимания исторической наукой «реконструкции прошлого» как опыта жизни людей во времени

1) Реконструкция ­– это выяснение того, «как было на самом деле»

2) Реконструкция –­ это интеллектуальное моделирование исторического факта

3) Реконструкция –­ это сбор документов, с допущением вымысла

4) Реконструкция –­ это подбор исторических источников

 

12. Определите, какое понятие не используется учеными-историками, реконструирующими образ прошлого

1) Факт

2) Событие

3) Время

4) Вымысел

 

 

13.Установите соответствие: укажите рядом с фамилией историка букву(ы), обозначающую(ие) написанные им произведения

ИСТОРИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Н. М. Карамзин 2. С. М. Соловьёв 3. В. Н. Татищев 4. В. О. Ключевский 5. М. Н. Покровский 6. И. Я. Фроянов 7. Л. Н. Гумилё A. «История государства Российского» в 12 томах Б. «История России с древнейших времен» в 29 томах B. «История российская с самых древнейших времен» Г. «Курс русской истории» Д. «Русская история в самом сжатом очерке» Е. «Записка о древней и новой России» Ж. «Киевская Русь: очерки социально-политической истории» 3. «Древняя Русь и Великая Степь» И. «Этногенез и биосфера Земли»

14. Сгруппируйте по четырем направлениям приведенные ниже афоризмы о смысле изучения истории. Проставьте соответствующую цифру рядом с именем автора афоризма

Направления:

1. История – собрание полезных образцов поведения

2. История – воспитательница моральных качеств человека

3. История – просветительница ума

4. История – занятие вредное и опасное

Афоризмы:

Плутарх: «Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю…».

Х. Г. Уэллс: «Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом “отравления историей”».

Леонардо да Винчи: «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов».

Н. М. Карамзин: «Историк напоминает деяния… Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели».

Поль Валери: «История является самым опасным когда-либо произведенным продуктом интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми».

Морис Дюверже: «Среди факторов национального сплочения ведущую роль, похоже, все-таки играет история… Каждый народ придает своему прошлому более или менее легендарный имидж, призванный оправдать его деяния и притязания. Преподавание истории во всех странах является, по сути дела, воспитанием патриотизма… в душах молодого поколения».

 

15. Определите по оглавлению, какой абсолютно необходимый раздел отсутствует в научной монографии

 
ГЛАВА 1. ГРАМОТНОСТЬ КРЕСТЬЯНСТВА СИБИРИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1.1. Развитие потребности крестьян в просвещении
1.2. Уровень и динамика грамотности сельского населения
ГЛАВА 2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА
2.1. Состояние деревенских училищ в Сибири
2.2. Участие сельской школы в агротехническом просвещении населения
ГЛАВА 3. КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ
3.1. Распространенность печатных изданий в селениях и круг чтения крестьянства
3.2. Школьные библиотеки в сибирской деревне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

16. Какие из приведенных утверждений отражают обыденное понимание предмета исторической науки?

1) История – это то, что было – происшествие, приключение, случай

2) История – совокупность событий, происходивших с участием людей во времени

3) История – образ событий в сознании их участников и потомков

3) История – ремесло людей, которые создают образы событий.

 

17. Разделите текст, посвященный развитию России во второй половине XIX в., на предложения и сгруппируйте их в три категории

«19 февраля 1855 г. на российский престол вступил император Александр II. По условиям реформы 1861 г. крепостные крестьяне освобождались с наделением их землей. Отмена крепостного права в 1861 г. серьезно ускорила социальную модернизацию страны. Модернизацией общества назовем здесь переход от типичных для Средневековья социальных отношений к обществу Нового и Новейшего времени. Правительство Александра III придерживалось консервативного курса в политике, но в то же время поощряло развитие капитализма в социально-экономической сфере. Капитализм – это общество, основанное на развитии частной собственности, на рыночных отношениях и наемном труде. В середине 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот и началась индустриализация. Индустриализация – перевод промышленности на индустриальную технику, создание крупного машинного производства. Традиционное сотрудничество России с Германией после Берлинского конгресса 1878 г. сменилось сближением России с Францией».

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
     
     
     

 

18. Какая периодизация отражена на представленной ниже ленте времени?

Средние века Новое время Новейшее время
V–XVI вв. XVII–XIX вв. XX–XXI вв.

1) История европейских стран

2) Глобальная история

3) История Сибири

4) История стран Востока

 

19. Укажите, какой термин используется для интерпретации истории как личного приключения

1) Эгоистория

2) Персональная история

3) Локальная история

4) История ментальностей

 

20. Определите по изображению тип источника и составьте соответствие

  А Устный
  Б Визуальный
  В Вещественный
  https://echo.msk.ru/files/2646158.mp3 Г Письменный

 

21. Сгруппируйте названные ниже методы исторического познания. Результаты занесите в таблицу (перечислите соответствующие цифры)

Общенаучные Специально-исторические
   

 

1) историко-генетический

2) историко-сравнительный

3) классификация

4) эксперимент

5) историко-типологический

6) историко-системный

7) диахронический анализ

8) ретросказание (ретроспективный метод)

9) моделирование

 

Шкала оценивания

«отлично» – 90–100 % правильных ответов (высокий уровень сформированности компетенций);

«хорошо» – 75–89 % правильных ответов (средний уровень сформированности компетенций);

«удовлетворительно» – 60–74 % правильных ответов (пороговый уровень сформированности компетенций);

«неудовлетворительно» – 59 % и меньше правильных ответов (компетенции не сформированы).

 

Составители: д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории В. А. Зверев; канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории З. П. Горьковская

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: