Сикхские обычаи и ритуалы




Джайнизм

Относится к числу так называемых неортодоксальных учений(настика), поскольку он отрицает непогрешимую святость Вед. Кроме того, джайнизм не признает жертвоприношений, не признает существование Бога-творца. Во многом джайнизм близок к буддизму. Так же как последний, джайнизм отвергает претензии брахманов на господствующее положение и сословно-кастовое общественное устройство, проповедует ненасилие, призывает своих последователей к отшельничеству и монашеской жизни.

В современной Индии джайнизм имеет ограниченное распространение(его исповедует приблизительно 0,5% населения).

Экономика Однако роль джайнов в социально-экономической жизни страны весьма заметна. Джайнам принадлежат ключевые позиции в экономике, поскольку многие из них занимаются торговлей и финансовой деятельностью, ювелирным делом. Санскритское название религии- джайна-дхарма(«Учение победителей»). Оно происходит от термина джина – «победитель»(имеется ввиду тот, кто «победил » свои страсти и вышел из сансары (круговорота жизней и смертей)).

Еще при жизни Махавира Джина, как его теперь стали называть, завоевал немалую популярность в некоторых областях Северо-Восточной Индии. У него появились ученики и последователи. Созданная Махавирой община включала монахов, монахинь и мирян.

Этапы истории джайнизма. Основные направления джайнизма.

Первые исторические сведения о джайнах относятся к эпохе Маурьев(322-185гг. до н.э.). Они содержатся в наскальных эдиктах императора Ашоки(273-232гг. до н.э.)

. В первых веках новой эры джайны переселялись на юг, в Декан, в результате чего джайнизм стал интенсивно распространяться в Южной Индии. Переселение послужило толчком для раскола, разделившего общину на два течения. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. Они стали называться дигамбары (одетые пространством, т.е. нагие), поскольку не носят одежды, что символизирует их неведение стыда и непривязанность к материальному. В противополжность им члены северной общины носили белые одежды, отсюда их название – шветамбары(одетые в белое).

В V веке джайнизм становится доминирующей религией, однако с XIII веке южноиндийский джайнизм начинает ослабевать и утрачивать свои позиции, что было вызвано мусульманскими завоеваниями Индии и усилении влияния индуистской традиции бхакти. Джайнизм проповедует суровый аскетизм и жесткий реализм в видении реальности. Поэтому религия аскетов не смогла конкурировать с новым всплеском индуизма, с его эмоциональным служением божеству (бхакти). Даже в самой общине джайнов происходит раскол по вопросу крайней аскетической позиции, связанной с ношением одежды. Последователи школы дигамбара («одетые небом») считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и что спасение при этой жизни для жен­щин невозможно. Школа шветамбара («одетые в белое») не соглашается с этими пунктами вероучения. Они рассматривали одежду как необходимость и даже признали женщину Малли в качестве одной из тиртханкар, что, естественно, оспаривается дигамбарской традицией. Первоначально оба направления существовали в рамках одной общины, но со временем разногласия стали усиливаться и в 79-82 годах до нашей эры привели к окончательному разделению на два направления.

Джайнские Агамы и Сиддханты- собрание канонич. текстов джайнизма. Предание говорит, что поучения Махавиры собрали его главныеученики, ганадхары, оформив в виде 14 лекций. Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одномутому наставлений, к-рые и образовали ядро джайнского канона. Эти 11 книг именуются "анга". 12-й анга, в к-рый были включены 14 лекций, утрачен. Исследователи этого собрания текстов, записанных только в V в. н. э.на языке ардхамагадхи, полагают, что мн. из них созданы на неск. столетий позже, чем считает традиция.Дигамбары вообще не признают канона, полагая, что в нем нет подлинных текстов, т. к. все они безвозвратноутрачены. Поэтому наиб, авторитетное изложение своего учения они видят в группе более поздних трактатов,написанных на пракрите и санскрите и разделенных на "четыре веды".

Первая из них, "Пратхамануйога",включает тексты, касающиеся в осн. "мировой истории", вторая, "Каранануйога", — космологические тексты, "Дравиануйога" — религ.-философские трактаты и "Чаранануйога" — тексты по этике и ритуалу.

Учения Махавиры были переданы нам ганадхарами в форме писаний (агам). Они были составлены в виде двенадцати частей, известных как двадашанги. Эти сочинения были доступны всем последователям джайнской веры, однако в течение очень долгого периода передавались только в устной форме

Основатель джайнизма – Вардхамана, получивший титулы Джина(«Победитель») и Махавира(«Великий герой»). Согласно джайнской традиции, он был двадцать четвертым провозвестником веры – тиртхаркаром(букв. «создателем брода [через океан бытия]») в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Сами джайны считают, что их религия зародилась в незапамятно далекие времена и ее первым провозвестником был Ришабха.

Легендарное жизнеописание Варджаманы во многих чертах сходно с жизнеописанием Будды Шакьямуни. Считается, что Вардхамана родился в 599г. до н.э.(по другим данным, в 540г. до н.э.) и был сыном вождя джнятриков(его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов, жившем в Вайшали. Так же как и Будда, он принадлежал к сословию кшатриев. Юность Вардхаманы протекала в царском дворце, где он не ведал никаких тягот и страданий. Он получил приличествующее царевичу образование, женился в положенное время, у него родилась дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул дворец и стал отшельником. Двенадцать лет он вел жизнь нищего странника-аскета, обходясь без одежды и почти без пищи. Вардхамана подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался йогой, участвовал в философских диспутах. По истечении этого срока он обрел Высшее Знание(кеваладжняна) и стал «Победителем»- Джиной. В течение 13 лет он проповедовал свое учение. Махавира окончил свое земное существование на 72-м году жизни(527 или 468гг. до н.э.) в местечке Пава, которое стало после этого священным местом паломничества.

Джи́на Махави́ра (в буддийских писаниях известен под именем Нигантха Натапута, VI век до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи, правителя племени личчхавов и Тришалы, сестры Четаки, правителя Вайшали. Младший брат Нандивардханы. При рождении получил имя Вардхамана. Имя Махавира (великий воин, санскр.) получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает победитель, то есть тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Родился в 599 году до н. э. в Кундапуре, предместье города Вайшали, умер в 527 году до н. э. в Павапуре. Происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев. Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. Через два года после кончины родителей, с согласия старшего брата, ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени и однажды, как говорят джайнские каноны, достиг всеведения. После этого он основал собственное учение, которое, несмотря на внутренние неурядицы, закрепилось в Индии и за её пределами; оно и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Основным принципом его учения является ахимса. Махавира скончался («ушёл в нирвану», как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны) в семидесятидвухлетнем возрасте.[1]

В джайнизме словом «джива » обозначаются вечные духовные сущности, чрезвычайно многообразные, заполняющие собой всю вселенную. К категории джива относятся не только люди, животные, божества, но и души растений и неорганических объектов, таких как металлы, камни, а также элементов огня, земли и пр. (в отличие от индуизма). Дживы отличаются количеством органов чувств. Низшие обладают только осязанием, люди и боги обладают шестым органом чувств (манасом) и являются разумными. Внутренней сущностью всех джив является сознание. В неорганических телах сознание пребывает в скрытом латентном состоянии, в органическом теле оно деятельно, активно (в сравнении с пассивным пурушей индуизма). Дживы заполняют собой все пространство физических тел. Считается, что они сжимаются и расширяются в соответствии с тем объемом тела, в которое они воплотились. Дживы находятся в эволюционном развитии от полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Душ, находящихся в состоянии нигода, огромное количество. Они образуют целые колонии тонких растений, имеющих общее питание и дыхание, которые наполняют собой весь мир. Из них выходят души, замещающие вакансии сущностей, достигших освобождения. Считается, что все освободившиеся места от безначального прошлого до настоящего времени были заполнены только частью одной нигоды. Исходя из этого, мир не может лишиться живых существ, или это случится в очень отдаленном времени. Поэтому вопрос о конце земной жизни джайнами не обсуждается. Выделяют нитья сиддха – вечно совершенные дживы, мукта – освобожденные дживы и баддха – зависимые дживы. Первые два класса джив не будут воплощены, они смогли очиститься, и пребывают в состоянии совершенства, абсолютно независимо от всего мирского. Они являютя чистым бытием и бесконечным сознанием, обладают идеальным совершенным познанием (анантадджняна), бесконечным восприятием (анантадаршана), бесконечной силой (анантавирья), бесконечным блаженством (анантасукха). Божества, по своему статусу, стоят ниже освобожденных душ. Дживы, блуждающие в самсаре, могут иметь либо «пищевое» тело (аударика), которым обладают земные существа, либо «изменчивое тело» (вайкрия), меняющееся по желанию владельца. Эти тела получают разные астральные сущности, божества и демоны. Люди, развившие в результате своих духовных практик сверхъестественные способности, эманируют «выделяемые тела» (ахарака). Кроме тела джива имеет ауру (лешья). Она представляет собой ореол, окружающий всякое живое существо и характеризует уровень нравственного совершенства личности, чем она светлее, тем джива совершенней.

Причиной воплощения дживы является особый вид субстанции – карма, которой насчитывается 97 видов, разбитых на 8 групп.

По воззрениям джайнов карма является тонким видом материи, которая проникает в душу и загрязняет ее. Карма вызывается различными действиями, которые дают свои последствия – негативные, позитивные или нейтральные. Реализованная карма удаляется из души, очищая душу, но новая наработанная карма загрязняет ее вновь. Многочисленные кармы формируют особое тело – кармашарира. Одни виды кармы создают препятствия познавательной деятельности и обусловливают неведение собственной духовной сущности (джнянанаварания); другие – закрывают интуицию (даршанаварания); третьи – скрывают блаженную природу души и порождают зависимость от удовольствия и страдания (ведания); четвертые – нарушают правильное отношения к эмоциям, привязанностям и вызывают сомнения, ошибки, различные психические нарушения (мохания). Оставшиеся четыре вида кармы определяют продолжительность жизни в данном теле (аюшка); различные характеристики тела (нама); национальность, касту, семейное и социальное положение индивида (готра); препятствие в проявлении энергии души, сострадании и добродетели (антарая). Вся совокупность карм видна на цветах лешьи, которые бывают черного, синего, серо-сизого, оранжевого, розового, белого цветов, в зависимости от степени кармической загрязненности. В свою очередь, сиддхи, очистившие свои кармы, лешьи не имеют.

Целью джайнизма является освобождение дживы от кармического вещества, тем самым следует трансформация самсарного дживы в освобожденного сиддху. Свободный от материи джива называется Атманом, который, по своей сути, есть чистое сознание, не испорченное материей. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение. Такое состояние достигается, когда все слои кармы удалены, и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, выше богов и потоков трансмиграции, где душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокшав джайнизме определяется как освобождение, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. В вероучении джайнов отсутствует вера в Бога-творца, некий Абсолют, поэтому идею растворения и соединения с неким безличностным началом джайны опровергают.

Духовный путь джайнизма обусловлен последовательным эволюционным развитием души, когда они получают лучшие рождения в соответствии с количеством личной кармы, которую они смогли удалить за время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Постепенно душа освобождается от груза кармы, тянущей ее вниз и поднимается в более легкие слои, к вершине вселенной, где пребывают освобожденные души.

.Согласно воззрениям джайнизма, джива представляет собой сознание, отяжеленное кармической материей и ограниченное ей. Каждое сознание вечно и индивидуально и каждый человек должен предпринять свои собственные усилия для очищения его и последующего освобождения. Карма может быть преодолена только очищением, покаянием и аскетизмом. Духовный путь джайна лежит через жесткую аскетическую дисциплину и строгое религиозное послушание. Он основан на трех драгоценностях (ратнатрая):правильном воззрении (даршана), правильном познании (джняна) и правильном поведении (чаритра).

Правильное воззрение обусловливает видение мира как дуалистические отношения субстанций – живое (джива ) и неживое(аджива), связанных кармой. Фиксируются определенные этапы взаимоотношения живого и неживого: притекание карм к душе, опутывание души кармами, остановка карм, уничтожение карм, освобождение (мокша). Если сознание не окрашено гневом (кродха), гордыней (мана), хитростью (майя), жадностью (лобха), то все притекшие кармы отпадают, не внедряются в душу. В противном случае кармы вступают в связь с кармическим телом и влияние их проявится в последующей судьбе дживы. Защита от внедрения карм лежит в принятии религиозных обетов, а искоренение накопленного кармического вещества строится на внешнем и внутреннем подвижничестве.

Правильное познание сводится к движению от ограниченного знания, дающему начальные возможности познания себя, правильное понимание цели и использование эффективных средств для этого, к совершенному всепознанию, наступающему только при освобождении. Средств познания выделяется пять: обычное чувственно-логическое познание (мати); познание с помощью знаков, символов или слов авторитетного учителя (шрута); ясновидение (авадхи); телепатия (маннах-парьяя); всеведение очистившихся душ (кевала). Первым трем способам познания присуще ошибаться, последние два считаются абсолютно правильным источником.

Этика. Совершенное поведение относится к этической составляющей учения и предполагает самосовершенствование, проходящее через четырнадцать ступеней. Миряне джайны могут развиваться только до 11 ступени, чтобы пройти на следующий уровень, следует принять посвящение в монашество. Монашество делится на несколько категорий: садху (простой монах), упадхьяя (наставник), ачарья (настоятель), тиртханкар, сиддха.

Образ жизни всех джайнов – это постоянная работа над собой (изучение священных текстов, йога, жесткий самоконтроль). Все джайны принимают пять обетов. Первым и важнейшим обетом является непричинение вреда живому (ахимса) представляет собой не просто безвредность, но и является положительной добродетелью в отношении всего живого. Поэтому джайны не употребляют в пищу мяса, рыбы, яиц, некоторых видов растений, содержащих много семян. Запрещены виды деятельности, которые могут навредить живому (земледелие, строительство, металлургия и др.). Вторым обетом выступает милосердие и правдивость речи (сатья). Третий – не воровство и честный способ зарабатывания денег (астья), четвертый – не стяжательство (апариграха). Пятый обет (брахмачарья) следует понимать не просто как целибат, но и самоотречение от всех живых интересов.

Соблюдения абсолютного целибата и бедности придерживаются только монахи. При этом аскеты-дигамбары отказываются даже от одежды. Следует отметить, что сознание обычного человека сразу же проявляет различение между обнаженным и одетым человеком и чувство стыда. Этот факт характеризует неразвитость сознания и весьма далекие перспективы освобождения от самсары. Джайнская этика также выделяет греховность, которой считается химса (агрессия), неверность, нечестность, невоздержанность, жадность, гнев, самомнение, хитрость, скупость, ненависть, злословие, клевета, лицемерие и прочие. Духовные заслуги вызывают терпение, смирение, простодушие, чувство удовлетворенности, добродетельные дела и забота об окружающих. Удовольствие считается источником греха, а терпение высшей добродетелью. Следует развивать в себе безразличие как к удовольствию, так и к страданию. Строгая дисциплина джайнов доходит до крайних форм тапаса – ритуального самоубийства. В отличие от многих религиозных систем мира, в джайнизме допускается религиозное самоубийство (саллекхана-врата) – оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. Однако быстрые способы самоубийства считаются неприемлемыми, поскольку приводят к демоническим воплощениям. Предписывается крайний пост и постоянное удержание в сознании некоторых священных мантр, и только тогда во время смерти становится достижима мокша.

Мифологическая картина мироздания близка общеиндийской и включает три мира, представленных в виде трех усеченных пирамид. Верхний мир (урдхвалока), имеет форму двух пирамид, повернутых основаниями друг к другу. Вершина средней пирамиды покоится на вершине пирамиды нижних миров. В точке соприкосновения средней и нижней пирамиды находится средний мир (мадхьялока).

Нижний мир (Аддхалока) представляет собой 8400000 горячих и холодных адов, в которых отрабатывают дурную карму грешники в течение миллионов и миллионов лет. Ады расположены семью слоями и время в них протекает по-разному – максимальное время пребывание в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащем слое. Кроме страдающих обитателей адских земель подземные миры населяют божества бхаванавасины («во-дворцах-живущие») и вьянтара («блуждающие»). Последние обитают прямо на границе адов и срединного мира. Большинство из них вышли из индуисткого мифологического комплекса.

Средний мир представляет собой землю со всеми ее обитателями, расположенных на 8 кольцеобразных континентах, разделенных океанами, с центром вокруг святой горы Меру. Божественные сущности джйотишка («светила») обитают в пространстве между землей и верхним миром. При этом, срединные миры являются ключевыми, поскольку именно здесь притекает кармическое вещество к душе и джива может сознательно избавляться от нее.

Верхний мир состоит из 10 (у шветамбаров) и 11 (у дигамбаров) слоев, подразделенных на 62 или 63 подслоя соответственно, которые представляют собой самостоятельные небесные царства. В центре каждой небесной сферы находится дворец владыки (индрака-вимана), от которого лучами по сторонам света лежат дворцы его подчиненных. Там пребывают различные божества джайнизма класса вайманика («небесные»). Важной характеристикой божественных обитателей небес является цвет лешьи, обусловленной кармической чистотой каждой сущности.

Над верхним миром располагается высшая область (Сиддхашила) – это место пребывания в вечности тиртханкар и сиддхов – освободившиеся души из опутывающей кармы и адживы, сохраняющие свою индивидуальность.

Эти миры существуют вечно и неизменны, только область среднего мира подвержена ритмическим изменениям – прогрессу и регрессу. Джайнистская космология не поддерживает эсхатологические воззрения индуизма. Мир проходит через бесконечно сменяющих друг друга гигантских периодов нисходящего и восходящего развития (от беззаботности золотого века через упадок и страдание к деградации и кризису, а затем все в обратном порядке). В каждом из полуциклов есть своих 24 тиртханкары. В настоящий период уже была проявлена вся духовная линия тиртханкаров, из которых мудрец-аскет Махавира был последним. Теперь в течение 21 тысячи лет будет самое худшее время, и когда упадок достигнет своего предела, цикл сменится периодом восходящего развития, в котором проявятся свои 24 тиртханкары, а также 12 чакравартинов (идеальных правителей) и 9 триад героев (типа Рама-Лакшмана-Равана).

 

Вероучение джайнизма имеет значительный анимистический компонент, душой наделяются не только животные, но и растения, явления природы. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны и делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные от перерождений. Целью джайнизма является реализации изначальной чистоты души от кармических пут, что позволяет освободится от страдания и самсарического бытия.

Вся вселенная состоит из материи, физической основы мира, и имеет атомистическую структуру. Все физические объекты, воспринимаемые чувствами, состоят из атомов (ану) – бесконечно малых, первичных, вечных элементов. Они бывают тонкими и грубыми, бесчисленное количество тонких атомов занимают пространство более грубого атома, формируя ее различные свойства. Все материальные вещи порождаются сочетанием атомов, которые могут взаимопритягиваться, образуя соединения при их несхожести. Скандхи (соединения) непостоянны, поскольку атомы постоянно изменяются, приобретая новые свойства. Из этой особенности атомов следует положение о том, что не существует первоэлеметов земли, воды, огня и воздуха. Различные элементы дают однородные атомы путем различных комбинаций.

Культовая практика джайнизма включает ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовую службу.

Ритуалы мирян включает шесть ежедневных обязанностей: самайика – восхваление тиртханкаров; поклонение учителям и аскетам; покаяние в совершенных проступках; отказ от намерения совершать вредоносные действия; временное отречение от тела и принятие благочестивого образа жизни.

Дополнительно принимаются множество обетов – вести монашескую жизнь в течение некоторого времени, выполнять практики отшельничества и молчания, проводить ежедневные медитации, двухдневные строгие посты в неделю. Ряд ритуалов близки общеиндийским. Например, обряды подношения огня, в память о сожжении тела Ришабхи, а также ритуалы жизненного цикла джайна, направленных на увеличение благих качеств и защиту от негативных воздействий (рождение ребенка, имянаречение, начало обучения (упаяна) и его окончание, брак, ритуалы смерти и погребения).

Кроме этого, к религиозной жизни джайна относятся принесении даров, отмечание праздников (Дивали, Парьюшана – аскетического времени для мирян, Сиддха-чакра-пуджа – починание всех святых и т.д.), посещении храмов и мест силы, паломничества к местам рождения, просветления и смерти тиртханкар. Места, где джайнские аскеты совершали обряд саллекханы (добровольной голодной смерти) начинают обладать особой силой. Святой аскет, ушедший в состоянии самадхи, открывает своим уходом в том месте прямой путь в трансцендентную реальность. Наиболее известными центрами массового паломничества являются храмовые комплексы Вимала Васахи (XI в.), посвященный первому тиртханкару Ришабхе, и Луна Васахи (XIII в.), посвященный двадцать второму тиртханкару Неминатхе, на горе Абу (юго-запад Раджастхана), а также храмы священной горы Гирнар (Саураштр) и другие

Ритуалы монахов и аскетов подразделяются на ежедневные (молитвы, процедуры очищения, медитации, чтение текстов, внутренние духовные пуджи, сбор подаяния, обдумывание совершенных прегрешений и раскаяние о неблагих своих деяниях) и специальные (обряды инициации на каждой ступени духовного пути). Первые три уровня длятся девять лет, и в течение этого времени человек может вернуться в мир и выполнять обязанности домохозяина. Если же все испытания были выдержаны, то проводится ритуал полного посвящения в монашество, обряд удаления волос с головы (кешалунчана) путем их выщипывания; потом дается новое имя, совершаются обряды поклонения своему гуру и монашеской общине.

Храмовое служение состоит в почитании тиртханкар – статуй мужчин, обнаженных или окутанных тканью и убранных драгоценностями, золотом, сидящих в позе лотоса. Пуджари (жрецы храмов) ежедневно окрашивает их тела специальной пастой, выполняет храмовые пуджи, сопровождаемые чтением мантр и религиозных гимнов, подношение цветами, огнями, курениями и другое.

 

Джайнизм отрицает существование бога-творца, признает существование множества божеств, дэвов и асуров, которые, в отличие от индуизма, не находятся в противоборствующих отношениях. Все божества составляют четыре больших племени: бхаванавасины («во-дворцах-живущие»), вьянтара («блуждающие»), джйотишка («светила»), вайманика («небесные»). Особым классом божеств являются локантики («на рубеже мира»), которые ждут человеческого воплощения, чтобы достичь мокши. Среди божеств присутствует строгая иерархия, среди них выделяются индры – правители, саманника – аристократия, траястримша – высшие государственные служащие, паришадья – придворные, атмаракша – гвардия, локапала – полиция, айика – армия, пракирнака – торговцы и ремесленники, абхийогья – слуги, килбишка – чернь. Все божества подвластны закону воздаяния и каждый отрабатывают свою карму. Джайнизм не считает божеств выше самосовершенствующегося человека, искореняющего прошлую карму и ненарабатывающий новую. Джайнизму призывает к всеобщей ахимсе, которая рассматривается как сострадание и любовь, почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах.

Высшими существами, единственными объектами поклонения джайнов являются тиртханкары, особенно три последних (Ариштанеми, Паршванатхе, Вардхамана), образ каждого отмечен цветовой символикой, ему соответствует какое-то животное, созвездие и есть богиня – покровительница. Все освобожденные души считаются выше богов, преодолев все мирские несчастья и пройдя путь самосовершенствования, джины – победители полностью разрывают все связи с миром, становятся абсолютно бесстрастны и безразличны к миру. Поэтому эмоциональное служение тиртханкарам бесполезно, они не проявят милосердие и не пошлют помощь в трудных жизненных ситуациях. Только размышление, осознание собственного «я» и строгая аскетическая дисциплина приведет душу к освобождению. Подобные установки в вероучение отнюдь не способствуют популяризации джайнизма. Хотя определенные компромиссные элементы возникают, в частности начинают почитаться джайнами некоторые индуистские божества. Так, когда ряды джайнизма пополнились приверженцами Кришны, то были установлены взаимосвязи между двадцать вторым тиртханкарой Ариштанеми и Кришной. Согласно другим представлениям, Вишну после своего воплощения в Раму становится сиддхом и прочие.

 

Основные направления джайнизма

Учения Махавиры были переданы нам ганадхарами в форме писаний (агам). Они были составлены в виде двенадцати частей, известных как двадашанги. Эти сочинения были доступны всем последователям джайнской веры, однако в течение очень долгого периода передавались только в устной форме. Примерно через 160 лет после нирваны Махавиры двенадцатая анга была утеряна и джайны разделились на две группы: шветамбаров и дигамбаров. Монахи-шветамбары носили белые одежды, а дигамбары не носили одежду вообще.

В течение последующих веков дигамбары разделились на следующие подсекты:

Главные подсекты:

1. Бисапантха.

2. Терапантха.

3. Таранапантха, или Самамнаяпантха.

Второстепенные подсекты:

1. Гуманапантха.

2. Тотапантха.

Последователи бисапантхи поддерживают дхарма-гуру, т.е. религиозных руководителей, известных как бхаттараки, которые также возглавляют джайнские монастыри. В своих храмах бисапантхи поклоняются статуям тиртханкаров, а также Кшетрапале, Падмавати и другим богам. Сегодня почти все дигамбара-джайны из Махараштры, Карнатаки и южной Индии, а также значительная часть дигамбаров Раджастхана и Гуджарата являются последователями бисапантхи.

Секта терапантха возникла в северной Индии в 1683 году эры Викрама в результате недовольства властью и поведением бхаттараков, т.е. религиозных руководителей дигамбаров. В своих храмах терапантхи устанавливают лишь изображения тиртханкаров, а не Кшетрапалы и прочих богов. Кроме того, они почитают изображения не цветами, фруктами и зелёными овощами, а священным рисом, называемым «акшата», гвоздикой, сандалом, миндалем, сухими кокосами, финиками и т.д.

Терапантхи являются реформаторами. Они возражают против различных религиозных практик других сект, которые, по их мнению, не могут быть подлинно джайнскими практиками. В историческом контексте Терапантхи выполнили важную задачу по спасению дигамбаров от рук своевольных бхаттараков и потому занимают особое место среди дигамбарского сообщества.

Подсекта таранапантха названа в честь учителя Таранасвами. Эта подсекта также называется самамнаяпантха, поскольку её последователи поклоняются священным книгам (самамная), а не изображениям. Таранапантхи сурово осуждают поклонение изображениям, но сами имеют собственные храмы, в которых держат священные книги для поклонения. Во время поклонения они не подносят ни фруктов, ни цветов. Помимо священных книг дигамбаров они также поклоняются 14 книгам, написанным их основателем Таранасвами. Таранапантхи придают большое значение духовным ценностям и изучению священной литературы.

Согласно секте Гуманапантха, зажигание свечей и ламп в джайнских храмах строго запрещается, поскольку они считают это нарушением фундаментального учения джайнской религии - ненасилия. Они лишь посещают храмы и смотрят на статуи, но не делают никаких подношений.

Тотапантха возникла из-за разногласий между бисапантхами и терапантхами.

Подобно дигамбарам, шветамбары также разделены на три основные подсекты:

1. Муртипуджака.

2. Стханакваси.

3. Терапантхи.

Первоначальная группа шветамбаров известна как муртипуджака, поскольку они поклоняются изображениям. Они предлагают своим статуям цветы, фрукты, шафран и т.д. и неизменно украшают их богатыми одеждами и искусными орнаментами. Их аскеты при разговоре закрывают рот белыми повязками, хотя иногда держат их в руках. Они живут в храмах или специально отведённых строениях, известных как упашрая. Они собирают пищу в чаши в домах домохозяев, но принимают её там, где живут.

Главным принципом секты Стханакваси был отказ от идолопоклонения. Помимо вопроса о поклонении изображениям, стханакваси не сильно отличаются от прочих шветамбаров, и сейчас они неизменно называют себя шветамбара-стханакваси. Тем не менее, между стханакваси и муртипуджака-шветамбарами существуют определённые различия в выполнении некоторых религиозных практик. Стханакваси вообще не верят в поклонение изображениям и, как таковые, не имеют храмов, а лишь молитвенные залы, где они и проводят свои посты, праздники, молитвы, практики, дискуссии и т.д. Кроме того, аскеты-стханакваси постоянно закрывают рты повязками, и не используют повязок каких-либо цветов, кроме белого.

Подсекта терапантхи выделилась из стханакваси. Её основал Свами Бхикканаджи Махарадж. Терапантхи также не поклоняются изображениям и представляют собой хорошо организованную группу под руководством одного ачарьи. Аскетизм терапантхов считается очень строгим. Одежда их монахов и монахинь похожа на одежду стханаквасинов, но есть разница в длине мухапатти - белой повязки, которой они закрывают рот. Терапантхи считают, что поклонение изображениям не ведёт к освобождению и придают большое значение практике медитации. Появление терапантхов было последним большим расколом среди шветамбаров, и это движение становится всё более популярным.

Буддизм и джайнизм отрицают существование какой-либо разумной первопричины, чтут обожествленных святых, имеют духовных лиц, соблюдающих безбрачие, и считают за грех лишить жизни животное по любой причине.

Храмовые ритуалы джайно (пуджа) схожи с индуистскими ритуалами. В джайнизме широко практикуются различные медитативные практики, строгие посты, покаяния и паломничества к святым местам, но коллективные и индивидуальные культовые действия мирян и монашества имеют ряд различий. Объектами культа в джайнизме являются 24 тиртханкара во главе Джины Махавирой, день рождения которого является главным религиозным праздником джайнов.

Эта религия откололась от брахманизма, как и буддизм. Как и последний, она выросла в Магадхе, и ее основатель, как и Гаутама, был из варны воинов; это был Вардхамана, прозванный Махавирой («Великим героем») и Джиной («Победителем»), откуда и название самой религии. Буддизм и джайнизм поражают своим сходством, которое объясняется тем, что источник был один и тот же. У обоих конечная цель — нирвана, но у буддистов — это угасание, у джайнов — удаление из тела в иное, блаженное бытие. Мораль налагается на верующих одна и та же. Пятикратная клятва джайнов предписывает: святость жизни животных; отказ от лжи («она происходит от страха, жадности и легкомыслия»), отказ брать вещи, «не данные»; осуждение прелюбодеяния, чистоту и свободу от мирских привязанностей, в том числе от собственности. Особенно джайнизм строг к принципу святости животного, и ему принадлежат те курьезные учреждения (пинджранолы, или госпитали для животных), где призреваются и кормятся животные до червей включительно. Будда не придавал значения аскетизму, между тем как среди джайнов он существует, и часто в очень отталкивающей форме.

СИКХИЗМ

История сикхизма — одной из самых молодых религий мира — насчитывaeт пять веков. По историческим меркам это не такой уж большой срок. Тем не менее эти столетия вместили в себя многое: зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в конце XV- начале XVI вв., дальнейшее формирование учения при девяти последующих гуру в XVI — XVIII вв., расцвет, трансформацию и возникновение современных форм сикхской религии. Религиозно-реформаторское учение Гуру Нанака благодаря простоте и доступности проповедуемых принципов, предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении, например, с индуизмом) пути спасения, а также что немаловажно — своему оптимистическому настрою привлекло к себе много единомышленников.

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СИКХИЗМА

 

Тревожным и смутным был для Индии XV век. Делийский султанат — одно из крупнейших азиатских государств средневековья — в этом столетии поистине не знал покоя. Менялись династии, новые правители приходили один за другим, уничтожая своих предшественников и всё, что было связано с их памятью. Не случайно XV век учёные называют «глухим столетием» индийской истории: слишком мало дошло до нас документов (хроник, биографий мусульманских правителей), созданных в Индии именно в этот период. В 1451 г. на смену четырём тюркским династиям, правившим в Дели с начала XIII в., пришла афганская династия Лоди. Н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: