Основные нормы употребления деепричастных оборотов




СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Правила согласования подлежащего и сказуемого:

1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.

2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.

3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.

Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в ед. ч.: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.

5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:

1) грамматическое: сказуемое ставится в ед. ч.

(Большинство граждан России пришло на выборы);

2) согласование по смыслу (Большинство граждан

России пришли на выборы)

Форма множественного числа предпочтительна:

1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших

национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);

2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);

3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).

4) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);

5) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);

6) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)

Форма единственного числа предпочтительна:

1) при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в ед. ч. (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)

2) если подлежащее выражено сложным существительным с первой частью «ПОЛ»: Прошло погода;

3) если подлежащее выражено сочетанием составного числительного, оканчивающегося на «ОДИН», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро.

4) если подлежащее выражено сочетанием существительного со значением определенного количества (пара, двойка, сотня и т.п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг.

5) если подлежащее выражено словом или сочетанием слов с предшествующими ограничительными частицами только, лишь, всего и др.: На лекции присутствовало только двадцать восемь студентов.

Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей- квартира В. Высоцкого интересен всем)

Основные нормы употребления деепричастных оборотов

1. Деепричастный оборот должен СООТНОСИТЬСЯ по смыслу и со сказуемым, и с подлежащим, т. е. и основное, и добавочное действия должно совершать одно и то же лицо (предмет): Я иду по аллее, слушая птиц, на все лады заливающихся в солнечном саду (И. Бунин). (Я иду и я слушаю.)

2. Деепричастный оборот можно употреблять в безличном предложении в том случае, если в составе сказуемого есть инфинитив: Думая о будущем, нельзя забывать о прошлом.

3. При описании добавочного действия, предшествующего основному, употребляются деепричастия совершенного вида: Прочитав рукопись рассказа М.Булгакова, Зайцев передал её Вересаеву (М. Чудакова). (Сначала прочитал, затем передал.)

При описании добавочного действия, сопутствующего основному, употребляются деепричастия несовершенного вида: Сонно ползали пчёлы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу.

Основные нормы употребления причастных оборотов

1. Причастный оборот должен находиться либо перед словом, к которому относится, либо после него: Снимки фотоохотника – это бескровные трофеи, запечатлевшие птиц и зверей.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, нужно правильно согласовывать со словом, к которому данный оборот относится: Сергей Андреевич присел на высокую межу (какую?), заросшую икотником и полевою рябинкою.

Нормы употребления причастного оборота действуют и по отношению к адъективному обороту, т. е. сочетанию прилагательного с зависимыми от него словами: А как красива моя река в утреннем тумане (каком?), слегка розовом от первых лучей солнца!

 

 

Нормы управления

1. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: * Разъяснение о допущенных ошибках (вместо: Разъяснение допущенных ошибок), показатели по использованию энергии (вместо: Показатели использования...), *оперировать с точными фактами (вместо: Оперировать точными фактами) И т. п.

2. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги – В деле, по линии, в части, за счет И др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: В части удовлетворения запросов молодежи, в деле изучения литературных произведений И т. п.

3. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги Ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря И др. Однако следует говорить Ввиду предстоящего отъезда, А не Вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать Вследствие прошедших дождей, А не Ввиду прошедших дождей (явление относится к прошлому). Не потерял своего лексического значения и предлог Благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: Благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарища И т. п. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: * "Понесены большие убытки благодаря пожару".

4. Предлоги Благодаря, согласно и вопреки Употребляются с дательным падежом имени.

5. Предлоги ВНа И их антонимы ИзС Могут употребляться в синонимическом значении: Ехать в поезде – на поезде, вернуться с кухни – из кухни:

– предлог В, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-нибудь (с предложным падежом);

– предлог На Соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности;

– предлог Из Имеет значение «изнутри»;

– предлог С – значение «с поверхности».

Ср.: В столе, на Столе, из стола, со стола.

6.Если речь идет о какой-нибудь территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог В: находится в поле; Если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог На: находится на поле, во дворе (окруженное забором или домами пространство) – На дворе (вне дома: На дворе сегодня холодно).

7.С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог в: В Туле, в Кировском районе, в Московской области, в Узбекистане, в Индии И т. д.

Сочетание На Украине Возникло под влиянием украинского языка (ср.: На Полтавщине, на Черниговщине) И поддерживается выражением На окраине.

8. С названием гор употребляется предлог На: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: В Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы, и степное пространство).

9. При названиях предприятий употребляется предлог На: на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе.

10. При названиях учебных заведений употребляется предлог В: в институте, в училище, в школе; При названиях частей учебного заведения – предлог На: на филологическом факультете; на 3 курсе (но: В аудитории, в 3 классе – под влиянием представления о закрытом помещении для занятий).

11. При названии зрелищных предприятий установилось такое употребление: В театре, в кино, в цирке, Но: На концерте, на опере, на представлении, на сеансе.

12. При названии средств передвижения возможны варианты: В поездеНа поезде, в трамваеНа трамвае, в. метроНа метро (более общее значение имеет предлог На).

13. Для указания обратного направления предлогу В Соответствует предлог Из, Предлогу На – предлог С: поехали на УкраинуВернулись с Украины, поехал в БелоруссиюВернулся из Белоруссии.

14. После переходных глаголов С отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: Не читал этой книгиНе читал эту книгу.

Родительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

1) в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы Ни Или местоимением и наречием с этой частицей: Не Люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; никогда никому не доверял своей тайны;

2)При разделительно-количественном значении дополнения: Не приводил примеров, не знает дат, не Сделал вычислений, не понял многих слов, не достал тетрадей, не принимает мер;

3) после глаголов Видеть, слышать, думать, хотеть, чувствовать, ждать И т. п., обозначающих восприятие, желание, ожидание и т. д.: Не слышал крика, не чувствовал желания, не видел опасности, не ждал прихода;

4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не Теряет времени,

не имеет желания, не скрывает подозрений, не осуществляет контроля, не объясняет правил, не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

1) для подчеркивания конкретности объекта: Не Прочитал книгу, которую ему Рекомендовали;

2) при одушевленных существительных, при собственных именах: Не любит свою дочь, не наказывала Петю;

3) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту Книгу я не возьму;

4) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Не Читал эту газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число);

5) при двойном отрицании: Нельзя не Признать силу его доводов (основной смысл высказывания – утверждение, а не отрицание);

6) при наличии наречий со значением ограничения: Едва не Потерял терпение, чуть не пропустил урок;

7) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: Не Нахожу эту книгу интересной;

8) во фразеологических оборотах: Не скалить Зубы;

9) если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: Не Хотел читать эту книгу, не могу признать его правоту;

10) дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: Не Часто слушаю музыку, не вполне усвоил урок;

11) после глаголов с приставкой Недо-, Не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: Недовыполненный план.

15. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: Беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь; упрекать в чем-нибудь – порицать за что-нибудь; отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь; обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь; удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь; превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь; уверенность в чем – вера Во что.

16. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков:

Бросить камень (значение объекта: Бросить камень в воду) – бросить камнем (значение орудия действия: Бросить камнем в собаку);

17. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, выбор нужного падежа зависит от смысла:

– обеспечить (кого)/(что) (чем) Значит "снабдить в необходимых размерах": Обеспечить школьников учебниками, обеспечить промышленность рабочей силой;

– обеспечить (кому)/(чему) (что) Значит "гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным": обеспечить больному Хороший уход, обеспечить гражданам право на труд.

18. Нельзя сочетать в одном предложении Родительный субъекта и Родительный объекта. Первый указывает на производителя действия (Выступление докладчика, приезд делегации), второй На объект действия (Чтение книги, подбор иллюстраций).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: