Федотов Т.П. (1886—1951), русский философ, историк, публицист 269-270
Фома Аквинский (1225—1274), средневековый католический философ 289
Франк С.Л. (1877—1950), русский философ 271
Франклин Б. (1706—1790), американский политический деятель и публицист
293—294
Фрейд 3. (1856—1939), австрийский психиатр и невропатолог, создатель
психоанализа 313, 314, 321, 335, 383.
Фромм Э. (1900—1980), немецко-американский философ, психоаналитик 230-
231, 235-238, 266
Фурье Ш. (1772—1835), французский социальный мыслитель, утопический
социалист 314—315
Цицерон М.Т. (106—43 до н.э.), римский мыслитель, оратор, политический
деятель 9
Чаадаев П.Я. (1793—1856), русский философ 307
Чернышевский Н.Г. (1828—1889), русский философ, писатель-публицист,
утопический социалист 159, 161, 287, 400
Швейцер А. 43, 205-222, 373, 374
Шефтсбери А.Э.К. (1671—1713), английский моральный философ 27
Шиллер Ф. (1759—1805), немецкий поэт, философ, теоретик искусства и
нравственного воспитания 150
Шопенгауэр А. (1788—1860), немецкий философ 173, 174, 196, 197, 217, 290,
343, 345
Шпееман Р. (р. 1927), современный немецкий профессор философии и
теологии 454
Энгельс Ф. (1820—1895), немецкий мыслитель, соратник К. Маркса 131
Эпикур 123-137, 159, 289, 317, 400
Юм Д. (1711—1776), английский философ 27, 338
Ясперс К. (1883—1969), немецкий философ 24
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов....................................………………………………………………… 2
Введение.....................................…………………………………………………. 4
Тема 1. Предмет этики............:....................…………………………………….. 4
Что означает термин «этика»?.....................…………………………… 4
Моральное измерение личности...................…………………………… 6
Моральное измерение общества...................…………………………... 12
Тема 2. Мораль в жизни человека........................……………………………….. 20
Особенности функционирования морали............……………………….. 20
Ненасилие как категорический моральный запрет......…………………. 21
Единство морали и многообразие нравов............……………………….. 23
Парадокс моральной оценки.....................……………………………….. 25
Парадокс морального поведения..................…………………………….. 26
Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ…………. 29
Учителя человечества............................…………………………………………. 31
Тема 3. Конфуций...................................…………………………………………. 31
Жизнь......................................……………………………………………… 31
Жень: человечность............................…………………………………….. 32
Ли: ритуал..................................……………………………………………. 33
Вэнь: воспитанность............................……………………………………. 36
Цзюнь-цзы: благородный муж...................………………………………. 37
Тема 4. Будда. ...............................……………………………………………………….. 39
Жизнь.....................................……………………………………………… 39
Срединный путь...............................………………………………………. 42
Четыре благородные истины......................……………………………….. 44
Самосовершенствование через самоотрешение........……………………. 46
Тема 5. Моисей.....................................…………………………………………... 48
Жизнь и миссия Моисея.................……………………………………….. 48
Десять заповедей......................……………………………………………. 51
Особенности Декалога как нормативной программы....………………… 53
Об избранном народе и справедливости.............………………………… 54
Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………………58
Жизнь....................................…………………………………………………58
Благая весть………………………………………………………………… 60
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. 62
«Как я возлюбил вас...»........................…………………………………… 64
«А я говорю вам...»..........................……………………………………. 67
От справедливости к милосердию................…………………………… 69
Тема 7. Мухаммед................…………………………………………………… 74
Жизнь и деятельность.......………………………………………………. 74
Истинная вера и последний суд …………………………………………. 78
Устои правоверного мусульманина …………………………………….. 80
Своеобразие этики Корана....…………………………………………….. 82
Философы-моралисты………………………………………………… 85
Тема 8. Сократ..............………………………………………………………….. 85
Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. 85
Добродетель есть знание…………………………………………………... 89
Сократ беседует.......……………………………………………………….. 90
Я знаю, что ничего не знаю……………………………………………….. 93
Тема 9. Эпикур.............…………………………………………………………... 96
Жизнь..............……………………………………………………………… 96
Счастье как безмятежность……………………………………………….. 97
Свобода от страданий……………………………………………………… 99
Свобода от страхов.....…………………………………………………….101
Свобода от социума....…………………………………………………….105
Тема 10. Кант.......................…………………………………………………….. 108
Жизнь.......................……………………………………………………… 108
Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………. 111
Категорический императив........………………………………………. 113
Долг........................……………………………………………………… 116
Постулаты практического разума……………………………………… 118
Тема 11. Милль ………………………………………………………………… 122
Жизнь ……………………………………………………………………. 122
Принцип наибольшего счастья ……………………………………….. 124
Польза и добродетель.....……………………………………………….. 127
Уровни нравственности...……………………………………………… 128
Основания выбора и оценки……………………………………………. 129
Тема 12. Ницше..................……………………………………………………. 134
Жизнь....................………………………………………………………. 134
Мораль рабов................…………………………………………………. 136
Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………. 141
Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148
Тема 13. Толстой.........…………………………………………………………. 148
Жизнь.........………………………………………………………………. 148
Смысл жизни....………………………………………………………….. 153
Не противься злому. …………………………………………………….. 155
Ненасилие как закон …………………………………………………….. 156
Тема 14.Швейцер....................…………………………………………………. 160
Жизнь …………………………………………………………………….. 160
Этика — основа культуры........………………………………………… 166
Этика и мистика...............……………………………………………….. 170
Чистая совесть — изобретение дьявола ……………………………….. 171
Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ …………………………….. 176
Тема 15. Идеал ………………………………………………………………….. 176
Ценности …………………………………………………………………. 177
Иерархия ценностей …………………………………………………….. 177
Идеал ……………………………………………………………………… 181
Идеал единства …………………………………………………………... 184
Нравственный идеализм ………………………………………………… 186
Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………………... 188
Соотнесенность с идеалом.....…………………………………………… 188
Природа и содержание добра и зла ………………………………………190
Взаимоопределенность добра и зла …………………………………….. 192
Выбор....................……………………………………………………….. 194
Конструктивна ли роль зла?....………………………………………….. 195
Тема 17. Долг и совесть.....…………………………………………………….. 198
Императивность морали ………………………………………………… 198
Долг ………………………………………………………………………. 201
Совесть …………………………………………………………………… 204
Тема 18. Свобода............………………………………………………………… 209
Свобода и необходимость ……………………………………………….. 209
Своеволие или автономия?……………………………………………… 211
Свобода выбора и ответственность …………………………………….. 217
Свобода духа..............……………………………………………………. 219
Тема 19. Добродетель и порок.................……………………………………… 222
Этика добродетелей...................………………………………………….. 222
Учение Аристотеля о добродетелях........……………………………….. 224
Внутренний конфликт..................……………………………………….. 226
«Кардинальные» и «теологические» добродетели ……………………. 228
Учение B.C. Соловьева о добродетелях.....……………………………. 230
Франклиновские добродетели............………………………………….. 232
Тема 20. Счастье..............………………………………………………………. 234
Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234
Счастье мудреца........…………………………………………………… 239
Парадокс счастья.......…………………………………………………… 243
Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ…………………………………………. 246
Тема 21. Удовольствие..........…………………………………………………… 247
Понятие удовольствия....………………………………………………… 247
Этика удовольствия......………………………………………………….. 250
Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252
Возвышение наслаждения ……………………………………………….. 254
Тема 22. Польза............………………………………………………………….. 256
Понятие пользы …………………………………………………………... 256
Общий и частный интерес ………………………………………………. 259
Этика пользы........……………………………………………………….. 260
Польза и добродетель..…………………………………………………… 265
Тема 23. Справедливость.............................……………………………………. 267
Понятие справедливости......................………………………………….. 267
Справедливость распределительная и уравнивающая..……………….. 268
Справедливость как равенство..................………………………………. 269
Два принципа справедливости Дж. Ролза..........…………………………271
Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272
Тема 24. Милосердие....................……………………………………………… 278
Заповедь любви..................………………………………………………. 278
Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281
Милосердие и долг................…………………………………………….. 282
Милосердие и справедливость........…………………………………….. 284
Путь совершенства...:............……………………………………………. 286
Тема 25. Прагматика милосердия........…………………………………………. 290
Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291
Мнимое благодеяние...........……………………………………………… 292
Трудность милосердия..........……………………………………………. 294
Этика самоотречения...........…………………………………………….. 295
В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286
Инициативность милосердия.....………………………………………… 297
Добро и насилие..............………………………………………………… 297
Прощение...................……………………………………………………. 300
Любовь к врагам..............………………………………………………… 301
Тема 26. Совершенствование....…………………………………………………302
Нравственное совершенство………………………………………………302
Духовность...........………………………………………………………… 305
Путь совершенствования ………………………………………………… 309
Раздел IV. ПРОБЛЕМЫПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………………. 312
Тема 27. Рациональность и эгоизм …………………………………………….. 316
Эгоизм............…………………………………………………………….. 316
Рациональность действий ……………………………………………….. 318
«Разумный эгоизм»...……………………………………………………. 319
Ограничение эгоизма..…………………………………………………… 324
Дилемма заключенного …………………………………………………. 325
Тема 28. Благотворительность.........................…………………………………. 329
Что такое благотворительность?.................…………………………….. 329
Критика благотворительности...................……………………………… 330
Критерий эффективности......................………………………………….. 333
Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335
Тема29. Эвтаназия................................………………………………………… 340
Определение эвтаназии........…………………………………………….. 340
«За» и «против» эвтаназии......…………………………………………… 342
Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344
Тема 30. Смертная казнь...........................……………………………………… 347
Историческая социология смертной казни........………………………... 347
Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349
Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351
Тема 31. Насилие во благо?.......…………………………………………………354
Что такое насилие?.......……………………………………………………354
Добро против зла?........…………………………………………………….356
Равное возмездие.........……………………………………………………..359
Насилие и государство.....…………………………………………………361
Ненасилие..............…………………………………………………………363
Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365
Именной указатель..............…………………………………………………….. 368
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова. Основные работы: «Социальная природа нравственности» (1974), «Введение в этику» (1985), «Краткая история этики» (в соавторстве с Г. Иррлитцем, 1987), «Золотое правило нравственности» (3-е изд., 1988), «Ненасилие: философия, этика, политика» (ред., 1993), «Великие моралисты» (1995), «Язык и совесть» (1996) и др.
Апресян Рубен Грантович (1953) — доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. Основные работы: «Этический сентиментализм» (1986), «Постижение добра» (1986), «Восхождение к морали» (на исп. яз., 1991), «Мораль и рациональность» (ред., 1995) «Идея морали и основные нормативно-этические программы» (1995), «Опыт ненасилия в XX столетии» (ред., 1996), «Гражданское участие» (ред., 1997).
_____________________________________________________________
Учебное издание