В настоящее время в нормативных документах отсутствует определение НИОКР для целей бухгалтерского учета. Некоторая информация на этот счет содержится в главе 38 части 2 ГК РФ, регулирующей отношения между заказчиком НИОКР и их исполнителем. Согласно пункту 1 статьи 769 ГК РФ возможно заключение двух видов договоров:
· договора на выполнение научно-исследовательских работ, по которому исполнитель обязуется самостоятельно провести научные исследования, обусловленные техническим заданием заказчика;
· договора на проведение опытно-конструкторских и технологических работ, по которому исполнитель обязуется разработать образцы новых изделий, конструкторскую документацию на них или новую технологию.
Данная классификация показывает различие в характере НИР и ОКР с точки зрения гражданского права. Если организация прибегла для проведения НИОКР к услугам стороннего исполнителя, характер работ будет явствовать из заключенного между ними договора. Но как подтвердить сущность проводимых инноваций при их производстве своими силами?
В ПБУ 17/02 прямо указывается, что к научно-исследовательским работам в нем относятся работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - закон № 127-ФЗ). Определения же опытно-конструкторских и технологических работ не расшифровываются. Однако в соответствии со сложившейся практикой экспериментальные разработки не относятся к исследованиям, а как раз представляют собой опытно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, в ПБУ 17/02 и в законе 127-ФЗ используются различные классификации исследований и разработок.
|
По мнению автора, единственно возможный путь для бухгалтера в такой ситуации - понимать под НИОКР в целом все работы в рамках тех видов деятельности, которые перечислены в пункте 2 закона № 127-ФЗ:
· научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
· фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды,
· прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
· научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;
· экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Данный взгляд не противоречит целям применения ПБУ 17/02, так как в нем не устанавливается различных требований для НИР и ОКР.
|
Согласно закону № 127-ФЗ научная и научно-техническая деятельность может осуществляться любыми юридическими лицами, если она предусмотрена их учредительными документами (п. 1 ст. 3). Для коммерческих организаций, скорее всего, не будет характерно проведений фундаментальных научных исследований.
Понимание НИОКР как работ, осуществляемых в рамках деятельности, предусмотренной законом 127-ФЗ, имеет важное следствие. В соответствии с приказом Миннауки РФ от 17.11.1997 № 125 все такие работы подлежат обязательной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре (ВНТИЦ) независимо от организационно-правовой формы организации-исполнителя. То есть, чтобы выполняемые работы можно было отнести к НИОКР для целей применения ПБУ 17/02, необходимо осуществить их государственную регистрацию.
Кроме того, в ПБУ 17/02 заложен ряд ограничений на состав НИОКР, подпадающих под его действие. Оно не применяется в отношении:
· не законченных НИОКР - то есть не регулирует учет расходов на НИОКР в процессе их исполнения;
· НИОКР, результаты которых признаны нематериальными активами организации.
Как мы уже отметили, объектом регулирования ПБУ 17/02 являются не сами НИОКР или их результаты, а совокупность фактических расходов на их проведение. Что именно следует включать в их состав, указано в пункте 9. При этом расходы на НИОКР представляют собой самостоятельный объект учета в соответствии с ПБУ 17/02 при соблюдении ряда условий. Факт выполнения работ и сумма расходов на них должны быть документально подтверждены, а использование результатов может быть продемонстрировано и в будущем приведет к получению экономических выгод. Среди этих критериев вопросы вызывает требование демонстрации результатов работ. Такое требование к объекту учета устанавливается в российской нормативно-правовой базе впервые. При этом не совсем ясно, как, кому и при наличии каких оснований организация должна осуществить эту демонстрацию. Будем полагать, что для целей применения ПБУ 17/02 достаточно наличия теоретической возможности такой демонстрации.
|
Если все требования ПБУ 17/02 соблюдены, расходы на НИОКР предписывается отражать в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 5 ПБУ 17/02). В то же время согласно пункту 6 ПБУ 17/02 единицей их бухгалтерского учета должен являться инвентарный объект. Это положение тут же вызвало сложности в выборе балансового счета для нового объекта бухгалтерского учета. Ведь счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" не предназначен для ведения инвентарного учета, так как относится к группе калькуляционных счетов и служит для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты на учет в качестве таких активов. Кроме того, в предшествующей нормативной практике инвентарными объектами бухгалтерского учета признавались исключительно объекты гражданских прав, а расходы к их числу не относятся. Отметим, что понятия первоначальной и остаточной стоимости для объекта "расходы на НИОКР" ПБУ 17/02 не вводятся. В этом также состоит их отличие от прочих инвентарных внеоборотных активов. Данные несоответствия вызвали бурную полемику, которая завершилась изданием приказа Минфина России от 07.05.2003 № 38н. Этот приказ вносит ряд изменений в действующий план счетов и, в частности, предусматривает открытие субсчетов к счету 04 "Нематериальные активы" - по видам нематериальных активов и по расходам на НИОКР. В результате возникла двойственная ситуация: эти расходы не относятся к нематериальным активам ни по ПБУ 17/02, ни по ПБУ 14/2000, но в то же время подлежат отражению на счете учета нематериальных активов, несмотря на отмеченные различия.