Внутреннее оформление книги.




Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №144

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

 

 

Зав. библиотекой

Панфилова Т.А.

 

г. Донецк

 

 

«ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ»

(1–4 классы)

Ц е л и: формировать у детей бережное отношение к книге; ознакомить с правилами общения и обращения с книгой; обучать навыкам простейшего ремонта книг, сформировать знания об элементах и структуре книги; познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике)

 

Оборудование:

Выставка книг, находящихся в разном состоянии: «Книги просят защиты», «Книга благодарит», «Книга жалуется», выставка книг с иллюстрациями разных художников.

 

Оформление доски:

 

Внешнее оформление книги:

 

– обложка;

 

– суперобложка;

 

– автор, название книги;

 

– издательство, место и год издания книги.

 

Внутреннее оформление книги:

 

– форзац;

 

– фронтиспис;

 

– титул;

 

– шмуцтитул;

 

– заставка, концовка.

 

 

Ход занятия

 

1. Разговор о первом посещении библиотеки, о понравившихся книгах.

 

2. Беседа о выставке.

 

3. Знакомство с оформлением книги (внешним и внутренним)

 

 

Внешнее оформление книги.

 

1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона, – тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом.

 

Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки.

 

2. Суперобложка – поверх твердого переплета иногда надевается еще одна бумажная обложка. На ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

 

3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

 

4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики.

 

Задание: сравнить иллюстрации нескольких художников.

 

Внутреннее оформление книги.

 

1. Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нем бывает рисунок.

 

2. Перевернем еще страницу. Новый разворот. На левой стороне помещен фронтиспис, на правой – титул.

 

Вот еще два незнакомых слова. Что же это такое?

 

а) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги.

 

б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

 

3. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитулом. На нем изображаются название или номер главы и рисунок.

 

4. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.

 

 

Ведущий: Все эти книги поступили в библиотеку в один и тот же день. Посмотрите, какие они разные. Какая же странная история приключилась с ними! Кто испортил нарядные переплеты?

 

 

1 - я к н и г а. Я расскажу, что случилось с бедными книжками. (Выходят два ученика с книгами.)

 

1 - й ч т е ц. У Скворцова Гришки

 

Жили-были книжки –

 

Грязные, лохматые,

 

Рваные, горбатые,

 

Без конца и без начала,

 

Переплеты как мочала,

 

На листах каракули.

 

Книжки горько плакали.

 

 

2 - й ч т е ц. Дрался Гришка с Мишкой,

 

Замахнулся книжкой,

 

Дал разок по голове –

 

Вместо книжки стало две.

 

1 - й ч т е ц. Горько жаловался Гоголь:

 

Был он в молодости щеголь,

 

А теперь, на склоне лет,

 

Он растрепан и раздет.

 

 

2 - й ч т е ц. У бедняги Робинзона

 

Нарисована корона.

 

 

1 - й ч т е ц. У Крылова вырван лист.

 

 

2 - й ч т е ц. А в грамматике измятой

 

На странице тридцать пятой

 

Нарисован трубочист.

 

 

1 - й ч т е ц. В географии Петрова

 

Кожа содрана с картона

 

И написано: «Сия

 

География моя.

 

Кто возьмет ее без спросу,

 

Тот останется без носу!»

 

 

1 - я к н и г а. Как нам быть? – спросили книжки –

 

Как избавиться от Гришки?

 

 

2 - я к н и г а. И сказали братья Гримм:

 

– Вот что, книжки, убежим.

 

 

1 - я к н и г а. Растрепанный задачник,

 

Ворчун и неудачник,

 

Прошамкал им в ответ:

 

– Девчонки и мальчишки

 

Везде калечат книжки.

 

Куда бежать от Гришки?

 

Нигде спасенья нет!

 

 

2 - я к н и г а. Бежим в библиотеку.

 

В центральный наш приют, –

 

Там книжку человеку

 

В обиду не дают.

 

 

1 - й ч т е ц. Беспризорные калеки

 

Входят в зал библиотеки.

 

Светят лампы над столом.

 

Блещут полки за стеклом.

 

 

2 - й ч т е ц. В перелетах темной кожи

 

Разместившись вдоль стены,

 

Словно зрители из ложи

 

Книжки смотрят с вышины.

 

 

1 - й ч т е ц. Бесприютные вы книжки,

 

Истрепали вас мальчишки!

 

Отнесем мы вас к врачу –

 

К Митрофану Кузьмичу.

 

 

2 - й ч т е ц. Он вас, бедных, пожалеет,

 

И подчистит, и подклеит,

 

И обрежет, и сошьет,

 

И оденет в переплет.

 

 

Б и б л и о т е к а р ь. Послушайте, что же произошло дальше.

 

 

1 и 2 - й ч т е ц ы. А у Гришки неудача –

 

Гришке задана задача.

 

Стал задачник он искать.

 

Заглянул он под кровать,

 

Под столы, под табуретки,

 

Под диваны и кушетки.

 

Ищет в печке и в ведре,

 

И в собачьей конуре.

 

Гришке горько и обидно,

 

А задачника не видно.

 

 

Г р и ш к а. Что тут делать? Как тут быть?

 

Где задачник раздобыть?

 

Остается – с моста в реку

 

Иль бежать в библиотеку!

 

2 - й ч т е ц. Говорят, в читальный зал

 

Мальчик маленький вбежал

 

И спросил у строгой тети:

 

 

Г р и ш к а. Вы тут книжки выдаете?

 

 

2 - й ч т е ц. А в ответ со всех сторон

 

Закричали книжки:

 

– Вон! (Все вместе.)

 

 

Б и б л и о т е к а р ь. Вот что случается, если книги попадают к читателю, не знающему правил обращения с ними. Что же это за правила?

 

Ответы детей:

 

1. С книгой надо обращаться аккуратно, на ней не рисуют, не раскрашивают.

 

2. Берут книги чистыми руками.

 

3. Не читают во время еды и т. д.

 

Книги задают вопросы детям:

 

1. Что делать, если на улице дождь, снег, а книжку надо отнести в библиотеку?

 

2. Для чего нужно пользоваться закладкой?

 

3. Где должны храниться книги дома?

 

 

Библиотекарь. Для пострадавших книг у нас есть «книжкина больница», в которой работают добрые и внимательные врачи. Сегодня в ее адрес пришла посылка. Давайте посмотрим, что там внутри.

 

Читает письмо от Айболита.

 

«Я умею лечить зверей, а у вас, я слышал, лечат книги. Прошу помочь».

 

В посылке упакованы книги, нуждающиеся в ремонте.

 

Материал для ремонта: полоски бумаги шириной 1,5–2 см, 2–4 см, клей.

 

Игра «Сегодня мы врачи» (Дети «лечат» книги)

 

Домашнее задание: (по выбору детей)

 

1)сделать закладки для книг, написать рассказ, сказку, стихотворение, подобрать стихи на какую-либо тему.

 

2) Подготовиться к созданию рукописной книги:

 

а) скрепить (склеить) альбомные листы;

 

б) оформить обложку;

 

в) подготовить иллюстрации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: