должен знать: основные принципы наставничества и тьюторства, формы и приемы обучения практическим навыкам необходимых вожатым, содержание программы «Школа вожатского мастерства» и основные подходы к ее организации, приемы и формы организации аналитической деятельности с детьми и коллегами.
Должен уметь: оказывать помощь и поддержку начинающим вожатым; письменно оформлять результаты аналитической деятельности; обобщать и передавать собственный педагогический опыт; рационально организовывать свой труд и работу напарника, пользоваться способами саморегуляции и саморелаксации, проводить практические занятие не менее чем по двум темам программы «Школа вожатского мастерства».
В целом, навыки и профессиональные компетенции, полученные от участия в образовательном проекте «Дельфин.ru» в будущем пригодятся специалисту в любой сфере. Опыт общения с детьми и взрослыми, работы в команде, публичных выступлений, умение планировать свою деятельность и жизнедеятельность детского коллектива, прогнозировать результат, своевременно принимать решения, мобильность, креативность, умение работать с информацией и т. д. – всё это станет неотъемлемой частью конкурентоспособного профессионала.
Этапы реализации проекта:
Программа состоит из 4-х этапов:
1. Подготовительный этап.
Прохождение кандидатами системы организационных и педагогических мероприятий, направленных на определение степени и наличия индивидуально-личностных особенностей и качеств, необходимых для участия в проекте.
Алгоритм отбора кандидатов состоит из следующих этапов:
- рассмотрение резюме (в том числе, выявление интересов кандидатов, профильных умений и спортивных достижений) и отзывов на бойца от регионального отделения;
- направление пакета психолого-педагогической диагностики для определения индивидуально-личностных характеристик кандидатов и возможностей (оценка личностных характеристик: уровень общительности, уровень интеллекта, эмоциональная уравновешенность, ответственность, спонтанная и реактивная агрессивность, стиль педагогической деятельности). На этом этапе из числа кандидатов исключаются лица, имеющие по результатам диагностики низкий уровень интеллекта, высокий уровень спонтанной и реактивной агрессии, амбивалентную направленность личности;
- проведение скайп-собеседований с потенциальными кандидатами после положительных результатов психолого-педагогической диагностики. Скайп-собеседование проводится с наличием результатов диагностики, дополнительных вопросов для подтверждения или опровержения результатов диагностики).
Результаты:
- формирование списочного состава участников проекта по двум категориям (вожатый, вожатый-наставник);
- приглашение кандидатов на работу в детский лагерь базу проекта;
- информирование кандидатов по всем организационным моментам, связанным с приездом.
2. Адаптационно-подготовительный.
На этом этапе главным является трудоустройство, адаптация, прохождение инструктажей, знакомство с территорией детского лагеря, друг с другом, с предстоящей деятельностью, первичная педагогическая диагностика имеющихся знаний и профессионального опыта по выстраиванию перспектив профессионального роста на период работы в детском лагере (приложение 1).
Результаты:
- участники знакомы друг с другом, с руководителями проекта;
- участники знакомы с территорией лагеря и знают его возможности для развития ребёнка и самих участников;
- участники приняли правила, нормы, требования проживания и совместной деятельности;
- сформирован ВСПО «Дельфин.ru»;
- участники имеют представления о перспективах деятельности на период работы в детском лагере и определены индивидуальные цели и задания в ходе обучения в рамках проекта.
3. Учебно- стажировочный этап.
Стажировка участников проекта проходит в ходе непосредственной работы с детьми в течение 2-х лагерных смен. В зависимости от уровня подготовленности участника и его целей обучения участники выполняют задания стажировки и посещают учебные занятия.
Стажировка направлена на освоение педагогических методик и технологий работы с ВДО в условиях детского лагеря через выполнение различных заданий и решение кейсов с последующим анализом деятельности.
Основные виды заданий участникам на период стажировки:
вожатый | Вожатый-наставник |
- проведение отрядных дел и других форм жизнедеятельности отряда; | |
- наблюдение за выполнением наставниками своих функциональных обязанностей; | - проведение анализа дела, дня с напарником; |
- самостоятельная работа с методической литературой и интернет – ресурсами в соответствии с заданиями; | |
- участие в педагогических совещаниях детского лагеря (по итогам оргпериода и в целом смены); | - разработка и проведение педагогических совещаний детского лагеря (по итогам оргпериода и в целом смены); |
- подготовка и проведение игр для детей | - подготовка и проведение игр для других вожатых с целью обмена опытом; |
- разработка и защита программы отрядной деятельности на 2-ю смену. | - проведение мастер-класса для других вожатых |
- формирование методической копилки с описанием способов и приемов работы с детьми | - разработка конспекта занятия по 2 практическим темам программы «Школа вожатского мастерства» |
Также в этот период идет обучение участников проекта:
№ п/п | Наименование занятия | семинар | Практи-ческие занятия | Выполнение задания | примечание |
1. | Мастерство коммуникации – основа успешного взаимодействия с детьми и коллегами | - | Все участники проекта | ||
2. | Возрастные особенности и психологическая характеристика современных подростков | - | вожатые | ||
3. | Работа с детьми с трудностями в адаптации. Методика проведения индивидуальной беседы с ребенком | - | вожатые | ||
4. | Методика работы отрядного вожатого по командообразованию и сплочению подростков, конструктивному взаимодействию в детском коллективе | - | вожатые | ||
5. | Решение проблемных ситуаций и преодоление педагогических трудностей в работе с отрядом | Вожатые- наставники проводят для напарников | |||
6. | Способы и приёмы саморегуляции поведения, саморефлексии, самооценка | - | Вожатые- наставники | ||
7. | Целеполагание и планирование деятельности отряда в логике лагерной смены. Требования к программе отрядной деятельности | вожатые | |||
8. | Методика организации аналитической работы с детьми | вожатые | |||
9. | Педагогический анализ в работе вожатого | Вожатые-наставники проводят анализ дела, дня, периода смены | |||
10. | Педагогическая диагностика в работе отрядного вожатого | вожатые | |||
11. | Методика подготовки и проведения отрядных и общих дел. Требования к написанию сценариев | Все участники проекта | |||
12. | Методика подготовки и проведения отрядных «огоньков» | вожатые | |||
13. | Игровые технологии в работе вожатого | вожатые | |||
14. | Основы делового взаимодействия и напарничества | Вожатые-наставники | |||
15. | Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности ребёнка в детском лагере. Профилактика детского травматизма | Все участники проекта | |||
16. | Методика предъявления и контроля единых педагогических и санитарно-гигиенических требований | - | вожатые | ||
17. | Образ вожатого, корпоративная культура СПО МООО «РСО» | - | Все участники проекта | ||
18. | Программа подготовки вожатых «Школа вожатского мастерства». Методика проведения обучающих практических занятий по программе. | Вожатые- наставники | |||
19. | Основные принципы наставничества и тьюторства в работе в детском лагере | Вожатые- наставники | |||
20. | Мастер-классы по заявленной тематике | Вожатые-наставники проводят | |||
21. | Итоговая продуктивная игра «Вожатский батл» | Все участники проекта по двум номинациям |
Результаты:
- владение участниками базовыми знаниями по методике организации совместной деятельности с подростками;
- участники знают основные формы работы с ВДО и могут их организовывать;
- участники имеют представление об основных направлениях и видах деятельности вожатого детского лагеря;
- участниками подготовлены сценарные планы различных отрядных дел в логике лагерной смены и конспекты всех заданий стажировки;
- у участников сформирована педагогическая позиция в работе с детьми;
- определены направления и области деятельности, которые вызвали затруднения у участника в работе с детьми.
4. Итоговый этап.
Данный этап представляет собой аналитическую деятельность: критический анализ собственной педагогической деятельности, оценка и самооценка уровня профессиональной деятельности в качестве вожатого детского лагеря (приложение 1).
Определение перспектив собственного развития в СПО.
Предоставление информации в региональные отделения по итогам участия студентов в проекте о качестве работы и готовности студентов к дальнейшей работе в СПО.